В ноябре 1987 года на экраны вышел фильм под названием “Бегущий человек”. Этот боевик раскритиковали за слабый сценарий, обилие клише и плохую игру Австрийского дуба.
Тем не менее, фильм точно передаёт атмосферу восьмидесятых и раскрывает страхи общества того периода.
Предлагаю вашему вниманию подборку интересных деталей и закулисных фактов, которые многие зрители упустили из виду при знакомстве с кинокартиной “Бегущий человек”. Приятного чтения!
“Какое атмосферное произведение!”
В мае 1982 года свет увидела четвёртая по счёту книга Ричарда Бахмана (Стивена Кинга), в которой рассказывалось о том, как в 2025 году тоталитарный режим США полностью подчинил себе несчастных людей с помощью бесплатного ТВ и бесконечных развлекательных программ, что крутили по ящику круглосуточно.
Особое место на телевидении занимало реалити-шоу “Бегущий человек”. Участники проекта хоть и обрекали себя на скорую смерть, каждый час пребывания в эфире приносил им денежные средства, которые в дальнейшем получали их семьи.
Главный герой, Бен Ричардс, тоже решил принять участие в программе, чтобы оплатить лечение своей маленькой дочери.
Поскольку книга имела огромный успех (первый тираж в сорок тысяч экземпляров был распродан очень быстро), голливудские киностудии заинтересовались возможностью снять фильм по её мотивам.
В 1985 году продюсеры Джордж Линдер и Роб Коэн приобрели права на экранизацию романа. Забавно, но они даже не подозревали, кто скрывается под псевдонимом Ричард Бахман.
В том же году стало известно, что под этим именем работает Король ужасов, Стивен Кинг.
Считается, что основная идея романа позаимствована из рассказа фантаста Роберта Шекли “Премия за риск” (1958).
Рассказ была экранизирован в 1983 году. Фильм, увы, прошёл незамеченным.
“Без правок не обойтись. Никак”
Когда Линдер и Коэн принялись искать сценариста для “Бегущего человека”, следуя рекомендации своего друга, Джоэла Сильвера, они обратились к Стивену де Соузе.
Стивен ранее написал сценарий для фильма “Коммандо”. Кстати, уже после работы над картиной “Бегущий человек” он участвовал в создании первых двух “Крепких орешков”, “Гудзонского ястреба” (получившего, по иронии, антипремию “Золотая малина” за худший сценарий), “Флинстоунов”, “Полицейского из Беверли-Хиллз 3”, “Судьи Дредда” и пр.
Сначала на роль главного героя, Бена Ричардса, утвердили Кристофера Рива, известного актёра 80-х и исполнителя роли Супермена. Планировалось, что он будет изображён в образе интеллигентного школьного учителя, оказавшегося в тюрьме по политическим причинам, а затем попавшего на смертельное телешоу “Бегущий человек”.
Помимо него, рассматривались кандидатуры Дольфа Лундгрена, Дона Джонсона и даже Патрика Суэйзи. Съёмки фильма должны были проходить в канадской провинции Альберта, в городе Эдмонтоне.
Однако на этапе подготовки сценария продюсеры изменили своё решение относительно Кристофера Рива и пригласили на главную роль Арнольда Шварценеггера. К тому времени он уже снялся в таких кассовых хитах, как “Терминатор”, “Конан-варвар” и “Коммандо”.
Правда, актёр с развитой мускулатурой совсем не соответствовал образу книжного Бена Ричардса. Поэтому продюсер Роб Коэн решил изменить концепцию, адаптировав её под нового главного героя, а съёмки фильма перенести в Калифорнию.
Арнольду Шварценеггеру требовались куда более опасные противники, нежели его герою в романе. Стивен де Соуза, учитывая этот факт, поднял уровень жестокости в игровом шоу и внедрил в сюжет харизматичных охотников. Да, их псевдонимы оставляли желать лучшего, однако угрозу они представляли серьёзную.
Охотники-злодеи, которых нам показали (Капитана Свободу в расчёт не берём):
1. Хоккеист китайского происхождения, выступающий как “Саб-Зиро”;
2. Накачанный безумец по прозвищу “Бензопила”;
3. Толстяк, управляющий электричеством (Динамо);
4. Чернокожий мужчина с огнёмётом, чей никнейм – “Огненный Шар” (в оригинале его звали Fire Ball, однако в первом официальном русском переводе он почему-то стал “Шаровой Молнией”).
Стивен де Соуза также предложил коллегам добавить в “унылое по умолчанию телешоу” ярких танцовщиц. Идею приняли на ура. Вскоре к проекту присоединилась Пола Абдул – хореограф, актриса и танцовщица в одном лице. Ей поручили поставить танец для фильма.
Супруга Роба Коэна (она же – кастинг-директор проекта) порекомендовала киноделам выбрать на роль ведущего шоу “Бегущий человек” Ричарда Доусона. Мол, поскольку он “в теме” (Ричард в то время вёл популярную передачу “Семейная вражда”), с ролью бесчувственного садиста, отправляющего людей на смерть ради высоких рейтингов телепередачи, справится на все сто.
Оказалось, что Доусон и впрямь соответствует своему персонажу. Он не только в кадре вёл себя эпатажно, но и вне съёмок. Мужчина пререкался с коллегами и зачастую отказывался следовать готовому сценарию.
Впрочем, Ричард играл как надо, поэтому продюсерам ничего не оставалось, кроме как закрыть глаза на его чудачества.
Ричарда Доусона даже наградили премией “Сатурн” за лучшую мужскую роль второго плана. В том году он превзошёл таких известных актёров, как Роберт Де Ниро (“Сердце Ангела”), Билл Пэкстон (“Почти стемнело”) и Роберт Инглунд (“Кошмар на улице Вязов 3: Воины сна”).
Создатели фильма изменили время действия и детали биографии главного героя. В отличие от романа, киношные события происходят в 2017 году. В центре сюжета – полицейский, у которого нет ни семьи, ни детей (только брат).
Правительство подставляет Бена Ричардса: на задании он отказывается стрелять по безоружной толпе с вертолёта, и власти объявляют его кровожадным преступником, отправляя затем в тюрьму. Спустя полтора года Бен и другие заключённые совершают побег. Далее нашего героя снова арестовывают, но уже потехи ради: он становится участником шоу “Бегущий человек”.
“Найти бы ещё толкового режиссёра”
При выборе режиссёра продюсеры столкнулись с трудностями – до утверждения Пола Майкла Глейзера проект сменил четырёх кандидатов. Изначально планировалось, что фильм будет снимать Джордж Косматос (“Рэмбо: Первая кровь 2”, “Кобра”), однако его видение картины оказалось “слишком дорогим и мрачным”. Косматоса быстро заменили.
Аналогичная ситуация произошла с Карлом Шенкелем и британцем Фердинандом Фэйрфаксом. Последний хотел перенести место действия фильма в торговый центр и добавить английский юмор в стиле “Монти Пайтон”.
После них утвердили Эндрю Дэвиса, который начал съёмки, но продержался всего неделю. За это время он отстал от графика на четыре дня и превысил бюджет на восемь миллионов долларов.
В поисках замены Дэвису, Роб Коэн обратился к своему другу, режиссёру и сценаристу Майклу Манну.
Манн порекомендовал наведаться к Полу Майклу Глейзеру, режиссёру нескольких эпизодов сериалов “Полиция Майами” и “Старски и Хатч”.
Хотя у Глейзера не было опыта работы в нише большого кино, он быстро смекнул, что к чему, и погрузился в творческий процесс с головой.
Чтобы хоть немного компенсировать производственные затраты, продюсеры обратились за поддержкой в компанию Adidas. Сошлись на том, что логотип компании будет красоваться на руках и ногах участников реалити-шоу.
Эрланд ван Лидт, сыгравший охотника “Динамо”, продемонстрировал заодно свой певческий талант, исполнив отрывки из опер.
Актёр скончался от сердечного приступа в возрасте тридцати четырёх лет 23 сентября 1987 года, за полтора месяца до премьеры фильма…
“Так плохо, что даже хорошо”
Съёмки “Бегущего человека” проходили в сжатые сроки. Полу Майклу Глейзеру понадобилось чуть больше двух месяцев, чтобы закончить работу над фильмом (на радость продюсеров). Однако после старта проката в США кассовые сборы оказались значительно ниже ожидаемых: при бюджете в двадцать семь миллионов долларов, фильм собрал чуть более тридцати восьми миллионов.
Однажды в интервью Арнольд Шварценеггер высказал мнение, мол, “Бегущий человек” потерпел неудачу в прокате во многом из-за Глейзера. Режиссёр не уделял должного внимания глубокому сценарию, наполненному “отсылками, сарказмом и социальным юмором”.
Писатель Роберт Шекли не упустил возможность и подал в суд на создателей “Бегущего человека”, обвинив их в плагиате (“Премия за риск”).
Стивен Кинг также выразил недовольство фильмом и запретил упоминать своё имя в титрах. Киноделы были вынуждены ограничиться псевдонимом Ричард Бахман.
Тем не менее, фильм “Бегущий человек” стал популярным благодаря распространению на VHS. Он быстро приобрёл статус культового.
В результате в 1989 году на одном из американских кабельных каналов было запущено спортивное шоу “Американские гладиаторы”, которое продержалось до 1997 года.
“Киноманы оценят”
При детальном рассмотрении становится ясно, что даже поверхностная работа режиссёра не угробила все отсылки к другим фильмам. Некоторые из отсылок Пол Майкл Глейзер придумал самостоятельно.
Например, сцена с вертолётной атакой в начале фильма напоминает “Кинг-Конга” Джона Гиллермина.
Момент, когда Бен Ричардс душит охотника “Саб-Зиро” колючей проволокой, перекликается со сценой из хоррора “Пятница, 13-е – Часть 2” Стива Майнера.
В диалогах героев можно найти отсылки к фильму “Сияние” Стэнли Кубрика.
И, конечно же, куда без знаменитой фразы I’ll be back, которую Шварценеггер впервые произнёс в “Терминаторе”.
“Плюсы или минусы. Чего больше?”
Давайте начнём с позитивного аспекта – электронных устройств и современных технологий. В фильме показана система “умного дома”, когда Эмбер Мендес (Мария Кончита Алонсо) входит в квартиру и использует свой голос, чтобы включить свет, кофеварку и телевизор.
Всё это напоминает голосовые помощники от Amazon, Google и Apple.
Когда герой Шварценеггера пытается покинуть страну, он задействует телевизор со встроенным компьютером, чтобы заказать билеты на самолёт. Разве это не похоже на технологию Smart TV?
Кроме того, в “Бегущем человеке” часто встречаются плоские и широкоформатные телевизоры с тонкими металлическими рамками.
Теперь о минусах. Мировая обстановка выглядит удручающе. Мало того, что экономика находится в упадке, так ещё и разрушительное землетрясение усугубляет ситуацию. Натуральные продукты становятся дефицитом, и люди вынуждены питаться синтетической халтурой. Природные ресурсы истощаются…
Соединённые Штаты Америки превращаются в “полицейское государство”, разделённое на военные зоны и управляемое жёстким правительством. Телевидение и средства массовой информации также находятся под контролем властей, а население подвергается воздействию различных реалити-шоу, которые промывают людям мозги.
Всё это очень похоже на реальность, особенно когда речь идёт о телевизионных передачах и сомнительных выпусках новостей, которым легко поверить.
Однако наибольшее впечатление производят сами зрители, представленные в фильме. Они жаждут убийств, наслаждаются ими и ликуют от восторга.
Толпа проявляет цинизм, у неё нет собственного мнения, она подвержена влиянию навязываемых взглядов, быстро меняет предпочтения и легко поддаётся манипуляциям.
Когда власти нарекают Бена Ричардса опасным преступником, зрители ненавидят героя. Когда персонаж Шварценеггера убивает охотников, пользующихся популярностью у публики, люди приходят в ярость, но не из-за сострадания к погибшим, а потому что Ричардс разрушил их иллюзии.
Примечательно, что публика сочувствует охотнику Динамо, когда Ричардс отказывается его убивать. Толпа мгновенно проникается симпатией к герою.
Когда позже выясняется, что персонаж Шварценеггера стал жертвой обмана, отношение зрителей к ведущему резко меняется – теперь они жаждут смерти Деймона Киллиана. Получается, толпе не важно, кто умрёт. Зевакам просто нужна очередная жертва.
Основная идея фильма “Бегущий человек” заключается не в акценте на тоталитарном режиме, политическом кризисе или дезинформации. Кинокартина указывает на то, что люди несут ответственность за все проблемы, войны и упадок культуры, поскольку они всё больше стремятся к насилию, кровопролитию и чужому мнению. Зло в “Бегущем человеке” исходит не от правительства, охотников или ведущего шоу. Зло кроется в самих зрителях.
В дополнение
Общее число жертв, показанных в фильме – 41;
В картине снялись актёры, которые также фигурировали в “Хищнике” 1-2. Арнольд Шварценеггер (Бен Ричардс), Джесси Вентура (Капитан Свобода) и Свен-Оле Торсен (Свен) снимались в первой части франшизы, в то время как Мария Кончита Алонсо (Эмбер Мендес) участвовала в съёмках второй;
Двое актёров из фильма “Бегущий человек” заняли должности губернаторов американских штатов: Джесси Вентура стал губернатором Миннесоты в 1999 году, а Арнольд Шварценеггер возглавил Калифорнию в октябре 2003 года;
В 2014 году Арнольд Шварценеггер объявил о планах снять продолжение фильма, но проект до сих пор не реализован;
Во время предвыборной кампании на пост губернатора Калифорнии Шварценеггер использовал автобус с надписью “Бегущий человек” для продвижения своей кандидатуры.