Предвосхищая возмущенные высказывания в духе «зачем это надо было?», «зачем переснимали», «есть же прекрасный фильм», скажу: это не ремейк советского фильма 1981 года. Это другая экранизация. Зачем снимали? А что в этом страшного? «Трех мушкетеров» вон, не менее 130 раз экранизировали, и что?
Итак. Новый фильм называется «Вера». Верой зовут мать мальчика. И в этом фильме девочку зовут как в повести — Юля, а не Катя. Таков был замысел автора повести Галины Щербаковой — это была история советских Ромео и Джульетты, поэтому главных героев зовут Рома и Юля. Это Илья Фрэз, снимая в 81-м свой фильм, решил поменять имя с Юли на Катю.
Почему новый фильм называется «Вера»? Потому что в нем акцент сделан на матери Ромы Вере. Ведь по сути именно она стала двигателем этой истории. В этой картине она главная героиня. И если фильм 81-го года это лирическая, в целом дарующая надежду история, то новая версия это полноценная трагедия именно в духе Шекспира. А ведь автор повести Галина Щербакова именно таким и видела своё произведение — согласно первоначальному варианту рукописи Роман и Юля в финале погибают — он в результате падения, она от горя, поняв, что её возлюбленный умер. Но с такой концовкой повесть никто не хотел публиковать — она была слишком трагична. Опубликовали её в самый разгар съёмок после того, как Галина Николаевна переписала концовку. Так вот, в новой версии концовка та самая, начальная, авторская.
Если говорить о впечатлениях от фильма в целом, то определённо он понравился. И подбор актеров, и режиссерская работа, и воссоздание атмосферы 80-х годов, и прекрасная музыка, но больше всего зацепила великолепная операторская работа. В фильме множество безумно красивых кадров и кадров просто правильно построенных, с нужными акцентами.
Теперь немного подробнее. Мне очень понравился браз Веры Николаевны Лавочкиной, матери Романа. В этом фильме она не просто взбалмошная истеричная дама. Здесь она глубоко несчастная женщина, живущая с мужем-симулянтом, которого уже ненавидит. Неспроста она смотрит постановку «Гамлета». Ей опостылело всё — муж, работа, где с ней, как она считает, несправедливо обходятся, жизнь в принципе. И она прячется от этого всего в любовь к своему единственному сыну — Ромусику. Ромусику-то уже 16, но он всё равно Ромусик, потому что Вера изо всех сил стремится удержать его в периоде детства, в том времени, когда она была счастлива, когда она учувствовала себя любимой хотя бы сыном. В этом она черпает силы жить. Сыновней любовью она пытается компенсировать отсутствие любви со стороны мужа.
И вдруг её хрупкий мир начинает рушиться. Её Ромусик влюбляется в одноклассницу, и Вера внезапно понимает: ещё чуть-чуть, и сын перестанет быть её сыном. А следом новый удар: оказалось, что возлюбленная Ромусика — дочка той женщины, в которую когда-то безумно был влюблён муж Веры. Все эти годы, почти 20 лет, она живет с мыслью, что её муж всё ещё любит Людмилу, эту свою первую любовь. Но та была далеко и не представляла опасности. Но вдруг волей судьбы они оказываются соседями, а их дети — влюбленными друг в друга одноклассниками. И в Вере просыпается её почти уснувшая ревность. Она ненавидит всё, что связано с Людмилой — саму Людмилу, её дочь и вообще всё. Ненавидит лютой бабьей ненавистью, той, которая готова уничтожить даже самое дорогое, лишь бы «той не досталось». Вера распространяет чувство собственности не только на мужа, но и на сына — моё! Она в какой-то момент даже сына начинает ненавидеть — за «предательство». Здесь, конечно, много о чём можно написать, например, о безумствующей материнской любви, о том, что нельзя растворяться в детях, о том, что их нужно вовремя отпускать… Но это материал на несколько отдельных статей.
Интересный факт: Вера пришла в театр на Таганке смотреть постановку «Гамлета». Сам спектакль в кадре не показывают, но отчетливо слышен голос актёра, произносящего реплики Гамлета, и в голосе этом легко угадываются хриплые нотки Высоцкого. Это значит, что события фильм разворачиваются не позднее осени 1979 года, потому что Высоцкий последний раз сыграл Гамлета 18 июля 1980 года.
Есть один спорный момент в фильме. Зрителю ясно дают понять, что между Юлей и Романом был секс. Именно дают понять, по старой советской традиции — сначала герои целуются, а потом лежат в постели. Понятно, что в промежутке было «это». Вот и в «Вере» зрителю показывают безумно красивую и безумно эротичную прелюдию. Всё очень культурно, очень деликатно, затем в кадре Роман и Юля, закутанные в простыни, сидят за столом. Понятно, что «это» между ними произошло. Я нашла этот момент в повести. Там, конечно, никаких прелюдий, но обращает на себя внимание фраза сказанная матери по возвращении домой:
— Мы с Юлей любим друг друга… Сегодня мы дали друг другу все возможные доказательства…
Эта фраза звучит и в фильме. И входит, что и по повести интим-то между ними всё же случился. Именно так эти слова и поняла Вера, сказавшая мужу после:
– А если они начали жить половой жизнью?
Собственно, тогда уже этот вопрос в кинематографе поднимался достаточно открыто, вспомним нашумевший фильм «Школьный вальс». Но в фильме «Вам и не снилось» эту тему фактически обошли стороной. Да, там есть момент, когда Катя обнимается с полуголым Романом, но не более того, а фразы про данные доказательства нет вовсе.
И в заключении о фильме в целом. Он снят очень хорошо. Одна из редких по нынешним временам достойных работ в российском кинематографе. Однако во время просмотра меня не покидало ощущение, что чего-то мне не хватает. Никак не могла понять, чего именно. Пришлось включить тот, первый фильм. И сразу стало ясно. Химии нет между актёрами! Химия есть только между исполнителями ролей Романа и Юли (Тимофей Тимков и Полина Меркурьева). Между остальными этой химии нет. И играют хорошо, но каждый сам по себе.