Совсем недавно впервые посмотрел пропущенный тридцать лет назад «Беглый огонь» (Rapid Fire, 1992) с безвременно погибшим Брэндоном Ли и, расчувствовавшись, решил освежить впечатления от его первого голливудского фильма «Разборка в маленьком Токио» (Showdown in Little Tokyo, 1992), который видел когда-то давно, чуть ли не в 90-х.
При просмотре, как всегда, накрыла волна ностальгии. Расцвет классического боевика пришелся на 80-90-е — аккурат время моей юности и молодости. Сегодня такие фильмы вызывают у меня теплые, как теперь говорят — «ламповые» чувства. Лично мне после набитых компьютерной графикой, снятых в павильоне на фоне хромакея современных блокбастеров с героями, на которых не действуют законы физики, однозначно требуется кино-детокс. И тут всегда помогает старое доброе кино.
Клан «Железный коготь» терроризирует японский квартал Лос-Анджелеса в борьбе за зоны влияния. Стрельба, рэкет, расправа с конкурентами — типичные методы мафиозных разборок. Все это очень не нравится полицейскому Крису Кеннеру. Однажды он вступает в рукопашную схватку с рэкетирами и одерживает верх, когда вдруг появляется молодой парень, прерывает потасовку и таким образом невольно помогает бандитам скрыться. Оказывается, красавчик — тоже полицейский, который не опознал в Кеннере коллегу. Так Кеннер встречает… своего нового напарника Джонни Мурату.
«Разборка в маленьком Токио» снята в популярном формате buddy movie, то есть фильма о партнёрах-напарниках. Классический пример buddy movie — легендарная франшиза «Смертельное оружие» (Lethal Weapon).
«Разборка» следует всем канонам buddy movie. В идеале напарники должны быть полными противоположностями — так их отношения становятся интереснее. Учитывая «японскую» тематику фильма, авторы остроумно обыграли персонажей Кеннера и Мураты. Огромный нордический здоровяк Кеннер, которого играет Дольф Лундгрен, вырос в Японии, свободно владеет японским, с раннего детства занимается боевыми единоборствами, досконально знает, любит и уважает культуру Японии и блюда японской кухни. Зато Мурата (Брэндон Ли), по материнской линии этнический японец, на деле — типичный продукт американизации. Он не знает ни слова по-японски, понятия не имеет о традициях хотя бы частично своего народа, а при виде суши и сашими брезгливо морщится.
Казалось бы, такие «напарники» вряд ли должны найти общий язык, особенно учитывая обстоятельства их знакомства. Тем не менее, по законам жанра, они преодолеют отчуждение и неприязнь, сумеют стать эффективной командой и в итоге, естественно, одержать победу над злодеями.
Сценаристы забавно прописали характеры персонажей, однако не меньшая заслуга в удаче дуэта принадлежит самим актерам. Во-первых, чисто физически Лундгрен и Ли образуют колоритную и очень «киношную» пару. Высоченный мощный блондин Лундгрен и гуттаперчевый улыбчивый брюнет Ли прекрасно смотрятся на экране в общих сценах. Во-вторых, оба актера демонстрируют ярко выраженную харизму, которая порождает подлинную «химию» между нордически-сдержанным Лундгреном и живчиком-красавцем Ли. Смешно звучат их диалоги, особенно когда Мурата иронически издевается над приверженностью Кеннера самурайскому кодексу бусидо.
Для Брэндона Ли «Разборка» была первым голливудским проектом, в то время как Лундгрен уже имел за спиной супер-хит «Роки IV» и ряд боевиков вроде «Красного скорпиона». Поэтому главный в «Разборке», конечно, Лундгрен. Его имя стоит первым в титрах и — что забавно — написано заметно более крупным шрифтом, чем имя Ли, идущее следом. Возможно, это такая скрытая шутка, обыгрывающая разницу в размерах Лундгрена и Ли.
У Лундгрена несколько соло action-сцен, ему достается знойная красавица, маскулатуру Лундгрена регулярно демонстрируют, нарочито время от времени его «раздевая» или одевая в более открытую одежду, в то время как Ли все время «застегнут на все пуговицы». Любопытно, что в следующем фильме — «Беглом огне» — ровно то же случится с Ли: теперь уже его мускулистую фигуру будут настойчиво обнажать на экране.
Наконец, Киннеру достается драматическая составляющая картины. Он узнает, что глава «Железного когтя» — тот самый якудза, что много лет назад изрубил мечом его родителей. С того момента борьба с преступным кланом будет мотивирована не только профессиональным долгом, но и глубоко личными чувствами. И, конечно, эффектный финальный поединок тоже за героем Лундгрена — как иначе?
Брэндон Ли не теряется рядом с Лундгреном. Я уже писал в публикации о «Беглом огне», что Брэндон был очень умным актером. Вот и в «Разборке» он прекрасно понимает, что «звезда» фильма не он. Его задача — оказаться замеченным голливудскими продюсерами, а не перетягивать одеяло с партнера по экрану. Поэтому в общих сценах Брэндон очевидно «подыгрывает старшему», что идет фильму только на пользу. А план Брэндона сработал: всего через год его имя будет первым в титрах «Беглого огня».
Говорят, что остросюжетный фильм «делает» выразительный отрицательный герой. «Разборке» достался, пожалуй, один из самых колоритных кино-злодеев мирового кино — Кэри Хироюки-Тагава. Его босс якудза Йошида — редкостный отморозок. Давит конкурента в машине под прессом, отрубает голову девушке, насилует другую, показательно отсекает руку партнеру по наркоторговле в «педагогических» целях, хладнокровно убивает мечом провинившегося якудза.
Манеру игры Хироюки-Тагава американцы характеризуют как over the top — избыточная, чрезмерная, гротескная, без полутонов. И правда, актер не жалеет густых красок, чтобы представить Йошиду абсолютно инфернальным существом. Впрочем, такой подход органичен для типичного бесшабашного боевика тех времен.
За sex appeal в «Разборке» отвечает обворожительная Тиа Каррере. Многого тут не скажешь, да и надо ли? Тиа Каррере она и есть Тиа Каррере! Ей можно и не играть — достаточно просто присутствовать в кадре, и от нее уже глаз не оторвать. Кажется, камера так любит Каррере, что не может ее плохо снять.
«Разборку» поставил Марк Л. Лестер — режиссер популярного «Коммандос» с Шварценеггером. Набив руку на классическом безбашенном боевике 80-х, Лестер применил тот же подход: яркие гротескные персонажи, короткие выразительные диалоги и ничего лишнего — только action, action, action!
«Разборка» — компактный, стремительный фильм, который длится чуть меньше восьмидесяти минут. Авторы не стали разбавлять действие «психологией», излишней романтикой и побочными сюжетными линиями. Они прекрасно понимали, что не за глубокие мысли зрители любят подобные ленты.
Марк Л. Лестер уверенно подвел действие к финалу и в лучших традициях «Коммандос» устроил взрывную решительную «разборку». Насколько позволял бюджет, режиссер насытил последнюю конфронтацию героев грузовиком-тараном, взрывами, стрельбой, рукопашным боем. И увенчал фильм брутальным поединком на самурайских мечах — разборка ведь в «маленьком Токио», не на шпагах же драться!
«Разборка в маленьком Токио» — несомненная классика в своей категории среднебюджетных боевиков без художественных амбиций и глубоких смыслов. «Разборка» честно сделана исключительно для развлечения, не претендует на нечто большее, зато заскучать точно не даст.
Дольф Лундгрен, Брэндон Ли, Кэри Хироюки-Тагава и Тиа Каррере в одном фильме — что еще нужно любителю непритязательных боевиков 80-90-х? Если несогласны — давайте устроим «разборку»!