Актёр Табаков идеально сыграл роль шефа немецкой разведки СС : в чём секрет такого сходства?

Ставший культовым советский многосерийный художественный телефильм «Семнадцать мгновений весны» вышел на экраны в августе 1973-го года. После премьерного показа он стал настолько популярен, что всего через три месяца его показали во второй раз.

Снятый Татьяны Лиозновой по роману Юлиана Семёнова (сценарий тоже написал он) сериал рассказывает о том, как советский разведчик Штирлиц по заданию центра пытается сорвать предполагаемые тайные переговоры представителей верхушки Рейха с американцами и англичанами.

Роль непосредственного начальника Штирлица, руководителя внешней разведки немцев Вальтера Шеленберга очень талантливо сыграл Олег Табаков. Собственно говоря, это не первое появление Шеленберга в советских фильмах.

В пятидесятом году в фильме «Секретная миссия» его сыграл Александр Пелевин, полтора десятка лет спустя Владимир Балашов в фильме «Щит и меч». Однако образ Шеленберга, созданный Табаковым в отличие от первых двух оказался даже не нейтральным, а скорее положительным: умный и очень обаятельный молодой человек. Насколько же он соответствует действительности?

Идеальный подбор актёра

Стоит отметить, что Табаков и реальный Шеленберг действительно поразительно похожи друг на друга. Более того, даже возраст актера вполне соответствовал реальному возрасту прототипа: в сорок пятом году (время, показанное в фильме) Шеленбергу было 35 лет, Табакову на момент съемок 38.

Внешнее сходство усиливается некоторыми отличительными признаками. К примеру, подмечена даже любовь Шеленберга к аккуратной и красивой одежде, в исполнении Табакова он всегда выглядит безупречно элегантно.

Но поскольку по сюжету фильма в происходящих событиях он играет далеко не последнюю роль, гораздо важнее было точно передать внутренние черты и колоритный характер этого героя.

Это тем более важно потому, что советское кино особо не баловало зрителя развитием действия в стиле «экшен» и спецэффектами. Основной упор ставился на талантливую игру актеров, которая и должна была придать фильму зрелищности. Так что перед Табаковым стояла непростая задача. И с ней Олег Павлович справился блестяще.

Табаков смог передать не только внешний вид

Шеленберг, занимающий, несмотря на свою молодость, довольно высокий пост, обладал острым умом с аналитическими способностями. К тому же был хитрым и умел выкручиваться практически из любой ситуации.

Он занимался разработкой многих секретных операций Третьего рейха и принимал в них активное участие. Пользовался любовью и уважением самого Гиммлера (заслужить такое отношение со стороны рейсфюрера СС было весьма непросто). Понятие верности трактовал довольно своеобразно, демонстрируя преданность нацистским идеям, уже с сорок первого года втайне от своих боссов и Гитлера разрабатывал проекты сепаратного мира с США и Великобританией.

Изворотливость его ума особенно ярко проявилась во время Нюрнбергского процесса, на котором он оказался в числе подсудимых. Он получил сравнительно мягкое наказание. Его приговорили всего к шести годам, да и те он не отсидел, через год его выпустили по состоянию здоровья. Довольно любопытную характеристику написали на него британские эксперты из группы «охотников за шпионами»:

«доверять ему нельзя ни в коем случае. Виртуозный актёр. Умеет использовать своё обаяние, и когда пускает его в ход, то создаётся совершенно правдоподобная иллюзия, будто говоришь с приятным, безобидным и довольно оригинальным молодым человеком… [Он] глубоко заглядывает в глаза собеседнику, словно пытаясь убедить его: «Посмотри, я говорю с тобой искренне, от всего сердца». На самом же деле Шелленберг — хладнокровный, всегда расчётливый реалист, ничего не оставляет на волю случая».

Действительно, в повседневном общении он всегда старался произвести на собеседника нужное ему благоприятное впечатление и включал свое обаяние на полную мощность.

Фильм смотрело всё КГБ во главе с Андроповым

Режиссер Татьяна Лиознова старалась как можно достовернее передать типажи и характеры героев фильма. Вместе с тем, и ее саму, и съемочную группу и актеров серьезно беспокоило, как фильм примут зрители, ведь некоторые персонажи как личности выглядели вполне положительно, что было совсем нехарактерно для изображения фашистов в советском кинематографе.

Табаков впоследствии вспоминал, как прошел первый закрытый показ для руководства КГБ во главе с Андроповым (кому же как не им судить, не искажена ли в нем действительность и не опорочил ли фильм достоинство советских разведчиков).

Кадр из фильма, Шеленберг и Штирлиц. Фото в открытом доступе.

По словам Олега Павловича, когда после просмотра первых двух серий (на котором присутствовал Андропов) в зале зажегся свет, зрители выглядели озадаченными. Они просто не могли понять, как следует реагировать на подобную подачу образа противника, не вписывающуюся в принятые каноны. Народ разошелся в тишине и задумчивости, а глава КГБ пригласил к себе домой Табакова и Лиознову с несколькими членами съемочной группы. Ждали выволочки, но увидели накрытый стол и расслабились. Тем не менее, Юрий Владимирович свое мнение все же высказал:

«Андропов подходит ко мне, тихонько оттесняет в большой эркер — к окну, и тихо говорит: «Так хорошо играть бригадефюрера СС — безнравственно». Я не знал, что ему ответить» — вспоминал Олег Табаков.

Кстати фильм имел успех и за пределами Советского Союза. Когда его показали в ГДР, Табаков получил довольно неожиданный для себя отзыв. Перед празднованием Нового года Олег Павлович получил поздравительную открытку из Германии, подписанную племянницей Вальтера Шелленберга.

Она поздравила актера с наступающим Рождеством и в очень теплых словах поблагодарила Табакова за то, что он на экране выглядел таким же обаятельным и добрым, как ее настоящий дядя. Звучит смешно, но это всё было в реальности.

К ней присоединились и другие родственники бригадефюрера. Они долго благодарили Олега Павловича за то, что он передал характер Вальтера с заботой и теплотой и хотели с ним встретиться. Табаков говорил, что это было очень приятно, но от встречи разумеется отказался.

К счастью, последствий не было и все обошлось. Олег Павлович продолжал играть в театре и сниматься в кино. Количество его киноработ (если учитывать и озвучку персонажей мультфильмов) составляет около полутора сотен. В каждой из них виден его яркий талант, он полностью вживался в образ и проживал с ним маленькую жизнь, оставляя частичку себя.

Load More Related Articles