Многие не знают, что режиссёр этого весёлого новогоднего фильма Константин Бромберг планировал на главные роли других актёров.
Когда режиссёр впервые прочитал сценарий, то в роли главного героя он сразу представил актёра Сергея Проханова. Об этом в середине 90-х годов Константин Леонидович рассказал известному режиссёру и телеведущему Виктору Мережко в одном из выпусков «Кинопанорамы».
Дело в том, что за несколько лет до «Чародеев» с большим успехом прошёл фильм «Усатый нянь», в котором Проханов замечательно сыграл главную роль. И Константин Бромберг взял себе на заметку этого молодого и ещё малоизвестного актёра.
Бромбергу казалось, что Проханов очень подходит на роли героев русских народных сказок. А в данном случае была тоже русская сказка, но только современная.
Сценарий этого фильма появился по заказу «Гостелерадио» и был написан в очень сжатые сроки. Как позже рассказывал Борис Стругацкий, к нему с братом обратились с таким заказом в январе 1982 года и попросили в течение месяца переделать их прежний сценарий фантастического фильма по повести «Понедельник начинается в субботу» в новогодний весёлый мюзикл специально для праздничной новогодней программы.
В помощь к ним прислали будущего режиссёра фильма Константина Бромберга, и у них получился сценарий по мотивам сразу нескольких произведений братьев Стругацких. Но сам сюжет картины был абсолютно новой водевильной историей.
Неслучайны и имена главных героев фильма, которые соответствуют духу русских сказок: Иванушка (Иван Пухов) и Алёнушка (Алёна Санина). Да и по остальным персонажам этой истории также были сохранены сказочные традиции присутствия злых и добрых волшебников.
Одним из первых утверждённых актёров стал Сергей Проханов. Как и планировал Бромберг, ему отдали главную роль Иванушки.
Сложнее было с выбором актрисы на роль Алёнушки. Но и тут у режиссёра, оказывается, были свои предпочтения. Он очень хотел в этой роли видеть Елену Кореневу.
Причем в пробах на роль Алёнушки, помимо Кореневой, участвовали такие замечательные актрисы, как Елена Цыплакова, Наталья Вавилова, Елена Проклова, Наталья Белохвостикова, Ирина Алферова, Лариса Удовиченко, Александра Яковлева и др.
Восемь из них дошли до финальных кинопроб. И вот тут всем стало ясно, что одни из лучших на фотопробах: Алфёрова, Цыплакова и Белохвостикова совершенно провалили свои кинопробы в роли ведьмы. То есть уже заколдованной Алёны. А так как почти весь фильм Алёнушка является именно ведьмой, то ставку делали на наличие стервозности, которая у выше перечисленных актрис получилась неубедительной. Образ ведьмы реалистично получился только у двух актрис: Кореневой и Яковлевой.
Так как к тому времени многие актёры на другие роли были утверждены, Бромберг склонялся именно к Кореневой. Дело в том, что на роль второго жениха Алёны уже был утверждён Валентин Гафт. А все знали, что Гафт и Яковлева имели личную неприязнь и вряд ли захотели бы играть в одном актёрском дуэте.
В итоге под напором режиссёра худсовет утвердил на главные роли Проханова и Кореневу. И даже начались первые павильонные съёмки, когда из Москвы (фильм снимался под эгидой Одесской киностудии) пришёл категорический запрет снимать Елену Кореневу.
Дело в том, что почти сразу после начала съёмок она зарегистрировала брак с американским гражданином и подала в МИД заявление с просьбой на выезд в США. И хотя сама актриса заверила всех, что до окончания работы над фильмом она никуда не уедет, её сразу же внесли в «чёрный список».
Теперь на роль Алёны оставалась одна Яковлева, а времени на дополнительный отбор из других актрис уже не было. Это понимали не только режиссёр и члены худсовета, но и вышестоящее руководство.
И тогда был применён «административный рычаг». Чтобы Гафт и Яковлева даже не думали капризничать, сверху им пригрозили, что если кто-то из них откажется от своей роли, то его дальнейшая кинокарьера будет поставлена на паузу. И актёры были вынуждены согласиться.
Но в целом их неприязнь друг к другу пошла фильму на пользу. Так как по замыслу авторов, между ними и не могло быть никаких настоящих чувств. Алёна в результате колдовства превратилась в расчётливую и очень циничную молодую ведьму. Поэтому её искренний презрительный взгляд на жениха второй свежести (от этого взгляда актриса так и не смогла избавиться до конца съёмок), был вполне уместным.
Но тут появилась другая проблема. Оказалось, что не только Гафт, но и Проханов не очень хотел сниматься в дуэте с Яковлевой. Во-первых, чисто внешне он проигрывал в этой паре. Он был именно Иванушкой-простачком, а она выглядела совсем не простушкой. И зрители могли не поверить в их взаимную любовь. Это понимал и Бромберг, который решил немного «усложнить» образ Ивана в исполнении Проханова.
Ему приклеили интеллигентские усы, надели профессорские очки, сделали соответствующую причёску. Но достойный жених для такой надменной красавицы, как Яковлева, всё равно не получался. Да и сам Проханов начал капризничать, так как считал свой новый образ несуразным и неподходящим для Ивана Пухова. Бромберг устал с ним спорить и пригласил его на худсовет, чтобы он там сам высказал свои соображения.
В итоге всё закончилось печально для молодого актёра. После его выступления члены художественного совета задумались о замене Проханова на другого исполнителя. Так как времени совсем не оставалось, то опять обратились к уже имеющимся фотопробам. А пробовались вполне достойные кандидаты: Игорь Костолевский, Олег Янковский, Ивар Калныньш, Игорь Старыгин, Николай Ерёменко-младший, Михаил Боярский, Александр Абдулов и др. У каждого из них были свои плюсы и свои минусы.
После трудных обсуждений было решено пригласить Абдулова. Кто-то из членов совета тогда сказал: «Саша, это беспроигрышный вариант. Главное, чтобы он сам согласился». В ответ другой поддержал это предложение шуткой: «В конце концов, Алёна по сценарию Санина, а не Серёгина». На том и порешили.
Сергей Проханов и Александр Абдулов в начале 80-х годов.
Единственным минусом Абдулова было то, что в те годы он был сверхвостребованным актёром. Как в театре, так и в кино. Поэтому многие съёмки с его участием пришлось проводить по ночам, так как все дни актёра были поминутно расписаны.
Кстати, внимательные зрители наверняка заметили, что Иванушка-Абдулов в кадре часто выглядит излишне нервозным и уставшим. И немудрено, так как в те дни, как позже вспоминал сам Абдулов, он спал через день по 3-4 часа в сутки.
Картину успели снять в установленный срок и показали вечером 31 декабря по Центральному телевидению, как и планировали первоначально. И зрителям фильм очень понравился! В редакцию телевидения пришли сотни писем с просьбой повторить картину. Что и было сделано в январе.
И вот уже более сорока лет музыкальная комедия «Чародеи» заслуженно входит в группу советских фильмов, которые традиционно показывают по телевидению в каждой новогодней программе.