21 июня 1962-го родилась легенда русского рока.
Был звездой c детского сада
Таланты Цоя проявились еще в детском саду: он хорошо рисовал и мог легко повторить любую мелодию, даже самую сложную, отстукивая такт ладонью. В восьмом классе Виктор организовал свою группу в школе и стал пытаться писать музыку. Воспитатели советовали отдать мальчика в художественное или музыкальное учреждение, но Цой начал осваивать изобразительное искусство только в 12 лет.
Музыкант о рисовании: «Иногда я рисую очень реалистические картины. Я учился рисованию, живописи десять или одиннадцать лет, поэтому я умею рисовать. Я знаю анатомию, как падает свет и все такое прочее, иногда рисую собирательные картины Мне больше нравятся собирательные картины как некая вещь, которая имеет меньше отношения к академическому искусству».
Сначала были пионеры
До легендарного «Кино» группа Виктора Цоя называлась «Гарин и гиперболоиды». Название возникло по аналогии с произведением А. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина».
Со временем оно музыкантам нравится перестало, им захотелось чего-то более яркого и лаконичного. Рассматривались следующие варианты: «Пионеры», «Ярило» и «Космонавты», но все решил случай.
Прогуливаясь по Московскому проспекту мимо кинотеатра «Космонавт», друзья увидели огромную надпись «Кино», которая горела неоновым буквами на фасаде — так и определись с новым названием.
Гигиеническая помада спасла запись
Первый альбом группы назывался «45» — именно столько минут нужно потратить на его прослушивание. Весь материал Цой написал для альбома за месяц.
Андрей Тропилло, который помогал в записи, вспоминал, что работать с Цоем было непросто. Он постоянно пел выше, чем нужно, но это не являлось главной проблемой. У музыканта имелась странная привычка чмокать губами. И если на живых выступлениях это было незаметно, то на записи слышно было очень хорошо. Ситуацию, по словам Тропилло, спасла жирная гигиеническая помада.
Первые пробы прошли во дворе
Впервые Цой сыграл в кино в дипломной работе Сергея Лысенко «Конец каникул» в 1985 году. На кадрах представлены пробы к картине. Проходили они во дворе дома музыканта на проспекте Ветеранов, рядом со школой № 254. Второй человек на видео — сам режиссер Лысенко.
Перевел рецензию на Duran Duran
«Дым из сухого льда окутывает нас и бенд выскакивает на сцену под крики, которые поднимаются почти под крышу», — так в переводе Цоя звучит фрагмент рецензии на шоу Duran Duran в лондонском Hammersmith Odeon.
Шарф, связанный мамой
Режиссер «Иглы» и друг Цоя Рашид Нугманов вспоминал о стиле рок-звезды: «Если говорить об одежде, то, пожалуй, желтый был его четвертым цветом по предпочтению. Первые три шли в таком порядке: черный, белый, красный». Сам Цой признавался, что черный — его любимый цвет. Иногда, правда, на нем можно было увидеть яркие футболки и майки, белые кроссовки и белый шарф, который музыканту связала мама.
Милиция задержала за цинизм
Как-то музыканта задержали милиционеры. В графе «основание для задержания» значилось следующее: «сидел на скамейке с особым цинизмом».
«У-у-у, транквилизатор»
Однажды Цой выступал в Концертном зале Симферопольского музыкального училища им. Чайковского. Из зала раздался вопрос: «Скажите, пожалуйста, что означает «у-у-у, транквилизатор»?». На что музыкант ответил: «У-у-у — это бессмысленный набор звуков, а транквилизатор — это лекарство…».
«Виктор Цой болен…»
В советском журнале «Рокси» в разделе «Сплетни» писали в 1987 году: «Виктор Цой болен! Вот как это выяснилось. Цой и несколько его знакомых сидели у него в котельной и решали, кому идти за пивом. Идти, естественно, никому не хотелось, и все под разными предлогами уклонялись. Когда очередь дошла до Цоя, он твердо заявил: «Не могу. Я болен». На взволнованные вопросы типа: «Витенька, что же у тебя за болезнь?» лидер «Кино» гордо ответил: «Звездная!».
«Он вам не обезьянка»
В 1990-м некий жулик пытался устроить концерт Цоя в Казани. Позвонил ему и говорит:
– Виктор Робертович. Это из Казани. Не могли бы вы выступить у нас в цирке за определенную сумму долларов?
На что Цой ответил:
– Я вам что? Обезьяна?
50 000 долларов за концерт
Гонорары музыканта раскрыл гастрольный директор «Кино» в 1989-1990 годах Олег Толмачев: «В среднем «Кино» получало по десятке за концерт. «Технология» не зарабатывала столько за всю жизнь, сколько Цой за один концерт. Самая маленькая сумма была в Новосибирске — 8 500. Должны были по 10 000, но.. Это был самый маленький. Все остальные были 10-12 000. Сегодня 10 000 тогдашних — это 50 000 долларов. Вот столько стоило «Кино»».