«За кадром «Полосатого рейса»»: как снимали народную комедию с Евгением Леоновым

«Полосатый рейс» стал главной летней новинкой 1961 года — кино с летним настроением и главными советскими звездами завоевало лидерство в прокате, однако знаменитого фильма могло бы и не быть, если бы… не официальный визит императора Эфиопии. Именно его встреча с Хрущевым положила начало этой необычной истории.

Император навестил Москву в 1959 году: главным событием его туристической программы был столичный цирк с экзотическими животными. Вскоре после представления к нему и Хрущеву привели тигрят — за ними приглядывала молодая дрессировщица с голливудской внешностью Маргарита Назарова. Тогда Хрущев был поражен: неужели такая отважная женщина все еще не удостоилась собственного байопика — с такой-то интересной жизнью?

Вскоре шестеренки советского кинопроизводства закрутились, студии стали питчить амбициозную идею главным режиссерам. В итоге эта идея заинтересовала Владимира Фетина — молодого постановщика, за плечами которого еще не было крупных проектов. Если с постановщиком вопрос решился быстро, со сценарием пришлось повозиться.

Так, концепция фильма постоянно менялась. Сначала рассматривалась идея снять кино о жителе коммунальной квартиры, который держит тигра. Также одним из вариантов была история о тиграх в сельском зоопарке: оба варианта отвергли — первый за неприглядную демонстрацию советского быта, второй за ее глянцевую обертку.

В итоге было решено остановиться на сценарии, который написал капитан Виктор Конецкий. Он взял за основу реальную историю о том, как грузовое судно перевозило трех белых медведей. Один из них, разумеется, выбрался из клетки: огромными усилиями храбрых моряков зверя удалось вернуть на место, но медведь успел учинить переполох на корабле. Настоящий случай стал мощной отправной точкой для комедии, которая затем стала любимой среди зрителей.

Итак, сценарий утвержден, медведей заменили на тигров, осталось понять: как снять эту историю с участием актеров и избежать трагедии? Специально перед съемками актеров поселили на одном корабле с животными — так они могли привыкнуть друг другу. Каждый артист прошел инструктаж по безопасности: в тем, в частности, говорилось, что не следует вырываться, если тигр возьмет вас за конечность челюстью. Следует легко ткнуть его кулаком в нос, и тогда он отстанет. Однако обстановка на съемочной площадке все же мало напоминала ту непринужденность, которую зритель видел в фильме.

Фильм быстро пополнили звездные имена: Евгений Леонов сыграл буфетчика, который выдавал себя за дрессировщика. Для актера это был нервный опыт. Так, во время знаменитой сцены, когда его герой моется в ванне, съемочная группа незаметно сняла стекло, которое должно было оградить его от тигра, заходящего в комнату. Как только актер заметил хищника, он тут же бросился из ванной прямо в пене — этот эпизод вошел в финальный монтаж.

Для Алексея Смирнова этот опыт также оказался уникальным. Актер не только отказался от дублеров, выполняя опасные трюки, но и сам участвовал в их разработке. Кстати, именно он ответственен за сцену, в которой его герой смело хватает за хвост тигра.

Среди звезд фильма также появился Василий Лановой. Однако молодого актера вообще не должно было быть в проекте: на съемки его занесло случайно, во время отпуска в Одессе. Так он сыграл «короля пляжа».

Сегодня животных в фильмах все чаще заменяют на графику — этические нормы и правила безопасности обязывают студии. Однако раньше такой возможности не было. Поэтому без инцидентов не обошлось. Так, лев Василий был уже слишком стар для съемок. Кроме того, он подрался с одним из тигров прямо на площадке. Во время одной из сцен предполагалось, что лев будет спать, но хищник не хотел принимать снотворное. Тогда дрессировщики усыпили его и отсняли необходимые эпизоды — это стало последним появлением Василия на экране.