1980-е годы стали переломным этапом мирового кинематографа. В наибольшей степени это касалось жанра боевиков. Достаточно сравнить даже самых крутых киногероев предыдущей эпохи, вроде Джеймса Бонда или персонажей вестернов, с мускулистыми (и обильно свою мускулатуру демонстрирующими) немногословными персонажами Сильвестра Сталлоне, Арнольда Шварценеггера, Боло Йена (он же Ён, он же… в общем, как только над его именем наши переводчики не издевались).
Нельзя сказать, что в предыдущую киноэпоху такие типажи на экранах не встречались. Тот же Боло Йен вообще начал сниматься в 1970-м. Вот только играл он в то время даже не злобных антагонистов, а вообще проходных отрицательных персонажей, как например в знаменитом фильме «Выход дракона» с Брюсом Ли. Только в 80-х подобный типаж стал более чем востребован, и как раз тогда его талант не просто развернулся в полную мощь, но и был воспринят кинозрителями должным образом.
Однако если присмотреться к персонажам самых кассовых и популярных боевиков, то окажется, что главные герои — по большей части (исключением тут можно считать, пожалуй, Брюса Уиллиса в «Крепком орешке») либо психически больные, либо в лучшем случае глубоко ущербные личности. Взять хотя бы Сильвестра Сталлоне. Впоследствии окажется, что он умеет играть разных людей, вести светскую жизнь в «Оскаре», развлекать комедийным «Стой, а то моя мама будет стрелять»… Но в 80-е народ его полюбил вовсе не за это.
Абсолютным хитом стал первый «Рэмбо». Впрочем, второй и третий фильмы тоже собрали отличную кассу. «Рэмбо-2» при затратах в 44 млн. долларов заработал 300 млн., а «Рэмбо-3», обошедшийся создателям в 63 млн., собрал в мировом прокате 189 млн. При том, что главного героя никак нельзя назвать ни умным, ни даже психически здоровым. Это несчастный ветеран-бомж (в начале первого фильма — в самом буквальном смысле), страдающий от ПТСР и галлюцинаций. Он категорически не способен жить среди обычных людей. Страдающая, больная, униженная и оскорблённая обществом фигура, в духе русской классической литературы XIX века. По степени своей дезадаптации Рэмбо даже не Печорин или Раскольников, а почти Герасим из «Муму».
Другой культовый персонаж Сталлоне, Рокки из серии одноимённых боевиков про бокс, постоянно травмируется на ринге, пропуская опасные удары, что, понятное дело, не лучшим образом сказывается на его мозге. Что характерно, самым популярным фильмом данной франшизы стал «Рокки 4», где главному герою противостоит человек-айсберг Дольф Лундгрен. К счастью, после долгих лет в боксёрских перчатках, Рокки приобрёл полную нечувствительность к ударам по голове, что помогло ему одержать победу в решающем бою.
Но даже самый отмороженный персонаж Сталлоне выглядит образцом интеллигентности и здравомыслия по сравнению с героями Арнольда Шварценеггера. Тут надо сделать оговорку — героями его фильмов 1980-х, потому что в последующем этот киноактёр снимался в очень разных фильмах, играя отнюдь не только крутых мачо. А вот для его персонажей из 80-х термин «мачо» будет слишком слабым. Даже «горилла» — и то не всегда уместно, ведь например первый Терминатор Т-800 намного суровей и страшней любого примата, потому что сделан из стали в буквальном смысле, а вместо мозга у него неонка процессор.
Взлёт популярности Шварценеггера начался с «Конана-варвара» 1982 года. Если Рэмбо был контужен на Вьетнамской войне, то Конан нормальной человеческой жизни, можно сказать, вообще не видел. Родился где-то в заснеженном лесу, всё его племя вырезали подчистую, сам он оказался сперва в рабстве, а затем был вынужден принимать участие в боях без правил… Он даже не инвалид, а нечто вроде Тарзана или Маугли, причём не сусальных литературных, а реальных случаев, когда маленькие дети оказывались в дикой природе и выживали в волчьей стае. Влиться в общество людей этим несчастным как правило уже не удавалось.
Впрочем, Арнольд ведь играл не только роботов и дикарей. Но и в других своих ролях в боевиках 1980-х его персонажей никак нельзя назвать полностью здоровыми в психическом отношении. Ладно ещё анекдотичный советский милиционер в «Красной жаре», но ведь и главный герой «Коммандо» живёт в лесу отшельником, без семьи, если не считать дочери-подростка. В человеческом обществе при необходимости полковник в отставке Джон Мэтрикс неплохо ориентируется, но жить предпочитает вне его.
Итак, если не все, то большинство самых культовых киногероев 1980-х годов представляли собой, условно говоря, груду мускулов с весьма нездоровой головой. Это ущербные и зачастую перманентно страдающие личности, едва компенсирующие свои психические проблемы гипермаскулинностью и участием в боевых действиях или опасных спортивных состязаниях. Адреналиновая наркомания, ПТСР и т.д. — типовой набор психотравм долго, но малоудачно повоевавшего человека. Почему именно такие персонажи были близки американцам с их вьетнамским (и советским людям с афганским) синдромом — вполне понятно. Но вот почему эти боевики стали популярны и в остальном мире?..