«Зеленый фургон» : что осталось за кадром фильма

В этом фильме смешалось многое: детективная линия сюжета, одесский колорит, звездный состав актеров и невероятная теплота, так присущая фильмам советского периода.

Реальная история

«Зеленый фургон» — это далеко не первая экранизация повести Александра Козачинского. До этого был снят черно-белый фильм в 1959 году, однако, особого интереса у зрителей он не вызвал.

«Зеленый фургон» же подкупал не только звёздным актерским составом, но и прекрасной музыкой, закадровым голосом Джигарханяна и потрясающей актерской игрой.

В основу фильма легла реальная история времен послевоенной Одессы. История эта произошла с Александром Козачинским и Евгением Петровым, будущим соавтором «Золотого теленка» и «12 стульев». Петров тогда еще был Катаевым.

-2

Случилось так, что дружившие когда-то Козачинский и Катаев оказались по разные стороны баррикад. Козачинский стал инспектором УГРО, но потом связался с жуликом, вместе с которым украл тот самый зеленый фургон с зерном. Петров (Катаев) же, тоже служивший в УГРО, по иронии судьбы стал тем самым оперативником, который расследовал это дело.

Евгений Петров решил дать шанс человеку, с которым дружил с детства, при этом положив на алтарь собственную карьеру.

Козачинский, невероятно благодарный за такую самоотверженную помощь друга детства, не только завязал с криминалом, став писателем и журналистом, но и увековечил поступок друга в повести «Зеленый фургон».

Режиссером фильма мог быть Высоцкий

Когда сценарист радиоспектакля «Зеленый фургон» рассказал Владимиру Высоцкому, который учувствовал в этой радиопостановке, идею о том, чтобы экранизировать повесть Козачинского, бард буквально загорелся этой идеей. Он даже захотел стать режиссером будущего фильма. Однако из-за того, что у Высоцкого не было режиссерского образования, осуществить эту идею было весьма проблематично.

-3

Пока вопрос об экранизации рассматривался чиновниками, Шевцов и Высоцкий плотно работали над сценарием, который по их задумке, во многом отличался от первоисточника.

Проект обещал быть масштабным, подготовка шла полным ходом, однако, когда чиновники все-таки утвердили Высоцкого в качестве режиссера, он, неожиданно для всех, отказался. Это случилось незадолго до смерти Владимира Семеновича, и многие из тех, кто работал с ним над этим проектом, считают, что отказ был обусловлен плохим самочувствием Высоцкого. Он понимал, что у него просто не хватит сил довести дело до конца и не захотел подводить остальных.

-4

Проект после отказа Высоцкого был заброшен и забыт. Вспомнили о нем лишь через три года, когда режиссер Александр Павловский сдавал свой фильм «Трест, который лопнул». Чиновники из Госкино предложили Павловскому заняться фильмом «Зеленый фургон», однако, режиссер долго не соглашался – ему не нравилась сама идея фильма, он считал ее несколько архаичной. К тому же, он прекрасно помнил историю первой экранизации, которая успехом не пользовалась.

Однако режиссер вскоре пересмотрел свое мнение относительно этого проекта, когда узнал, что его отец жил, как и автор повести Козачинский, в Одессе, на улице Базарной, а значит, мог знать и эту историю, и ее героев.

Харатьян и Соловьев постоянно нарушали дисциплину

На роль Володи Патрикеева режиссер долго искал подходящего актера. Пробы Леонида Ярмольника и Станислава Садальского Павловский забраковал – все было не так, и не то.

После долгих поисков режиссер вдруг вспомнил о молодом актере, которого видел в фильме «Розыгрыш», то есть, о Дмитрии Харатьяне. Павловского подкупили белокурые волосы актера, ведь у тех, кто живет на море, на юге, волосы часто выгорают от солнца и ветров. Так Патрикеевым стал Харатьян.

-5

А вот на роль «Красавчика» режиссер сразу определил Александра Соловьева. Павловский увидел этого актера на сцене Центрального детского театра (сейчас это РАМТ), и сразу понял, что больше искать никого не нужно. Тогда он и не предполагал, что дуэт Харатьян-Соловьев доставит ему столько хлопот во время съемочного процесса.

Актеры сдружились и частенько отмечали окончание съемочного дня горячительным, из-за чего страдала не только дисциплина, но и сам процесс съемок.

-6

Позже Харатьян вспоминал, как Борислав Брондуков преподал ему урок в время очередного опоздания. По утрам съемочная группа отправлялась на автобусе в Севериновку. И опоздавший Харатьян услышал такие слова:

«Конечно, вот тут сидят народные и заслуженные артисты и ждут вчерашнего студента, который так позволяет себе относиться и к коллегам, и к работе».

Сказано это было как бы между прочим, беззлобно, но быстро отбило у Харатьяна привычку опаздывать, да и вообще, эти слова заставили его пересмотреть свое отношение к работе.

-7

Да и совместные возлияния с Соловьевым они вскоре прекратили, договорившись о «сухом законе», ведь съемки требовали хорошей физической подготовки, а после вечерних застолий гонять мяч или выполнять другие трюки было весьма проблематично.

Задумка Брондукова

По сюжету персонаж, которого сыграл Борислав Брондуков – человек не очень, мягко говоря, приятный. Но актер так прочувствовал эту роль, что захотел как-то смягчить образ Мыколы Грищенко. И придумал сцену, которая была показана в финале фильма.

-8

Это именно Брондуков придумал, как Грищенко, сидя на гауптвахте, чистит картошку на всю милицию. Сцена получилась доброй и смешной, именно она добавила персонажу Брондукова положительные нотки, хотя по сюжету Грищенко тот еще негодяй.

Поэзия и музыка в фильме. Демьяненко и Харатьян

Персонаж Шестакова режиссер специально в деталях выписал для Александра Демьяненко, с которым давно дружил. Он хотел, чтобы зрители увидели актера совсем иным, не тем привычным Шуриком, а глубоким, драматическим актером.

-9

«Это был очень нежный, тонкий и интеллигентный человек. И знал поэзию очень хорошо, поэтому у меня в «зеленом фургоне» он читает Блока» — вспоминал потом режиссер картины.

Но если поэма «Двенадцать» в исполнении Демьяненко была заранее задумана Павловским, то вот пение Харатьяна в сценарии прописано не было. Петь в фильме приглашали и Градского, и даже Леонтьева, но режиссеру все было «не то».

Но однажды на вечерних посиделках Харатьян взял в руки гитару и запел. Режиссер был поражен, ведь он так долго искал исполнителя песен Дунаевского, а он все это время был с ним рядом.

Современное продолжение истории «Зеленого фургона»

Фильм «Зеленый фургон» в свое время пользовался успехом – за год его посмотрело более двадцати миллионов человек.

В 2019 году вышло продолжение «Зеленого фургона». Фильм снял режиссер Сергей Крутин – сын оператора знаменитого советского фильма Виктора Крутина.

-10

«Я тоже присутствовал на съемках и для меня это почти семейное кино, память об отце» — рассказал режиссер Крутин в одном из интервью.

Продолжение фильма снимали не в Одессе, а в Ростове-на-Дону и Таганроге. К сожалению, из актеров того самого «Зеленого фургона» в живых на момент съемок были лишь Харатьян и Екатерина Дурова, которая, к слову, не дожила до премьеры нового «фургона». Ее не стало в 2019 года за три недели до выхода фильма на экраны.

Load More Related Articles