-Входите, Надя, — сказал он, отворяя дверь своей комнаты в общежитии. Красавица-актриса вошла, скромно опустив глаза в пол. Юрий Георгиевич давно ей нравился, поэтому сердце молодой женщины часто-часто билось.
Бедняжка не знала, что ее ждет одно из самых больших разочарований в жизни…
2 марта 1947 года в одном из роддомов Риги родился мальчик. Мамой малыша была Татьяна Васильевна Богатырёва, супруга офицера ВМФ СССР Георгия Андриановича Богатырёва. Назвали новорожденного Юрием.
В 1953 году, когда Юре исполнилось шесть лет, его отца перевели из Риги в Москву. Таким образом, детство мальчика прошло в столице неподалеку от Чистых прудов.
Юра Богатырёв с мамой и папой.
В 1963-ем Юрий окончил школу и поступил в Художественно-промышленное училище имени Калинина. Факультет, который выбрал парень, был неожиданным — коврово-ткацкий. Впрочем, Юрий так и не получил профессию художника-дизайнера ковров.
На втором курсе Богатырёв увлекся актерским искусством, и стал заниматься в студии детского кукольного театра «Глобус» при Московском Доме пионеров на Стопани. Преподавателем Юрия был знаменитый режиссер-кукольник Владимир Михайлович Штейн.
Владимир Михайлович и привил Юрию искреннюю, глубокую любовь к театру. В 1966 году Богатырёв твердо решил — он станет актером. Парень забрал документы из Художественно-промышленного училища и с относительной легкостью поступил в Театральное училище им. Щукина.
Студент «Щуки» Юрий Богатырёв.
В знаменитой «Щуке» Юрий считался лучшим студентом на курсе Юрия Васильевича Катина-Ярцева, и это несмотря на то, что однокурсниками будущего актера были Константин Райкин, Наталья Гундарева и, уже познавшая всесоюзную известность, звезда «Кавказской пленницы» Наталья Варлей.
Мощнейший талант Богатырёва признавали все — и преподаватели, и студенты. Юрию была свойственна особая ранимость, чуткость, позволявшая ему с легкостью перевоплощаться в любых персонажей, причем, не только мужских, но и женских.
Кроме того, Юрий был невероятно компанейским, веселым парнем. На всех студенческих вечеринках Богатырёв был заводилой, был в центре внимания. Если кто-то просил Юрия в чем-то помочь — тот готов был в лепешку расшибиться, но выручал товарища.
В 1971 году Юрий успешно окончил «Щуку» и поступил на службу в театр «Современник», где сразу стал получать крупные роли.
В кино Богатырев дебютировал еще в 1970-ом году, однако, это был лишь эпизод в дипломной работе Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны».
Через четыре года Никита пригласил 27-летнего Юрия в свой первый большой фильм, причем, на главную роль. Этой лентой был пронзительный истерн «Свой среди чужих, чужой среди своих».
Юрий Богатырёв в роли чекиста Егора Шилова.
Фильм Михалкова, что называется, порвал советский прокат. Юрий Богатырёв мгновенно стал всесоюзно известным актером. С этих пор началось долгое и плодотворное сотрудничество Никиты и Юрия.
Юрию пришлось сильно постараться, чтобы воплотить на экране образ мужественного, поджарого чекиста Егора Шилова. За полгода до съемок у Богатырёва был лишний вес, он играл в театре мягких, неуклюжих персонажей и, как сам шутил, «сильно обабился». Для роли у Михалкова Богатырёву пришлось скинуть лишний вес, научиться ездить верхом и даже заняться боксом.
«Эталонная мужественность» Юрия Богатырёва, предъявленная зрителю в «Свой среди чужих», была использована Никитой Михалковым и в следующем фильме режиссера «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Юрий считал, что он идеально подходит на роль Ильи Ильича, однако, Никита Сергеевич определил его в Штольцы.
Юрий Богатырев.
Как выяснилось, Никита Сергеевич не ошибся. Юрий сыграл достаточно мужественного, сильного Штольца, полную противоположность мягкотелого Обломова.
Однако пока кинорежиссеры отыскивали в Юрии «эталонную мужественность», актер ужасно страдал. Еще в юности Богатырёв осознал, что ему нравятся вовсе не женщины.
Юрий тщательно скрывал свой «порок», и пытался влюбляться: в студенческие времена — в однокурсниц, в зрелом возрасте — в знакомых актрис. Увы, все его «романы» заканчивались неудачей, девушки и женщины испытывали недоумение, и слухи распространялись по актерской среде, как пожар.
Все это сильно мучило Богатырёва, из-за чего он временами впадал в черную депрессию, от которой приходилось лечиться, а, кроме того, много пил.
С женщинами Юрия Георгиевича видели в основном на сцене, в обычной же жизни актер на театральных мероприятиях появлялся либо один, либо с друзьями.
Никто, даже мать актера не знала, что с 1980-го года Юрий был женат. Провинциальная актриса Надежда Серая временно жила в общежитии театра «Современник». У молодой женщины, недавно разведшейся с мужем и оставшейся с ребенком на руках, не было московской прописки. Надежде грозило выселение.
Надежда Серая.
Юрий тоже жил в общежитии «Современника», но был прописан и за ним числилась комната. Однажды на общей кухне Богатырев, с которым Надежда очень хорошо общалась, предложил актрисе … заключить брак. Правда, фиктивный и без огласки. Надежда, которой Юрий очень нравился, была огорошена: впрочем, вскоре она узнала, почему Богатырев не хотел настоящих отношений.
Юрий никому не сообщил, что женился, однако, везде стал появляться с Надеждой, общаясь с ней как с доброй подругой. Знакомая Серой предположила:
«Надя была для Юрия женой для прикрытия, чтобы поклонницы не приставали, но это выяснилось уже позднее, после его смерти».
Как бы то ни было, но Богатырёв здорово помог провинциальной коллеге: Серая обзавелась пропиской, смогла остаться в Москве, а позднее получила в столице квартиру.
Между тем, карьера Юрия в кино стремительно развивалась. Чаще всего актер снимался у своего старого друга Никиты Михалкова — «Раба любви», «Родня», Очи черные». Эти фильмы стали классикой отечественного кинематографа.
Никита Михалков и Юрий Богатырёв.
Помимо театра и кино, у Юрия Георгиевича была еще одна большая страсть — живопись. К 1989 году у Богатырёва в квартире скопилось множество картин — друзья убеждали актера провести персональную выставку.
Юрий Георгиевич загорелся этой идеей, начал готовить собственный вернисаж. Увы, ему так и не удалось представить свои картины в качестве художника.
В конце января 1989 года Богатырёву выплатили солидный гонорар за участие в итальяно-советском фильме «Очи черные». 1 февраля Юрий Георгиевич пригласил в свою квартиру на улице Гиляровского друзей. Выпивали, ели, пели песни под гитару — веселились как могли. Около полуночи Юрию Георгиевичу внезапно стало плохо. Актер схватился за сердце и упал на пол. Его друзья вызвали «скорую». Прибывший на вызов фельдшер пытался реанимировать Богатырёва и совершил роковую ошибку: ввел в сердце препарат, который был несовместим с алкоголем и антидепрессантами, которые регулярно принимал актер. Сердце Юрия Георгиевича остановилось, медикам оставалось только зафиксировать время гибели Народного артиста РСФСР.
Смерть Богатырёва стала шоком и для коллег актера, и для всей страны. Юрию Георгиевичу был 41 год, он еще столько мог совершить!
Вскоре выяснилось, что у актера была жена Надежда Серая. Женщине должна была достаться квартира актера, а также все его имущество. Однако Надежда отказалась принять «наследство» и передала все Татьяне Васильевне Богатырёвой, престарелой матери Юрия Георгиевича.
6 февраля 1989 года Народный артист был похоронен на Ваганьковском кладбище при большом стечении народа. Немного позднее состоялась выставка живописи Юрия Богатырёва, на которую он так хотел, но не смог попасть…