Картина Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо» мгновенно завоевала сердца зрителей после своего выхода в 1976 году. Завораживающая история о страстной Раде, мужественном Зобаре и влюблённом в Раду помещике, дополненная прекрасными мелодиями и энергичными танцами, обеспечила «Табору» оглушительный успех.
Особую любовь к фильму питали представители цыганской культуры. Они могли арендовать целый кинозал, чтобы насладиться просмотром любимой ленты в компании родных и близких, не стесняясь своих эмоций, подпевая знакомым мотивам и даже пускаясь в пляс.
«Терпите, раз уж со мной работаете!»
Эмиль Лотяну стремился к абсолютной искренности эмоций, запечатлённых на плёнке, не считаясь ни с чем. Для него было критически важно, чтобы зритель безоговорочно поверил в подлинность каждой эмоции, каждого произнесённого слова. При этом переживания самих актёров его мало заботили.
Ходили слухи, что во время работы над сценой страстного танца между Радой и Зобаром режиссёр был недоволен недостаточной интенсивностью чувств. Тогда он распорядился разместить листы металла под голыми ногами исполнителей. Со временем, под палящим солнцем, металл раскалился до такой степени, что на лицах Светланы Тома и Григоре Григориу проявилась неподдельная мука, которую они отчаянно пытались скрыть.
Именно этого эффекта и желал добиться Лотяну. Сцена была успешно отснята, подарив зрителям незабываемые кадры, а полученные актёрами ожоги оказались для режиссёра второстепенным обстоятельством.
«Это не съёмки, а испытание на прочность!»
В процессе создания финальной сцены режиссёр прибегнул к весьма рискованному приёму. Нанося удар ножом Светлане Тома, Григоре Григориу испытал сильнейший шок, чуть не лишившись чувств от испуга: из области груди актрисы брызнула кровь.
Он осознавал абсурдность происходящего: реквизит был безопасным, ранение исключено. Однако он своими глазами видел, как Светлана издала пронзительный крик, а кровь выглядела совершенно настоящей!
Неужели случилась ошибка и он стал причиной трагедии?
В действительности режиссёр тайно поместил под одежду Светланы капсулу, наполненную искусственной кровью, оставив в неведении актёра, игравшего роль страстного жениха. Григориу испытал колоссальное эмоциональное потрясение — именно этого и добивался Эмиль Лотяну: искренние чувства актёра были зафиксированы камерой.
«Девушки, что с вами?»
Картина «Табор уходит в небо» пронизана проникновенными и удивительно прекрасными цыганскими мелодиями, затрагивающими самые глубокие чувства и полными грусти и нежности. Их звучание обеспечили цыганские исполнители, среди которых было немало одарённых людей. В массовых сценах были задействованы настоящие кочевые цыгане всех возрастов.
Однако на ключевую роль – своенравной и непокорной Рады – Эмилю Лотяну так и не удалось найти подходящую актрису среди цыганского населения. После многочисленных кастингов, на которые явились молодые и привлекательные девушки, Лотяну выбрал четырёх наиболее перспективных и харизматичных. Но, как только они узнали о содержании некоторых сцен, все они по очереди отказались от участия в проекте.
«Почему цыганки боялись играть Раду?»
Причина конфликта заключалась в том, что Рада в киноленте нарушила сразу несколько незыблемых цыганских обычаев. Прежде всего, она осмелилась высмеивать представителя мужского пола, да ещё и в присутствии всей общины. Кроме того, будучи девицей, не связанной узами брака, она обнажилась перед Лойко Зобаром после купания в реке, чтобы высушить одежду у костра. И в завершение, она принизила достоинство мужчины перед всеми, настаивая на том, чтобы он поцеловал её руку: дескать, я твоя госпожа. Ничего подобного настоящая цыганка не могла допустить.
Если бы молодые девушки из табора предстали на экране в образе вызывающей и, по их мнению, развязной Рады, они, несомненно, обрели бы известность. Однако маловероятно, что кто-либо взял бы их в жёны после этого. Скорее всего, их могли бы изгнать из табора за неподобающее поведение. Никто не хотел подвергать себя такому риску.
В каком направлении оставалось двигаться Лотяну? Переписывать сценарий? Но ведь именно бунтарский дух Рады, её отрицание общепринятых норм придавали повествованию остроту и увлекательность. Тогда режиссёру пришла идея: он предложил ведущую роль молодой актрисе из Молдавии, Светлане Тома, с которой уже сотрудничал ранее. Облачив девушку в цыганский наряд, он убедился в правильности своего выбора: никто не смог бы отличить Светлану от цыганки!
И самое важное – в киноленте в полной мере раскрылся актёрский потенциал Светланы. И по сей день, спустя долгое время, судьба прекрасной Рады, ставящей свободу превыше всего, вызывает сильные эмоции и заставляет зрителей сопереживать.