После череды неудач 1985 года Милен отчаянно нуждалась в песне, способной вернуть ее имя в строчки хит-парадов Франции. В противном случае ей грозила судьба очередного молодого таланта, канувшего в безвестность.
К весне 1986 года многострадальный дебютный альбом был практически готов. Но кто бы стал его покупать? Попытка раскрутить пластинку с помощью сингла «Plus Grandir» потерпела неудачу. Милен Фармер мало кому была известна. Чтобы захватить внимание слушателей, следовало продвигать нечто удобное для запоминания — песню с простым текстом и ритмичной музыкой. Отлично это понимая Лоран Бутонна, при небольшом участии Милен, еще летом написал «Libertine» (Либертина/Распутница). Предполагалось, что именно с «Либертиной» девушка будет рекламировать первый альбом. Получилось несколько иначе. Сингл вышел 25 марта, а уже 1 апреля за ним последовала альбомная пластинка. И нет, дело тут не в небывалом коммерческом успехе, на волне которого выпустили весь альбом, просто «Лунный пепел» отправили в продажу, положившись на «авось». Polydor решили проверить, вдруг Бутонна и Фармер окажутся правы насчет «Распутницы»?
Альбом «Cendres de lune» включает в себя важные для творчества Милен Фармер песни, заслуживающие подробного рассмотрения. Потому о «Либертине» и «Тристане» (и клипах, с ними связанных) поговорим в отдельных статьях.
Как ни странно, но столь поздний релиз»Libertine», возможно, помог делу продвижения Милен даже больше, чем в случае, если бы все шло по плану. Несмотря на то, что к песне сразу предполагалось снять клип (о котором еще будет сказано), образ главной героини в нем мог быть другим. Внешность Фармер в то время плохо сочеталась с текстом нового сингла. Кроме того, нужна была запоминающаяся черта, которая выделила бы девушку чисто визуально. Точно неизвестно по каким именно соображениям, но примерно в апреле-мае Милен преображается.
«Бертран Ле Паж подал мне идею изменить цвет. К тому же мама рыжая.» (Coiffure Beauté International (N°43) Декабрь 1989 г.)
Рыжий цвет волос стал отличительной чертой певицы и остается таковым по сей день. Эксперименты велись разве что с оттенками.
А пока Милен продвигала сингл в СМИ, Лоран в очередной раз проявлял чудеса дипломатии, убеждая менеджеров Polydor выделить бюджет на съемки клипа «Libertine», еще более масштабного, чем предыдущий. С большим трудом ему это удалось. Выданных 200 000 франков хватило с избытком. Огромный по продолжительности клип, снятый в стиле «Барри Линдона», шокировал многих. Критиков и журналистов поразило качество видео, обывателей и цензоров — сцены с полностью обнаженной Фармер. Уровень провокации был близок к опасному. Но удача улыбнулась молодым творцам. В рамках политической борьбы французские социалисты лоббировали создание двух частных бесплатных телеканалов, из которых один — TV6, сделали музыкальным, ориентированным на молодежь. Что примечательно, процент в капитале телеканала имела компания Polygram, частью которой была Polydor. В 1987 году канал был переименован в M6 Music. На нем клип транслировался часто и широкой аудитории стала доступна полная версия на постоянной основе. Успех на TV принес ожидаемый результат. Миниатюрная рыжая бунтарка покорила французского зрителя и слушателя. Продажи обеих пластинок резко пошли в гору.
«Именно на «Libertine» я осознала разницу между настоящим успехом и успехом в СМИ. И сейчас я боюсь, что не смогу взять на себя ответственность…» (Star Club, 1 ноября 1988 г.)
Самое время поговорить о содержании альбома. Первое издание включало в себя 9 композиций. В 1987 г., с выходом второго тиража пластинок, список пополнился еще одним синглом — «Tristana», написанным самой Фармер. Скорее всего он стал заменой песне с элементом русского языка:
«У меня есть песня. Я думаю что в ней буду немного говорить по-русски, так как учила этот язык и добавлю немного своих знаний.» (Pollen — France Inter, 13 декабря 1985 г.)
Заглавной композицией стала «Libertine». Кроме нее в списке значились, уже знакомые нам «Plus Grandir», «Chloé» и «Cendres de lune» (инструментальноевступление из клипа к «Plus Grandir»).
В дополнение, Polydor выкупили у RCA Records права на «Maman a tort». Все таки первый успех начинающей исполнительницы, как было его не добавить? Песню «Greta» тандем Фармер — Бутонна посвятил голливудской актрисе. В то время у Милен было два кумира из мира кинематографа: Фрэнсис Фармер и Грета Гарбо, в честь первой девушка уже взяла псевдоним, восхищение второй она выразила через творчество. Стоит заметить, что «Cendres de lune» богато наполнен отсылками к теме кинематографа. Последующие альбомы этим совсем не отличаются, особенно с середины 90-х, что наводит на мысль об огромном влиянии Лорана, который без труда проталкивал собственные тексты и идеи. Милен, конечно, давняя любительница кино, но сама на этот счет почти не пишет.
Ж-Л.Ф. — «И песня о Грете. Это тоже твоя идея?»
М.Ф. — «Я считаю, что это общая идея. […] Я люблю Грету Гарбо, да. Я считаю ее замечательной актрисой. И потом, мне нравится ее жизнь, то, как она складывалась. В отличие от многих людей, я считаю ее очень сильной женщиной.»
(Pollen — France Inter, 13 декабря 1985 г.)
Тему чувственных наслаждений Милен продолжила песней собственного сочинения «Au bout de la nuit» («В конце ночи»/»Перед рассветом»). Текст представляет собой не слишком завуалированное признание в любви после страстной ночи. Хотя звучит произведение совершенно иначе, по сути его можно считать сюжетным ответвлением «Либертины». Похожая идея, но уже в связке с издевкой над религиозными табу содержится в песне «Vieux bouc» («Старый козел»). Практически дьявольский ритуал в сексуальном контексте. Вот так содержание этих песен комментирует Милен:
П.Р. — «Милен, я считаю твою первую альбомную пластинку»Лунный пепел» великолепной. В нем ты, в основном, затрагиваешь женскую сексуальность…
М.Ф. — «Нет, не сексуальность, а чувственность. Это слово мне ближе… я не считаю себя секс-бомбой! (смех)»
П.Р. — «Все таки «Старый козел» — это своего рода черная месса.»
М.Ф. — «Иногда у меня в жилах горит огонь. Время от времени я Дьявол!» (Gai Pied, 12 января 1987 г.)
Как видно, Фармер играет словами, но сути не отрицает.
В заключении идет странная композиция, отчасти выбивающаяся из духа альбома. «We’ll Never Die» («Мы никогда не умрем») повествует о молодом юноше, отправившемся воевать во имя Аллаха. Это критика религиозного фанатизма? Неизвестно.
«Для меня было очень важно записать этот альбом. С помощью «Лунного пепла» я пыталась удивить людей. Это тем более необходимо, что в настоящее время очень сложно зарекомендовать себя.» (Rock News, 1 января 1987 г.)
Успешные синглы 1986-1988 гг. потянули за собой альбом к верхним строчкам национальных рейтингов, и, хотя в числе первых он так и не оказался, в 1988 г. продажи достигли отметки почти в 700 000 копий, а пластинка получила двойную золотую сертификацию. К настоящему моменту цифры уже выше. В годы проведения концертов альбом вновь взлетает на верхние строчки чартов, как было в 2009 или 2019 гг. Это уже не говоря об огромном успехе отдельных песен. Критики приняли пластинку достаточно благосклонно:
«Милен Фармер дает нам настоящее представление о своем таланте со своими первыми 33 оборотами (вид пластинки.- авт.), которые восхищают нас ее кристально чистым голосом и странными текстами, нестандартными и не соответствующими времени. Уже сейчас Милен Фармер навязывает свою вселенную» (Le Quotidien de Paris, 20 августа 1986 г.)
«Дебютный альбом, который подтверждает все обещания, данные до сих пор Милен» (Podium, июнь 1986 г.)
Создается впечатление, что мы хорошо знаем этот особый и смелый тон, который она задает французской песне в течение последних нескольких лет, и все же с каждой новой песней она удивляет, поражает и заставляет заново открывать ее для себя. Озорная, очаровательная и восхитительная Либертина, она осмеливается на такую рифму, на какую больше никто не осмеливается, соблазняет чувствительными, почти сюрреалистическими, нежно эротическими текстами. (Le Télégramme de Brest, 16 апреля 1986 г.)
Среди множества альбомов Милен Фармер «Cendres de Lune» выделяется текстами. Мрачность и регулярное вплетение религиозных мотивов — характерный авторский стиль Лорана Бутонна. После выхода «Тристаны» написание текстов целиком перешло в ведение Милен и идейная направленность песен стала меняться. Главным итогом этого периода (апрель 1986 — апрель 1988 гг.) стало обретение популярности у широкой публики и создание прочной основы для продолжения карьеры.