Замечали ли вы, что некоторые фильмы можно пересматривать бесконечно, год за годом, а некоторые, прямо скажем, сейчас уже не заходят? Не работает даже, как говорит моя несравненная Фокси, «синдром утёнка» (вы помните, что когда-то произведение жутко доставляло, но сейчас кинокартина не выезжает даже на чувстве ностальгии). Это субъективная подборка, однако попытаюсь пояснить, почему каждый фильм из неё сегодня смотрится старо.
Фильм «Побег из Нью-Йорка», 1981 год
Сюжет, тезисно. На остров заключённых посылают крутого заключённого, дабы он вытащил президента США, чей самолёт сбили заключённые. Почему фильм плохо состарился? Фантазия Карпентера, собранная из бюджетных *цензура* и палок, сегодня смотрится довольно тягомотно. Спецэффекты устарели, в кадре темно, хоть глаз выколи + само повествование подано весьма размеренно (это при том, что Плискину нужно торопиться — таковы заданные условия). Симпатию персонаж Рассела вызывает разве что (прошу простить) из-за курения — вот умели раньше красиво курить в кадре! Тем не менее, персонажа постоянно пытаются выставить крутым, но не за счёт дел, а «обёрткой»: лицо Рассела (люблю этого актёра, но не здесь, пожалуй) показывают крупно, часто и обычно он кратко бурчит нечто пафосное. Дела же за Плискина или делают другие, или зритель начинает искать логику (тыкать стволом в лицо тому, кто готов помочь? Может, умеет, практикует).
Фильм «Аэроплан!», 1980 год. Икона пародий
Сюжет, тезисно. Пародия на жанр авиакатастроф (был популярен в те годы), куда воткнули отсылки и на иные явления эпохи. Почему фильм плохо состарился? Фильмы, берущие отсылками на явления «здесь и сейчас» могут быть хороши в моменте (а «Аэроплан!», напомню, практически папа пародий), но при этом могут быть не поняты потом, много лет спустя. Нет, в нём можно найти интересные и смешные моменты даже сегодня. Но тот же «Голый Пистолет» смотрится сегодня бодрее (за счет диалогов вне времени + их достаточно удачно перенесли на наш язык. Не все гэги, но очень старались).
Фильм «Трон», 1982 год. Такое вот будущее
Сюжет, тезисно: программист попадает в виртуальную реальность на уровне кода (как в то время представляли виртуальную реальность), а она ему как раз (но изначально мужик потерялся). Почему фильм плохо состарился? Даже если мы не учитываем устаревшие представления о виртуальной реальности (аргумент можно отбить «это же фантазия авторов!»), графика здесь на текущий момент вызывает только смех (но нотки ностальгии есть. Гонки на световых мотоциклах, например. Посмотрите на это сетчатое поле: ретровейв вдохновлялся в том числе и такими элементами). Размеренное повествование, почти полное отсутствие музыки, забавная графика и аляпистые костюмы — из-за всего этого 1,5 часа покажутся невероятно долгими и неинтересными.
Японские фильмы про Годзиллу (вплоть до 2004)
Сюжет (большинства частей), тезисно. Япония (в более поздних фильмах не только Япония), как избранная Им страна, живёт по соседству с колоссальных размеров монстрами, центральным из коих является Годзилла. Раз за разом мы наблюдаем за жизнью простых японцев, за противостоянием «Годзилла vs. Люди», «Годзилла vs. Монстры», «Монстры vs. Люди» в самых разных сочетаниях. «Сериал» насчитывает более 20 фильмов и местами он выглядит уже как ситком «Жизнь с Годзиллой». Почему фильмы плохо состарились? Это какая-то дань традициям, не иначе, ибо даже в первой половине нулевых авторы использовали костюмы из 50-х годов прошлого века. С примесью компьютерной графики, что у японцев смотрится плохо даже в «Минус Один» (сорян), но костюмы. И это не тот случай, когда «как же круто, что хоть кто-то снимает без зелёного экрана». Тот случай — «Дорога Ярости» 2015. Для меня японские фильмы о Годзилле — это ламповое детство. Это снег за окном, телеканал «Волга», глубокий вечер и надежда, что столбик термометра за ночь опустится до той температуры, когда занятия в школе отменят. Сейчас же… ну никак. За японцами порой наблюдать интереснее, чем за народом в современных американских фильмах про Годзиллу, но когда дело доходит до боя между резиновой Зиной Годзиллой и пластиковой Мехагодзиллой… Увы.
Есть ещё фильмы такого плана, вертятся в голове, но никак не могу вспомнить — если вдруг наткнусь во время пересмотра и наберу достаточное количество таких кинокартин, сделаю вторую часть. Пока же интересно послушать ваше мнение: есть ли у вас похожие фильмы, что сейчас уже не вывозят? Спасибо!