Захарова проиграла уже 4 суда, а Поргина возмущена ролями в массовке. За что судятся дочь Марка Захарова и худрук «Ленкома» Марк Варшавер?

На протяжении 46 лет Марк Анатольевич Захаров был худруком и главным режиссером «Ленкома», а его дочь Александра долгое время являлась примой театра. В 2019 году 85-летнего мэтра не стало, и на его пост поставили Марка Борисовича Варшавера, который 40 лет был директором-распорядителем, а теперь совмещает сразу две эти должности. Вот только некоторые актеры, в особенности Александра Захарова и Людмила Поргина, не согласны с нововведениями Варшавера, а первая даже вступила с ним в открытую конфронтацию: дело дошло до судебных тяжб.

В этом выпуске я расскажу о том, с чего начался конфликт между Захаровой и Варшавером, и какие права отстаивает дочь Марка Анатольевича в суде? Как вышло, что бывшая прима теперь занята лишь в двух постановках и выходит на сцену не более 5 раз в месяц?

Изначально Александра Захарова была даже рада тому, что место её отца займет Марк Варшавер, который работал с ним рука об руку 40 лет, взвалив на себя всю административную и хозяйственную работу. Именно он дал Захарову возможность заниматься непосредственно творчеством. Актриса боялась, что если пост худрука займет человек со стороны, она может остаться без ролей. Дочь Марка Анатольевича была не прочь сама сесть в кресло отца, но в этом её поддержал лишь Дмитрий Певцов.

Конфликт Захаровой и Варшавера начался с того, что худрук решил вводить второй состав актеров, причем Александр Збруев поддержал это нововведение, предложив начать с него. Александре Марковне это, напротив, показалось оскорбительным, ведь при жизни её отца такое не практиковалось: если по какой-либо причине актер не мог выйти на сцену, спектакль просто отменяли. Постановки с участием Александры Марковны действительно приходилось часто переносить, так как в последние годы жизни отца она всегда сопровождала его в загранпоездках, где он проходил лечение.

Вот что по этому поводу говорит Марк Борисович Варшавер:


В дальнейшем директор с расширенными полномочиями, как официально называют Варшавера, начал убирать из репертуара нерентабельные и изжившие себя постановки. Вышло так, что в них принимала участие и Захарова, которая вновь приняла эти действия как «камень в свой огород». Интересно, что в прошлом так поступал и её отец, но актрису это не огорчало.

Также новый худрук решил, что молодым актерам нужно дать возможность проявить себя: недопустимо, чтобы 15-20 именитых артистов выходили на сцену, а 80-90 сидели на «скамейке запасных». С этим Александра Марковна тоже категорически не согласилась, припомнив, что будучи молодой и неопытной, долгое время играла в массовке. Варшавер честно признавался, что устал от дочери Захарова, которая испортила отношения не только с ним, но и со всеми коллегами, обзывая их «массовкой».

В конечном итоге летом 2022 года терпению худрука пришел конец, и он отстранил Александру Захарову от ролей в спектаклях «Женитьба» и «Ва-банк». Оскорбленная актриса подала на него в суд, но только не с требованием вернуть ей роли, а решив доказать, что теперь как наследница она обладает авторскими правами на все спектакли, поставленные её отцом.

Также Александра Марковна считает, что Варшавер не имел права восстанавливать спектакль «Поминальная молитва» без её на то согласия. Стоит отметить, что и в обновленной «Поминальной молитве», поставленной Александром Лазаревым, абсолютно на все роли есть актеры-дублеры: главную мужскую роль Тевье-молочника исполняет Сергей Степанченко или Андрей Леонов, а его жену Голду играет Олеся Железняк либо Анна Большова. К слову, роль Голды предлагали Захаровой, но она отказалась, посчитав эту роль возрастной.

Однако Тверской суд Москвы не удовлетворил иск Александры Захаровой, и, говорят, она была вне себя, когда проиграла уже в четвертом судебном заседании. Видимо, Варшавер оказался прав, утверждая, что Марк Анатольевич еще при жизни продал свои авторские права на все постановки продюсерам, и его дочь об этом знала. Тогда неясно, на что она рассчитывала?

Однако дочь Марка Анатольевича не намерена сдаваться, и если ранее, по словам Варшавера, она заявляла авторские права на 4 спектакля: «Шут Балакирев», «Королевские игры», «Женитьба Фигаро», «Поминальная молитва», то теперь претендует на все, начиная с 1973 года. В итоге Захарова добилась лишь того, что теперь занята только в двух постановках: «Вишневый сад» и «Безумный день, или Женитьба Фигаро», которые идут не более двух раз в месяц.


Лишь Людмила Поргина поддерживает свою подругу на всех судебных заседаниях и тоже крайне недовольна политикой нового руководителя. Но Марк Борисович не обижается на вдову Караченцова, не помнящую добра: 30 лет она не выходила на сцену, получала при этом немалые деньги.


К слову сказать, звание заслуженной артистки, которым Поргина так гордится, она получила только благодаря Варшаверу, так как Марк Анатольевич об этом и слышать не хотел. Марк Борисович утверждает, что сейчас Поргина занята аж в 9 постановках, правда в массовке. Сама актриса считает, что это унизительно, но у неё нет другого выхода.



Людмила Поргина в последнее время любит экспериментировать с цветом волос

«Я сейчас оригинально служу… Пока 13 лет Коля был инвалидом, я была с ним в «декретном» отпуске. Написала заявление, и меня отпустили… Когда Коли не стало, я вновь написала заявление, чтобы меня приняли обратно, поскольку лучше плакать на сцене, чем в жизни… Когда он уходил, сказал, чтобы я не бросала «второй дом». Я подумала, что он имеет в виду дачу, но оказалось — театр, где прошли лучшие годы нашей жизни…

31 декабря 2021 года меня выписали на спектакль, но мне не позвонили… Оказалось, что я должна была в начале и конце спектакля пройти «на заднике» с фонариком со свечкой. Я поднимаю руку, и меня не видно, только фонарь… Для заслуженной артистки, которая является вдовой народного артиста, который столько вложил в «Юнону и Авось», на заднике минуту пройти…» — возмущалась Поргина в телеинтервью.

Варшавер отмечает, что в его театре очень хорошие зарплаты, даже у уборщиц, а также отдельная стоимость каждого выхода на сцену у актера, которая рассчитывается по коэффициентам в зависимости от сложности той или иной роли. Теперь становится понятно, почему Захарова и Поргина так жаждут хороших ролей, вот только они выбрали неподходящую тактику и получили то, что заслужили.

Остается пожелать Марку Варшаверу терпения, мудрости, и дальнейших творческих побед, а Александре Захаровой и Людмиле Поргиной — не роптать на судьбу и несправедливость, а радоваться тому, что есть.