В фильмографии Александра Калягина более 80 актерских работ в разных жанрах и амплуа. Среди них немало знаковых ролей, которые принесли актеру признание и невероятную зрительскую любовь. И хотя с годами в карьере Александра Александровича все большее значение приобретал театр, кинематограф успел запечатлеть яркие грани таланта этого блестящего артиста.
25 мая актер, режиссер, основатель и художественный руководитель Театра «Et Cetera» Александр Калягин отмечает день рождения. Желаем Александру Александровичу здоровья и новых творческих удач! Пользуясь поводом, вспоминаем несколько любопытных историй о том, как создавались его знаменитые кинообразы.
Ванюкин. «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974)
Никита Михалков предложил Калягину роль начальника станции Ванюкина, когда актер переживал уход из жизни своей первой супруги, Татьяны Коруновой. Поначалу исполнитель отказался играть столь неприятного персонажа, но режиссер был настойчив. После фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» он снял артиста в картинах «Раба любви» и «Неоконченная пьеса для механического пианино».
Бабс Баберлей (донна Роза). «Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975)
Александр Александрович признавался, что в работе над образом бездомного Бабса Баберлея ему помог герой Чарли Чаплина из фильма «Женщина». Тем более, что режиссер Виктор Титов задумал снять комедию «Здравствуйте, я ваша тетя!» в стилистике немого кино. А своей донне Розе артист добавил черты женщин, в которых был влюблен.
Режиссер Калягин. «Раба любви» (1975)
Фильм о звезде немого кино Вере Холодной начал снимать Рустам Хамдамов, но из-за разногласий со сценаристами он с проекта ушел. Картину поручили Никите Михалкову, при котором сценарий был изменен и введен новый персонаж – режиссер. На эту роль Михалков пригласил Калягина и дал его фамилию герою, изменив только одну букву — герой носил фамилию Колягин. Кстати, позже Александр Александрович попробовал себя в кинорежиссуре уже в реальной жизни. Он снял три фильма: «Подружка моя», «Прохиндиада 2» и «Лица».
Михаил Васильевич Платонов. «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976)
Никита Михалков сразу утвердил Калягина на роль мелкого помещика и школьного учителя Платонова. Однако поставил условие – артист должен похудеть, чтобы внешне соответствовать образу. Исполнитель сел на гречневую диету и за месяц сбросил 25 килограммов.
Петр Полуорлов. «Старый Новый год» (1980)
Когда Олег Ефремов задумал перенести успешный мхатовский спектакль по пьесе Михаила Рощина на экран, большинство его актеров получили роли в фильме. В том числе и Александр Калягин, который уже семь лет играл Петра Полуорлова на сцене.
Эзоп. «Эзоп» (1981)
Картина «Эзоп» снята по мотивам пьесы «Лиса и виноград» бразильского драматурга Гильерме Фигейредо. Александр Калягин долго раздумывал, когда режиссер Олег Рябоконь предложил ему роль древнегреческого поэта-баснописца, поскольку повидал в этом образе немало блестящих артистов и не хотел повторения. Аргументами «за» стали желание сыграть нечто новое, неожиданное и тема, которая поднималась в произведении. Телефильм был восторженно принят зрителями. «Я приезжал на гастроли в разные города, и мне писали записки, мне повторяли цитаты из фильма: «Ксанф, выпей море!» Удивительно!» – отметил Александр Александрович в своей книге воспоминаний.
Павел Иванович Чичиков. «Мертвые души» (1984)
Предложение Михаила Швейцера сыграть Чичикова актер воспринял как подарок судьбы. Дело в том, что он мечтал об этой роли давно и однажды даже собрался подать на нее заявку во МХАТе. Но потом узнал, что будет четвертым в очереди и отказался от своих планов.