В особняк к Сталину Веру привозили по ночам. Как дочь землемера стала возлюбленной хозяина

-8

На плакатах 1947 года её лицо сияло благородной сдержанностью, а взгляд излучал уверенность настоящей советской женщины. Вера Давыдова, заслуженная артистка двух республик, лауреат Сталинской премии и депутат Верховного Совета, смотрела на сограждан с бумажного олимпа, недосягаемая и величественная. И лишь немногие догадывались, что то же самое лицо, не уже без грима и ретуши, отражалось в зеркалах роскошного особняка на окраине Москвы, куда её привозили по ночам с завидной регулярностью.

Судьба этой женщины напоминала сложнейшую оперную партитуру: головокружительные верхние ноты чередовались с внезапными паузами, а за блестящими пассажами скрывались мрачные акценты. Её голос покорял многотысячные залы, но умолкал в присутствии одного-единственного зрителя.

Вера Александровна

Голос, рождённый в Нижнем

Как часто самые удивительные таланты прорастают из самой неплодородной почвы. Вера Давыдова появилась на свет не в театральной семье, не в столице искусств, а в простой избе землемера. Её путь начался вдали от бархатных кресел Большого театра. Это была девочка из Нижнего Новгорода, которая могла бы прожить жизнь, так и не узнав о своём даре, если бы не революция и новая политика «кадров из народа».

Природа наделила Веру меццо-сопрано такой глубины и силы, что знатоки сравнивали его с бархатистым контральто Надежды Обуховой. Но, в отличие от последней, Давыдова привнесла в академическое пение нечто совершенно новое, какаю-то особую русскую искренность, которая делала её исполнение уникальным. В Мариинском театре, куда она попала после консерватории, Вера быстро заработала репутацию восходящей звезды.

А потом судьба сыграла с ней злую шутку — на спектакле оказался Он. Иосиф Виссарионович, вождь народов и заядлый театрал. Кто знает, что именно зацепило его в пении молодой певицы: искренность исполнения или стать высокой, красивой женщины? В те годы решения принимались стремительно, и вот уже Давыдову переводят в Большой театр, зачисляют в труппу на положение первой меццо-сопрано.

Официальная пресса преподносила это как признание таланта, как закономерное продвижение молодой певицы по карьерной лестнице. Сама Вера Александровна в редких интервью называла это «высокой честью» и «огромным доверием партии». Закулисные же разговоры рисовали совсем иную картину, где голос был лишь поводом, а настоящая причина крылась в тёмных глазах грузинского происхождения, пронзительно смотревших с кремлёвской трибуны.

Сталин, он же хозяин

Переезд на Олимп

В Москве молодая певица поначалу ютилась у подруги по консерватории, потом в гостинице «Националь». Это был уже немалый прыжок вверх по социальной лестнице для той, чьё детство прошло в деревенской избе. Но настоящие сокровища ожидали её впереди.

Вскоре карьера Давыдовой вспыхнула ярче новогодней ёлки — концерты в Колонном зале, выступления в Большом зале консерватории, правительственные мероприятия. Такой стремительный взлёт даже по советским меркам, где «социальные лифты» работали на полную мощность, выглядел подозрительно. Но в стране, где вчерашние пастухи становились академиками, а кухарки наркомами, мало кто задавался вопросом: «почему?».

А между тем, в канун 15-й годовщины Октябрьской революции судьба преподнесла Вере ещё один «подарок» — ей доверили исполнить сольную партию в драматической симфонии «Ленин» Виссариона Шебалина. Петь предстояло перед всеми членами Политбюро, перед самим «хозяином».

И она справилась блестяще. Голос её звучал так проникновенно, что даже привычные к фальши кремлёвские небожители прониклись искренностью исполнения. Шквал аплодисментов обрушился на певицу, а лица в правительственной ложе расплылись в улыбках одобрения. Для обычной артистки это уже было бы вершиной карьеры, но для Веры Давыдовой всё только начиналось.

-3

Особняк на окраине

После одного из новогодних кремлёвских приёмов в кармане шубы Давыдовой обнаружилась записка: «Около Манежа вас будет ждать машина. Шофер доставит вас на место. Записку сохраните». Могла ли она отказаться? Конечно, теоретически — да. Но в практике советской жизни такой отказ мог стоить не только карьеры.

Шофёр, молчаливый мужчина с безликой внешностью, привёз её к особняку, который выглядел словно декорация к «Евгению Онегину»: старинная архитектура, глухие ворота, военная охрана. Внутри её встретили с той особой любезностью, которая хуже оскорбления — безмолвная женщина, похожая на монахиню без рясы, помогла снять шубу и провела в гостиную.

А потом появился Он, человек, о котором слагали песни, которому установили больше памятников, чем любому другому правителю в истории, чьё имя произносилось с придыханием от Бреста до Владивостока. Иосиф Виссарионович Сталин предстал перед ней не полубогом, а немолодым мужчиной невысокого роста, с изрытым оспой лицом и жёлтыми зубами заядлого курильщика.

Ужин, накрытый в гостиной, мог бы вызвать зависть у иного французского монарха — изысканные вина, фрукты не по сезону, деликатесы, о которых рядовые москвичи и не мечтали в те голодные годы. Они беседовали о музыке, о театре, о войне, которая тогда ещё только маячила на горизонте. А после ужина он показал ей другие комнаты особняка.

Историки любят сравнивать фавориток разных эпох:

Нефертити, чьё лицо украшает музеи всего мира, мадам Помпадур, правившую Францией из королевской спальни, графиню Дюбарри, взошедшую на эшафот.

Вера Давыдова едва ли подозревала, что становится звеном в этой бесконечной цепи женщин, чья красота и талант превращались в разменную монету на рынке власти.

Отличие было лишь в том, что тоталитарные диктатуры XX века научились прятать свои причуды за фасадом пуританской морали.

-4

Нескромные радости советского пуританства

На публичных мероприятиях Сталин любил играть роль аскета. На том же новогоднем банкете, где в кармане Давыдовой появилась странная записка, он прилюдно отчитал её за излишне пышный наряд.

— Зачем вы так пышно одеваетесь? — начал он после достаточно продолжительного рассматривания молодой певицы в упор. — Неужели вам не кажется безвкусным ваше платье? Вам надо быть скромнее. Надо меньше думать о платьях и больше работать над собой.

Затем последовало унизительное сравнение с другой красавицей, Натальей Шпиллер, которая в одежде всегда была подчёркнуто скромна и игнорировала косметику и драгоценности.

— Вот она не думает о своих туалетах так много, как вы, а думает о своем искусстве.

Возможно, в этот момент Давыдова ещё не догадывалась, что скромница Шпиллер тоже была частью кремлёвского «гарема», её среди ночи будили звонками и привозили в компанию пьяных партийцев, заставляя петь народные песни.

Такова была изнанка сталинской эпохи — публичный пуританизм и скромность соседствовали с разгулом, достойным римских императоров. Разница лишь в том, что Калигула не скрывал своих вечеринок, а советская власть проводила их за глухими заборами правительственных дач.

-5

Цена вопроса

После встречи в особняке жизнь Веры Давыдовой изменилась кардинально. Шофёр, отвозивший её домой, едва справился с количеством коробок, которые Сталин распорядился выдать певице. А через несколько дней ей вручили ордер на трёхкомнатную квартиру на Кузнецком мосту — роскошь по тем временам несусветная.

Квартира быстро обросла модной мебелью, туда провели телефон, особую привилегию, о которой большинство москвичей не смело и мечтать. По соседству с ней теперь жили певцы, музыканты, актёры — богема сталинской Москвы. На противоположной стороне — друг детства её мужа, бас Серго Гоциридзе.

А, кстати, о муже. Давыдова была замужем за грузином, что придавало пикантности её отношениям со Сталиным, тоже уроженцем Грузии. Муж большую часть времени находился в родной республике, что, вероятно, облегчало тайные встречи певицы с вождём. Или, может быть, это было намеренно устроено так? В мире сталинской политики случайностей не существовало.

Встречи происходили по одному и тому же сценарию: шофёр появлялся после спектакля, машина мчалась через ночную Москву, охрана, особняк, ужин… Сталин не отличался особой нежностью или романтичностью. Он был прямолинеен и груб, как и подобает человеку, привыкшему повелевать миллионами.

-6

Оперная дива и кремлёвская фаворитка

В 1930-е и 1940-е годы в Большом театре постоянно ставились оперы советских авторов — произведения, пронизанные идеологией, часто написанные на исторические или революционные темы. Большинство из них не удерживалось в репертуаре долго, несмотря на всю государственную поддержку.

Для Веры Давыдовой особым испытанием стала роль Аксиньи в опере «Тихий Дон» Ивана Дзержинского. Создать образ современной женщины было для неё задачей новой и непростой. Но она справилась блестяще, не зря на всех спектаклях присутствовали и сам Михаил Шолохов, и композитор Дзержинский.

Сталин, присутствовавший на премьере, оценил усилия постановщиков и исполнителей:

— Я думаю, что вы на правильном пути. Создавать современные, советские оперы — большая задача, но на то вы и Большой театр, чтобы решать большие задачи.

За кулисами многие понимали, что одобрение вождя связано не только с идеологической правильностью постановки. Его взгляд особенно долго задерживался на фигуре Давыдовой, которая в роли страстной казачки выглядела особенно притягательно.

Когда кремлёвские часы бьют полночь

Отношения Сталина с Давыдовой продолжались и в военные годы, хотя встречи стали реже, у вождя народов было слишком много забот на фронтах. Парадоксально, но именно в это время певица увидела в нём проблески человечности.

— На пути нашем не будет остановок и привалов, мы идем дальше. Ты красивая, горячишь кавказскую кровь. — говорил он в редкие минуты нежности.

В победном мае 1945-го Москва утопала в цветах и знаменах. Первомайские праздники отмечались с размахом, насколько это позволяла ещё не оправившаяся от войны страна. Большой театр устраивал грандиозный концерт, где Вера Давыдова исполнила несколько произведений из своего репертуара.

Апофеозом праздника стало выступление в Георгиевском зале Кремлёвского дворца. Лидия Русланова порвала зал своими «Валенками», Иван Козловский растрогал публику гитарными романсами. А когда Анастас Микоян попросил Веру Александровну исполнить грузинскую песню, она спела «Цицинатели». Сталин был тронут. Он лично пожал ей руку, и в этом рукопожатии было что-то большее, чем просто благодарность артистке.

Давыдова

Депутат особого назначения

Политическая карьера Давыдовой развивалась столь же стремительно, как и театральная. В 1947 году портреты «народной избранницы» украсили половину московских улиц — красивое лицо смотрело на сограждан с плакатов, призывавших голосовать за кандидата блока коммунистов и беспартийных.

Высокая, статная, с пышными тёмными волосами, она выглядела как идеальное воплощение советской женщины — талантливой, успешной, излучающей уверенность. На встречах с избирателями она говорила правильные слова о том, как обычной девушке из деревни позволили реализовать талант и достичь невиданных высот.

— Нигде не могло бы так случиться, чтобы артистку оперного театра народ избирал в верховный орган государства. Это может быть только у нас, в Советской стране, — её слова звучали искренне, хотя под ними скрывалась горькая ирония реальности.

Депутат Верховного Совета СССР — должность во многом декоративная, но открывавшая двери в высшие эшелоны власти. Для простых граждан такой взлёт выглядел фантастическим воплощением советской мечты. Для самой Веры это была ещё одна золотая клетка, ещё одна роль в бесконечном спектакле под названием «счастливая жизнь в стране победившего социализма».

-8

Голос, переживший эпоху

История Веры Давыдовой — это не просто пикантный эпизод из жизни кремлёвской элиты. Это отражение целой эпохи, где искусство, политика и «любовь» переплетались в тугой узел.

Когда-то древний философ Плутарх писал о персидских царях, отсылавших законных жён перед пирами, чтобы предаваться утехам с наложницами и музыкантшами. Сталинская эпоха, при всём своём революционном пафосе, мало чем отличалась от древнеперсидских нравов, разве что большей лицемерностью и умением скрывать свои слабости.

И всё же настоящий триумф Веры Давыдовой заключался не в близости к вождю, а в том, что её голос пережил эпоху, режим и самого диктатора. Когда от сталинской системы остались лишь страницы в учебниках истории, записи её пения продолжали волновать сердца.

Трудно сейчас судить об истинных отношениях между Сталиным и Давыдовой, ведь архивные материалы слишком противоречивы. Мы никогда не узнаем, что чувствовала женщина, оказавшись в особняке с человеком, вершившим судьбы миллионов людей. Но в этой истории, как в античной трагедии, голос, тело и власть сплелись воедино, порождая сюжет, достойный самой драматичной оперы.

Load More Related Articles