Конфликты на съёмочной площадке – это не редкость, а вполне обыденное явление. Ведь когда в одном проекте участвует огромное количество талантливых людей, у каждого из которых своё видение сценария, свои привычки и амбиции, свой опыт, недопонимание и ссоры просто неизбежны. Иногда разногласия удаётся уладить сразу, иногда страсти накаляются до такой степени, что приходится менять актёров, переписывать сюжетные линии, разделять совместные сцены или вовсе отменять съёмки. История нашего кинематографа знает случаи, когда враждующие артисты смогли завершить работу над картиной. Благодаря их мастерству мы не видим на экране между героями ничего, что навело бы нас на мысли о реальном конфликте.
Сергей Бондарчук и Элина Быстрицкая
Мелодрама Фридриха Эрмлера «Неоконченная повесть» вышла на экраны в 1955 году, рассказывает историю талантливого кораблестроителя Юрия Ершова, у которого после несчастного случая парализованы ноги. Ершов вопреки всему не сдаётся и продолжает работать. Во многом он черпает силы из чувства, которое испытывает к участковому врачу Елизавете Мурамцевой. Она каждое утро навещает его, не подозревая о том, что пациент ждёт её с нетерпением.
Чудотворная любовь, которую показали на экране Сергей Бондарчук и Элина Быстрицкая, трогает до глубины души. Никто из зрителей даже не догадывался, что на самом деле исполнители главных ролей испытывали друг к другу глубокую неприязнь. Она зародилась ещё за несколько лет до «Неоконченной повести». Первый раз актёры столкнулись на съёмках кинофильма «Тарас Шевченко». У Бондарчукабыла главная роль, у Быстрицкой – эпизодическая. Однажды в буфете он резко отодвинул её в сторону, сказав при этом что-то непристойное. Быстрицкая была шокирована таким отношением.
Узнав, что её партнёром по «Неоконченной повести» будет тот самый зазвездившийся грубиян, Быстрицкая отказалась от роли, но режиссёр уговорил её передумать. На площадке, кажется, не было ни дня, чтобы не прозвучали взаимные колкости. За кадром партнёры даже не здоровались друг с другом. Однажды после очередной грубости Быстрицкая не сдержала слёз и отказалась работать с Бондарчуком. Эрмлер пообещал актрисе, что они не будут больше появляться в одной сцене вдвоём. Из-за этого конфликта диалоги главных героев снимали крупным планом и раздельно. Сцена, где Елизавета признаётся в любви, снималась без Бондарчука, а сама актриса обращалась к режиссёру.
Владимир Высоцкий и Владимир Конкин
Эти два прекрасных артиста не поладили друг с другом на съёмках детективного сериала «Место встречи изменить нельзя». Жеглов и Шарапов часто спорили между собой и на экране, но по сценарию вражды между ними не было. В жизни всё было гораздо сложнее. Владимир Конкин признавался, что Высоцкий не стал ему другом, «он был товарищем по работе, причём очень своеобразным товарищем», работать с ним было нелегко:
«Вот он добрый, прекрасный, замечательный – через три секунды меняется в лице… Ор, упрёки – чего там только не было! Я в такой свинской ситуации до этого никогда не оказывался».
Это повторялось из раза в раз, и Конкин чувствовал, что оказался в тягостной для него обстановке, которая могла бы выбить из колеи даже самого «толстокожего» актёра. Однажды нервы у него сдали, и он начал собирать чемодан. К счастью, бросить съёмки ему не дал другой коллега: заметив сборы Конкина, Виктор Павлов предложил ему выйти подышать. На улице он начал так комично читать сценарий, что Конкин «чуть не помер со смеху». По его словам, «этот гений» вырвал из него «клещами тот неправильный ржавый гвоздик сомнений и горечи», поэтому он остался и продолжил работать».
Когда в 1979 году фильм вышел на экраны, Владимир Конкин понял, что бросить проект и коллег из-за личного конфликта было бы неправильно. Он был благодарен Павлову за то, что тот не дал ему совершить ошибку.
Николай Рыбников и Надежда Румянцева
Бессмертный фильм Юрия Чулюкина «Девчата», снятый по одноимённой повести Бориса Бедного, покорил сердца миллионов зрителей в 1962 году. На роль Тоси Кислицыной претендовали десятки актрис, но режиссёр безжалостно браковал всех кандидаток, поскольку его сердце принадлежало Надежде Румянцевой. Заводная, непоседливая, звонкая девчонка (которой был 31 год) идеально вписывалась в образ. Руководитель проекта Михаил Ромм был согласен с Чулюкиным: «Играть будет эта «пичуга»». Илью Ковригина уже подбирали под Румянцеву. Идеальным партнёром казался Николай Рыбников. Однако он невзлюбил «выскочку» Румянцеву, так как хотел сниматься вместе со своей женой Аллой Ларионовой, но ей роли не нашлось. Румянцева позже вспоминала:
«На съемочную площадку приехал не просто Коля, а Коля-суперзвезда, который на всех других артистов смотрел свысока».
Рыбникова раздражало то, что режиссёр «носится» с Румянцевой и прислушивается к её трактовкам мизансцен. Надежда же считала, что раз фильм называется «Девчата», то и женский взгляд тут важнее. Чулюкину нравился задиристых характер любимицы, и это ещё больше задевало Рыбникова. На съёмках пара всё время препиралась, романтические сцены выходили неудачными, что уже начало раздражать режиссёра. Однажды он посетовал, что напрасно отказался от изначально утвержденного на роль Владимира Трещалова, и сказал, что сцены надо переснимать. После этого Рыбников расстался со звёздной болезнью и изменил отношение к коллегам.
Валентин Гафт и Александра Яковлева
Премьера советской новогодней киносказки «Чародеи» состоялась 31 декабря 1982 года. Многие помнят, что в ней Валентин Гафт сыграл Аполлона Митрофановича Сатанеева, который влюблён в Алёну Игоревну Санину, героиню Александры Яковлевой. В жизни актёр не испытывал ничего подобного к своей «пассии». Он её просто не выносил! И на то были объективные причины. Яковлева, которую режиссёр выбрал на роль за «некую чертовщинку», оправдывала такое видение. Она постоянно опаздывала, часто забывала слова и так долго гримировалась, что всей команде приходилось её ждать. Пунктуального и педантичного Гафта это приводило в бешенство.
Однажды, когда Алёна Игоревна снова перепутала реплики, Сатанеев натуральным образом осатанел и схватил её за шею. После он наотрез отказался работать с безответственной Яковлевой. Константину Бромбергу пришлось очень долго уговаривать актёра остаться в его проекте. Режиссёр поступил точно так же, как его коллега Фридрих Эрмлер: он снимал совместные сцены враждующих артистов по отдельности. Поэтому Сатанеев признавался в любви Алёнушке, обращаясь ко второму режиссёру, Юлии Константиновой.