Во времена Советского Союза интересоваться доходами других людей считалось крайне неприличным. Да и смысла в этом особенного не было, об уровне зарплат в разных сферах не знали только те, кого вовсе не интересовала эта часть жизни. Однако даже в пору одинаковых, как казалось, зарплат всегда находились те, чей уровень доходов был значительно выше, чем у рядовых граждан.
Весьма солидные доходы даже при довольно скромной ставке получали актёры, музыканты, режиссёры и представители других творческих профессий.
Самые высокооплачиваемые актёры
У актёров, как и у представителей других профессий, были должностные оклады. Если, к примеру, у рабочих существовали разряды, то у артистов действовали категории, в зависимости от которых и начислялась зарплата. Категория, в свою очередь, зависела от стажа и популярности, а также от занятости. Разница в должностных окладах была довольно существенной: начинающий актёр работал с окладом в 60 рублей, а известному мастеру полагалось уже 450. Самыми высокооплачиваемыми оказывались те, кто работал без простоев. За съёмки артисты получали гонорары, и хотя о миллионах речь не шла, были они по советским временам весьма внушительны.
Одним из самых высокооплачиваемых артистов был Юрий Никулин, при этом с ним ситуация была не совсем стандартной. Помимо того, что он снимался в кино, по сути он был артистом цирка, поэтому и отношение к нему было особенным. К примеру, за «Бриллиантовую руку», которая снималась 6 месяцев, он получил вместе с премией 5188 рублей, а за съёмки в «Кавказской пленнице» – 4280. К тому же он ещё в 1964 году стал обладателем уникального в своём роде автомобиля – универсала «Волга ГАЗ-22». Он свободно никогда не продавался, производился исключительно для скорой помощи. Но Юрию Никулину дали разрешение на приобретение спецтранспорта, так как он был необходим артисту для перевозки объёмного циркового оборудования для своих номеров.
При этом Юрий Никулин зарабатывал далеко не больше всех артистов. Сергей Филиппов, исполнивший роль Кисы Воробьянинова в комедии «12 стульев», за эту роль получил 6275 рублей, Арчил Гомиашвили за воплощение образа Остапа Бендера в этом же фильме заработал 6120 рублей. Снялся в этой картине и Юрий Никулин.
Изначально он мечтал сыграть Кису Воробьянинова, но Гайдай сразу понял, что на эту роль Никулин точно не подходит. Однако пригласил актёра на пробы, чтобы он мог убедиться в этом сам, посмотрев рабочие материалы. Зато режиссёр предложил любимцу публики сыграть дворника. Эпизод с его участием длится всего одну минуту, и за эту работу Юрий Никулин получил 500 рублей, что по советским меркам было довольно много.
Вообще за съёмки в комедиях Гайдая платили очень приличные деньги. Георгий Вицин и Евгений Моргунов за работу в «Кавказской пленнице» получили 3389 и 1979 рублей соответственно, Александр Демьяненко — 5520, а Наталья Варлей — 1219 рублей. Для Варлей это была одна из первых ролей в кино, поэтому и гонорар у неё был в соответствии с категорией, не слишком большим. А вот Вячеслав Тихонов зарабатывал неплохо. Правда, в соотношении к затраченному времени на съёмки, получал он меньше того же Юрия Никулина.
За съёмки в 12-серийном фильме «Семнадцать мгновений весны» Вячеслав Тихонов, исполнивший роль Штирлица, получил гонорар 5500 рублей. Леонид Броневой за эту же ленту заработал 3000, а Евгений Евстигнеев — 3025. По сравнению со средней зарплатой по стране, актёры получали довольно приличные деньги, но, если бы они в то время снимались в Голливуде, то могли бы стать настоящими миллионерами. К примеру, в 1978 году Марлон Брандо за роль Джор-Эла, отца Супермена, получил 3,7 миллиона долларов. По сравнению с ним у Вячеслава Тихонова зарплата была мизерной. Но он никогда не жаловался и не умел торговаться, соглашался сниматься за любые деньги, потому что очень любил свою работу.
Гонорары для создателей кино
В одном из своих интервью режиссёр Андрей Кончаловский признался: больше артистов, драматургов, писателей и режиссёров в советское время зарабатывали только инженеры-атомщики. У режиссёров, к тому же, было множество способов увеличить свой заработок во время производства картины. Они сами играли небольшие роли, становились соавторами сценариев, к тому же именно они занимались утверждением актёров на роль, поэтому семейный бюджет мог пополняться благодаря жёнам и детям, снимавшимся в фильмах.
Одним из самых высокооплачиваемых режиссёров считается Сергей Бондарчук. За создание каждой серии в двух своих киноэпопеях «Война и мир» и «Красные колокола» он получал по 7500 рублей. Всего же только за два этих фильма режиссёр получил 60 тысяч рублей. В этих же картинах он выступил в качестве автора сценария, в «Войне и мире» он сыграл Пьера Безухова, а в «Красных колоколах» снимался в эпизодах.
Леонид Гайдай, комедии которого и сегодня продолжают радовать зрителей, поначалу зарабатывал не так много. К примеру, за свою «Операцию «Ы» режиссёр получил 2375 рублей. За «12 стульев» его гонорар составил 7853 рубля, и чуть больше — за последний свой фильм «Частный детектив, или Операция «Кооперация». Леонид Гайдай тоже сам писал сценарии или был их соавтором, а иногда и появлялся в эпизодах своего фильма. В целом, режиссёры были самыми высокооплачиваемыми членами съёмочной группы, что неудивительно, ведь именно на них и лежала ответственность за будущий успех или провал фильма.
Возможность прилично зарабатывать всегда была хорошим стимулом, в том числе и для представителей творческих профессий. Не были обделены в зарплате ни Евгений Матвеев, ни Владимир Басов, ни Станислав Ростоцкий. За создание своих фильмов они на самом деле получали от 4500 до 6500 рублей, если же снимались две серии, то гонорар, соответственно, удваивался. И прибавлялась ещё тысяча, если режиссёр имел государственные награды и звания. Сценаристы получали несколько меньше режиссёров. За оригинальный сценарий они получали порядка 5 тысяч рублей, сценарий экранизации стоил на тысячу меньше. Многосерийные фильмы оплачивались очень прилично. Юлиану Семёнову за сценарий «Семнадцати мгновений весны» полагалось около 26 тысяч рублей.
В этой среде тоже существовали свои ставки. В среднем сценарий полнометражного фильма помещался на 75 страницах, за которые платили от 6 до 8 тысяч, а после выхода картины на экраны сценарист получал ещё и «потиражные», складывавшиеся из процентов от договорной суммы и составлявшие минимально 9 тысяч рублей. Именно поэтому режиссёры брались за написание сценариев.
Вместе с режиссёрским гонораром на выходе получалась весьма достойная сумма. К примеру, Владимир Меньшов признавался: его гонорар за картину «Москва слезам не верит» составил «чистыми» 40 тысяч рублей, в которые вошли гонорары за режиссуру, соавторство в написании сценария и премия за зрительский успех фильма.
Но это вовсе не был абсолютный рекорд. В 1989 году на советские экраны вышел фильм Петра Тодоровского «Интердевочка». Режиссёр был ещё автором сценария и создателем музыки к картине. Его гонорар за этот хит составил порядка 100 тысяч рублей, но получил он их вовсе не из государственной казны. Супруга режиссёра Мила Тодоровская нашла инвестора, который полностью профинансировал картину, ставшую впоследствии культовой.
Отдельная статья
Кстати, даже в советское время почти привилегированным классом считались драматурги. Авторы пьес, которые шли на театральных сценах, получали не оклады или фиксированные суммы за произведения, но проценты от каждого сыгранного спектакля. При этом маленькими их назвать нельзя: драматурги получали 1,5 процента за каждый акт. Если же на сцене показывали 5 актов, то все проценты суммировались и составляли уже 7,5.
Цифры скажут сами за себя: в 1949 году драматург и бывший разведчик Анатолий Барянов за свою пьесу «На той стороне» получил процентные отчисления в сумме 920 с лишним тысяч рублей. Выплаты Анатолию Софронову, автору пьесы «В одном городе», заплатили больше 640 тысяч, а братья Тур (псевдоним писателей Леонида Тубельского и Петра Рыжея) заработали почти 760 тысяч рублей. К слову, многие знаменитости, которые получали в советское время немыслимые по меркам рядового гражданина деньги, не знали, куда их тратить. И в результате часто всё это богатство или его часть бездарно пропивалось.