Почти 40 лет назад на экраны вышел фильм «Зимняя вишня». Критики разнесли ленту в пух и прах, а вот зрители валом валили в кинотеатры. Многие советские женщины увидели в героине Сафоновой себя. Она стала образцом для подражания. Модницы стриглись «под мальчика», покупали такую же одежду, делали такой же макияж.
Картина стала не только зеркалом эпохи перестройки, но и во многом предопределила судьбы занятых в нём любимых советских артисток: Елены Сафоновой, Ларисы Удовиченко, Нины Руслановой и Ирины Климовой. Как сложились их судьбы и кто из них мог бы назвать себя «Зимней вишней»?
Реальная история в основе фильма и неожиданный выбор режиссёра
Любовные и жизненные истории трёх подружек из обычной ленинградской многоэтажки и спустя четыре десятилетия продолжают волновать души российских женщин. Фильм не потерял своей актуальности. Откровенная история женского одиночества и отчаянного желания счастья ни капельки не состарилась.
В первые дни картину посмотрели более 80 миллионов человек. Это был феноменальный успех. Тысячи зрительниц после просмотра со слезами на глазах уверяли, что эта история именно про них. Никто, даже из ближайшего окружения сценариста Владимира Валуцкого, не догадывался, что основой фильма послужила история его романа с актрисой Надеждой Репиной. Именно её он называл постоянно «Малыш», а женщину это просто бесило. В сценарии всё было описано до мельчайших подробностей точно так, как было в жизни. Валуцкий изменил только одно: его «зимняя вишня» была замужем.
Надежда Репина была замужем за известным режиссёром Андреем Разумовским. Надежда металась меж трёх огней: мужем, сыном и любовником. Сейчас она сожалеет о прошлом, о том, что воровала любовь у мужа и сына, и отдавала её Валуцкому.
Елена Сафонова изначально не должна была играть в фильме. Валуцкий продвигал Надежду Репину, но режиссёр рассматривал: Наталью Андрейченко, Татьяну Догилеву и Елену Сафонову. На главную роль худсовет утвердил Наталью Андрейченко. Репина была в ярости, а Андрейченко готовилась к работе, приезжала на примерки, но к началу съёмок просто не явилась.
Причина оказалась довольно банальной — Наталья влюбилась в звезду Голливуда, Максимилиана Шелла. Она снималась вместе с ним в сериале и совершенно не хотела расставаться с любимым мужчиной ради очередного фильма. Догилева была занята и роль отдали Елене Сафоновой.
Конечно, Елена до этого снялась в нескольких фильмах, но до популярности Андрейченко и Догилевой ей было далеко. Кроме того, режиссёр не видел в ней «изюминки». Сафонова же из кожи вон лезла, чтобы во что бы то ни стало доказать, что достойна этой роли. Увидеть себя в образе своей героини, Елене помог оператор картины Юрий Векслер. Именно он посоветовал ей сделать короткую стрижку, чтобы придать беззащитности и трогательности. Такая Сафонова понравилась Масленникову. Теперь она не только вписалась в фильм, она придала картине лицо.
Тут возникла новая проблема: Сергей Шакуров, который должен был играть главного героя, наотрез отказался играть с Еленой Сафоновой. Ему пришлось срочно искать замену. Времени не было и Масленников позвонил своему «доктору Ватсону», Виталию Соломину, и умолял его спасти фильм. В результате такой, на первый взгляд, странный дуэт сложился просто идеально. Они настолько органично смотрелись в кадре, что невозможно представить на их месте кого-то другого.
Соломин идеально воплотил на экране образ слабого, бесхребетного мужичка, на которого так падки русские женщины. Даже, когда была снята вторая часть фильма и вместо, уехавшей в Америку Ольги, герой Соломина заводит другую любовницу — он остаётся таким же. Молодая наивная девушка Света, которую он ласково называет «Слоником», влюблена в него до беспамятства. А он всё так же будет избегать ответственности.
Сюжет «Зимней вишни» и параллели с жизнью сыгравших в нём актрис
Фильм начинается с того, что героиня Елены Сафоновой, молодая разведённая женщина по имени Оля, воспитывает сына и встречается с женатым мужчиной. Её жизнь постепенно превращается в настоящее мучение. Инфантильный любовник не собирается оставлять семью. Страстные короткие встречи всегда заканчиваются одинаково — возлюбленный Ольги возвращается к привычному семейному очагу, а она остаётся наедине со своим одиночеством и унижением.
У героини есть две подруги. Лариса, которую играет Нина Русланова, также разведена и одна воспитывает сына. Женщина полностью разочарована в мужчинах и даже слышать о них не хочет. Она надеется только на себя и отвергает любые попытки представителей противоположного пола поухаживать за ней. Это сильная женщина со стальным характером, которой никто не нужен. Она абсолютно самодостаточна. Интересно, что судьба Нины Руслановой практически полностью отражает судьбу её героини.
Другая подружка Ольги, Валентина, замужем. Её муж — хоккеист-неудачник, который любит заливать свои проблемы алкоголем и даже поднимает руку на свою жену. От семейных разборок Валя частенько спасается у подруг. Она, с одной стороны, ругает мужа, но, с другой, разводиться с ним не собирается.
Судьбы этих трёх женщин, таких настоящих, таких трогательных и таких по-разному несчастных, нашёл огромный отклик в сердцах зрительниц. Казалось бы, банальная история об адюльтере, но она стала классикой кинематографа, а Елена Сафонова превратилась в настоящую героиню десятилетия.
Разгром критиков и оглушительный успех в прокате
Сценарий Валуцкого долго лежал на полке. Никто не хотел браться за этот тривиальный сюжет. Игорь Масленников рассмотрел в данной истории то, чего не увидели там другие — он увидел там реальную жизнь советских женщин. Не было ни одной зрительницы, которую бы фильм оставил равнодушной. Некоторые негодовали: как такое бесстыдство можно романтизировать? Как можно так разрушать ценность семьи? Другие, обливаясь слезами, узнавали себя в героине. Объединяло всех этих женщин одно: и те, и другие валом валили в кинотеатры. Фильм подкупал своей правдой.
Совсем иначе реагировали критики. Они разнесли «Зимнюю вишню» в пух и прах. И тема мелкая, и перспективы никакой, сплошной пессимизм, да и вообще, просто очень плохой фильм. Тем временем, как в родной стране картину не удостоили никаких наград, создатели и зрители уверены — это кино вполне достойно даже «Оскара».
Легендарная музыка из фильма «Зимняя вишня»
Музыку для картины написал Владимир Дашкевич. Масленников просто отказывался сотрудничать с кем-либо другим, кроме композитора, написавшего для его «Шерлока Холмса» столь великолепные мелодии. Сегодня и музыкальную тему из «Шерлока Холмса», и из «Зимней вишни», можно без зазрения совести назвать культовыми.
Сначала лирическая тема упорно не давалась композитору. Он уже был готов сдаться. В поисках вдохновения, Дашкевич уезжает в деревню. Там, среди прекрасной природы, он неожиданно находит то, что так долго и безуспешно искал. Рождается мелодия, которую и сегодня миллионы людей узнают с первых нот.
Чего не могли простить главной героине зрительницы
Героиню Сафоновой зрители любили, её жалели. Они готовы были простить ей всё, кроме одного: как она могла бросить такого идеального Герберта ради этого хлюпика Вадима? Эпизод, в котором Ольга пересаживается из иномарки своего заграничного принца в Жигули своего старого любовника, осудили все женщины без исключения. Особо впечатлительные зрительницы плакали во время просмотра навзрыд и даже кричали «дура!».
Конечно, как можно было бросить такого «принца на белом коне», дипломата из Риги, которого сыграл бесподобный Ивар Калныньш? Это было просто кощунство какое-то!!! При этом женщины в упор не видели, что их любимый латышский красавчик в фильме — это самовлюблённый, эгоистичный карьерист. Он ведь даже не скрывал того, что супруга ему необходима для выезда за границу. Это не любовь, это холодный расчёт или взаимовыгодное партнёрство, как кому больше нравится. Сам артист считает, что его герой порядочный, да и Ольгу любит по-своему, в конце концов — одно другому не мешает. Герберт просто хотел убить одним выстрелом двух зайцев. Но как так получилось, что такое совершенство в лице мужчины просто так отпускает любимую женщину с соперником? Даже не пытаясь бороться? Этот вопрос создатели фильма оставили открытым.
Интересно, что в реальной истории Валуцкого и Репиной тоже присутствовал иностранный воздыхатель. Итальянец Джорджио ухаживал за Надеждой, а та принимала ухаживания, стремясь позлить Владимира. В жизни закончилось всё примерно так же, как в кино. То есть ничем.
Проклятие «Зимней вишни»
Ларисе Удовиченко фильм тоже принёс успех. Теперь она была для народа не только Манькой-Облигацией, а трогательной Валюшкой, которая так отчаянно любит мужа и хочет простого женского счастья. Её героиня подкупала своей искренностью и таким отчаянным желанием стать счастливой. В жизни Ларисы тоже не случилось простого женского счастья. Красавица-актриса покорила Москву, но обрести настоящую семью не помогли даже два брака. Удовиченко осталась одна.
Нина Русланова на момент начала съёмок «Зимней вишни» практически сидела без работы. Она ушла из театра имени Вахтангова, потому что не могла на театральную зарплату прокормить себя и дочь. Она была тоже одинока и разочарована в мужчинах, как и её героиня. И тоже надеялась только на себя. Русланова колесила по стране с творческими вечерами и даже подумывала о смене профессии. После «Зимней вишни» эти мысли её покинули. Она поняла, что актёрское мастерство — это её единственный путь. Она так и умерла одинокой. Более того, её дочь, за судьбу которой она так боялась, повторила жизнь своей матери. Сегодня Олеся Рудакова — одинокая женщина, которая воспитывает сына Костю и называет себя «зимней вишней» во втором поколении.
Главная «зимняя вишня» Елена Сафонова отказывается себя признавать таковой. При этом судьба актрисы очень похожа на судьбу её героини. У неё тоже был роман с женатым мужчиной, она воспитывала ребёнка одна и замужем за иностранцем тоже была. С мужем, французским актёром Самюэлем Лабартом, она прожила 5 лет. После развода вернулась в Россию. Осталась одинокой.
Молодая актриса Ирина Климова после выхода на экраны «Зимней вишни — 2» буквально проснулась знаменитой. Сама Ирина недоумевает, как настолько незначительная роль, такое скромное количество экранного времени — и такой успех. Предложения посыпались на артистку одно за другим.
Успех в кино, как и у других актрис, снимавшихся в «Зимней вишне», не повторился в жизни. Недолгий брак, развод и судьба матери-одиночки. Расставание с Алексеем Ниловым обсуждала вся страна, супруги устраивали публичные разборки и не скупились на резкие заявления. Климова тоже одинока, говорит, что своего мужчину так и не встретила.
Все актрисы из «Зимней вишни», как и их героини, так по-разному, но так отчаянно искали своё женское счастье, но ни одной из них так и не удалось его найти. Несмотря на то, что создатели фильма пожелали обмануть судьбу и сняли продолжение, где Ольга и Вадим всё же остаются вместе, все артистки так и остались «зимними вишнями». Как не случилось сказки в романе Владимира Валуцкого и Надежды Репиной.