Фильм «Формула любви» стал в некотором роде ответом Марка Захарова на упрёки коллег в том, что он способен только на «павильонное кино» и не умеет работать с натурой.
После триумфа «Обыкновенного чуда», который был снят преимущественно в павильонах Останкинского телецентра, Марк Анатольевич получил в свой адрес не только восторженные отзывы телезрителей, но и упрёки своих коллег-кинематографистов в том, что он, как и сугубо театральный режиссёр, не умеет работать с натурой. Но при этом претендует на звание кинорежиссёра.
Критики утверждали, что фильм по сказке Шварца был бы намного ярче и красивее, если бы он был снят не среди картонных деревьев и декораций, напоминающих детский утренник, а как настоящее классическое кино на подходящей природной натуре.
Марк Анатольевич эти упрёки частично принял, хотя попытался оправдаться тем, что снимал он всё-таки гротескную сказку, поэтому и антураж был сказочно-театральный. К тому же своей главной деятельностью Захаров всегда считал работу в театре, который он не мог оставить даже на пару дней. Поэтому и длительные выезды из Москвы на природные съёмки были исключены.
Но в своём фильме «Формула любви» Захаров попытался доказать всем критикам, что умеет работать и с натурой. И с моей точки зрения, ему это удалось.
Фильм снимали в деревне Барыбино, недалеко от подмосковного города Домодедова, поэтому проблем с театром не было — чуть больше часа езды. В картине сложилась типичная пропорция для большинства обычных художественных фильмов, когда съёмки в павильоне занимали не более 30-40% экранного времени. Большинство эпизодов были сняты на природе в естественных декорациях. И, по оценке специалистов, Захаров блестяще справился с этой задачей.
Известно, что Марк Анатольевич был достаточно жёстким и авторитарным режиссёром. Если он был в чём-то уверен, то споры вокруг этого раздражали Захарова и приводили к конфликту. Это касалось не только театральных постановок или съёмок фильмов, но и отбора на роли актёров. И многие знают, что дочка режиссёра Александра Захарова пользовалась у Марка Анатольевича особым предпочтением.
Композитор Геннадий Гладков, которые много лет сотрудничал с Захаровым, позже рассказывал, что Марк Анатольевич свою дочь ставил на многие ключевые роли не потому, что хотел помочь ей продвинуться по карьере, а потому, что искренне считал её талантливой актрисой, которая больше других понимала его режиссёрские замыслы.
Вот и в фильме «Формула любви» Захаров для дочери приготовил главную роль — Марии Ивановны. Той самой Нимфы, в которую влюбился не только молодой помещик Алексей Федяшев, но и сам граф Калиостро.
Были сняты фото и кинопробы, которые вполне устроили Захарова, но не устроили художественный совет. Членам худсовета показалось, что Мария Ивановна в исполнении Александры Захаровой недостаточно трепетна для этой роли. Что здесь нужен образ более нежной и покорной девушки, которая бы контрастировала на фоне властного Калиостро.
Понятно, что Захарову это не понравилось, и на заседании худсовета произошел спор, переросший в производственный конфликт. В итоге сгоряча он предложил членам худсовета самим найти исполнительницу на главную роль. А те, пролистав альбом с фотопробами, предложили Елену Валюшкину, которая прошла пробы на роль дворовой девки помещика Федяшева.
В итоге под давлением художественного совета Захаров был вынужден поменять актрис местами. Его дочка сыграла роль дворовой девки Фимки, а Валюшкина исполнила главную роль Марии Ивановны.
Об этой истории несколько лет назад рассказала сама Елена Викторовна Валюшкина на телепередаче Бориса Корчевникова «Судьба человека».
Роль Марии Ивановны открыла перед Валюшкиной новые возможности. В театре ей стали давать главные роли и чаще приглашать в кино. К тому же о съёмках «Формулы любви у неё остались самые хорошие воспоминания, о которых она тоже рассказала в гостях у Корчевникова:
«Это было замечательное, весёлое времяпрепровождение — такими и должны быть съёмки. Я — сразу после театрального училища, а тут такие актёры! Снимался фильм в Барыбине под Москвой. Часто приходилось оставаться в кошмарном общежитии с комарами, тараканами, с холодной ржавой водой. Пельтцер, Броневой и звукооператор Рабинович вообще запирались в номере и всю ночь резались в карты на деньги. А с утра шли сниматься!»
Елена Викторовна также поведала телезрителям, что во время работы над ролью Марк Анатольевич не сердился на неё за то, что она невольно стала причиной изменения его режиссёрских планов. А после завершения съёмок даже похвалил молодую актрису за прекрасную работу.
Коллеги и критики похвалили работу и Александры Захаровой, которая ярко и талантливо сыграла свою роль.
В целом картина имела успех у зрителей, но она стала последней работой режиссёра в стиле натурного кино. Через четыре года Марк Анатольевич снял ещё один полнометражный фильм — «Убить дракона», который опять относился к павильонному стилю.
Это была его последняя киноработа. В дальнейшем Марк Захаров сосредоточился на работе в театре и в кинематограф больше не возвращался.