А вы замечали, что иногда артисты во время спектакля халтурят, не включаются в роль и отдыхают прямо на глазах у зрителя? Ведь сыграть сто спектаклей и в каждом выкладываться на всю катушку может лишь очень (очень) хороший артист. Конечно, это непрофессионально, но артисты тоже люди. Расскажу пару историй и поговорим о том замечает ли зритель халтуру на сцене и в кино? А ещё поговорим о профанации в искусстве, подмене понятий и, как всегда, обменяемся мнениями.
Дорогие читатели, вы часто задаёте интересные вопросы. Сегодня у нас очень, на самом деле, глубокий и важный вопрос от читательницы Евы: «Здравствуйте, Сергей. Неужели артисты во время спектакля постоянно находятся в образе? Не могут ли они схалтурить и обмануть зрителя, сыграв поверхностно или просто проговорить заученный текст, не вкладываю в него актёрскую игру?» Спасибо за вопрос, отвечаю!
К большому сожалению, есть артисты, которые только и делают, что халтурят и недоигрывают. Особенно это хорошо заметно в многочисленных антрепризных спектаклях, играющихся «звёздами» кино по провинциям. Почему-то, некоторые артисты считают зрителя недалёким и особо не напрягаются, думая, что наличие их в спектакле — уже 99 процентов успеха. Но это совсем не так. Для ответа на вопрос Евы давайте отбросим заведомых халтурщиков, «звездунов» и некудышных актёров. О них и говорить нечего — всё понятно и так. А вот халтурят ли хорошие и большие артисты?
Мой педагог в театральном вузе любил нам говорить: «Хорошему актёру и играть ничего не надо!» и в этом есть определённая доля правды. Я много раз был на спектаклях с Валентином Гафтом и каждый раз выходил с восторгом. Гафт мог просто сидеть на сцене и молчать, но от него глаз невозможно было оторвать. Лия Ахеджакова рассказывала в интервью, как однажды Валентин Гафт поразил её до глубины души во время спектакля «Игра в Джин»
На сцене только они вдвоём. Вдруг возникла пауза, которая затянулась уже критично. Гафт встал, походил взад-вперёд, остановился и задумчиво посмотрел в зрительный зал. Ахеджакова рассказывала, что глядя на него, хотелось плакать, а сердце разрывалось — какая сильная драма читалась в его глазах. А после спектакля, она подошла выразить своё восхищение этой сценой, на что Гафт смущённо и виновато ответил: «Прости, что так долго вспоминал текст»
Оказалось, что он вообще ничего не играл и думал в тот момент только о своих репликах, вспоминал их и боялся сорвать спектакль. Но понял ли это зритель? Ахеджакова говорит, что она-то ничего не поняла и была уверена, что Гафт решил тогда добавить драматизма. А ещё мне очень нравится история с Олегом Янковским. Помните ту великую сцену со свечой из фильма «Ностальгия»?
Многие критики внесли её в золотой фонд нашего кинематографа, а всем молодым актёрам приводят, как пример тончайшей и великой актёрской игры. А сам Янковский рассказывал коллегам: «Глубокая актёрская игра, конечно! Только никому невдомек, что ты несёшь эту свечу и думаешь лишь об одном — пожалуйста, не погасни до команды “стоп“! И никакой игру, только нервы!» Но это действительно великие артисты, а что же остальные?
В актёрских и режиссёрских кругах очень давно идёт жаркий спор о халтуре в театре и кино. Спор вот в чём: понимает ли зритель что артист не играет, а просто ходит по сцене и говорит текст? Есть ярые адепты того, что зритель «всё кушает». Я помню как долго спорил со знакомым режиссёром, который уверял меня, что хоть сядь на сцене и молчи два часа, хоть бегай три часа по кругу и матерись, обязательно найдётся зритель, который разглядит в этом искусство.
Я так не считаю. Мне думается, что халтуру и подмену понятий всегда видно. И вообще, сейчас очень модно ставить непонятные никому спектакли и снимать, якобы, артхаусное кино. По-моему, это очевидная профанация искусства и подмена истинных ценностей пустой и, зачастую, извращённой картинкой. А вот чуть-чуть недоиграть из-за вселенской усталости или болезни — это другое дело. К этому прибегают почти все артисты в той или иной степени.
Да, актёры часто так делают. Представьте: третий спектакль за день, роль сложнейшая, артист уже абсолютно без сил, голова болит и ноги не слушаются. И вместо того, чтобы бегать и кричать свой монолог, он говорит его тише и стоя на одном месте. Заметит ли зритель такие изменения? Думаю, что нет, если только он не большой поклонник этого спектакля и сотый раз смотрит его, вникая в каждый нюанс. Иногда артист понимает, что не сможет выполнить трюк из-за той же усталости или дурного самочувствия и решает его не делать, а пропустить, заранее договорившись с партнёрами и режиссёром.
Бывает, что сокращает текст, чтобы поскорей доиграть спектакль, потому как с ног валится и в глазах темнеет. Когда это оправдано и необходимо — так непременно нужно поступить, но, к сожалению, часто это происходит из-за обычной лени и если спектакль уже надоел. У нас был заслуженный артист, который однажды очень хотел попасть на игру футбольного «Спартака» и сократил ощутимо свой текст чтобы успеть. Мы тогда минут на 50 быстрее сыграли. Это полное неуважение — зритель же не виноват в проблемах актёра, он заплатил деньги и рассчитывает на профессиональную работу.
Лично у меня были подобные истории: я играл спектакль с температурой 40 и физически не смог хоть как-то вжиться в роль. Заменить меня было некем, да и зритель уже в зале. Отговорил текст, не разрушив нить повествования и уехал на такси лечиться. Заметил ли зритель? Конечно. Но я уверен, что некоторые посчитали это режиссёрской задумкой и подумали про себя: «Что же режиссёр хотел сказать этой вялой актёрской игрой?» или подумали что так выстроен образ героя.
Надеюсь, я ответил на вопрос Евы. А вас прошу ответить на мой — как думаете способен ли зритель понять, что спектакль профанация, а не искусство или мои коллеги правы и «зритель кушает всё!»