Алевтина, жена пилота Ненарокова из легендарного «Экипажа» — пожалуй, именно эта роль прочно закрепилась за Ириной Акуловой, став её своеобразной визитной карточкой.
Образ взбалмошной, эгоистичной жены пилота Ненарокова вызвал у советских зрителей настоящую бурю негодования.
Люди искренне не понимали: как можно быть такой пустой и так бессердечно ломать жизнь хорошему человеку?
Многие были уверены, что и в жизни актриса — такая же несносная особа. И кто бы мог подумать, что этот ярлык был абсолютно незаслуженным.
Цена одной роли
Секрет такой невероятной достоверности образа крылся в методах режиссера Александра Митты. Стремясь добиться от актрисы подлинных, а не сыгранных эмоций, режиссер шел на весьма жесткие меры.
Митта целенаправленно создавал для Акуловой невыносимые условия на площадке, буквально выматывал артистку, провоцировал, лишал нормального сна. Режиссер словно лепил из Ирины ту самую нервную Алевтину, доводя до нужной кондиции постоянным напряжением.
И этот, надо сказать, весьма суровый метод сработал. На экране появилась женщина, в реальность которой поверили все, хотя самой актрисе это стоило колоссальных душевных сил.
Казалось, после такого яркого образа предложения должны были посыпаться градом. Но кинематографическая судьба актрисы сложилась довольно странно. Из двадцати трех сыгранных ею ролей главными были всего две — в картинах «Блокада» и «Если я полюблю…».
Зато удивительный, теплый и выразительный голос Акуловой оказался куда более востребованным: артистка подарила его более чем полусотне персонажей зарубежных фильмов, а также много работала на радио. За многогранный вклад в искусство в 1986 году Ирине Акуловой было присвоено почетное звание Заслуженной артистки РСФСР.
Театр всегда был для Акуловой главным делом жизни, её настоящей страстью. Уже в двадцать лет Ирина выступала на сцене знаменитого «Современника» в постановке «Валентин и Валентина».
Спустя четыре года артистку позвали во МХАТ, которому Акулова отдала лучшие годы, вплоть до переломного 1987 года, когда грянул раскол, разделивший театр на два противоборствующих лагеря.
Акулова, тяжело переживая происходящее, приняла сторону Татьяны Дорониной, но этот шаг, к сожалению, оказался ошибочным. Напряженные отношения с руководителем и творческая невостребованность привели к тому, что в 1989 году Акулова ушла из театра.
А с наступлением непростых девяностых артистка, по сути, захлопнула за собой и дверь в кинематограф, окончательно пропав с радаров.
Три мужа, три разочарования: выгнала всех
А вот в личной жизни, в отличие от сцены, все оказалось куда сложнее. Построить прочную, счастливую семью у Ирины Акуловой так и не вышло.
«Я была честной, верной, преданной… Настоящим подарком для любого из них, но они этого просто не поняли», — с горечью говорила Ирина о своих мужьях.
Сама Акулова признавала, что, вероятно, причиной её одиночества стала её же принципиальность и полное нежелание мириться с ложью и предательством, закрывая на это глаза ради сохранения видимости брака.
Первый серьезный роман завязался еще в Школе-студии МХАТ с Вячеславом Жолобовым. Вячеслав был пылким, очень ревнивым и, недолго думая, сделал Ирине предложение.
Их бракосочетание было совершенно спонтанным решением, о котором родители узнали уже позже. В 1972 году, на самом старте ее блестящей карьеры, у супругов родился сын Дмитрий.
Однако совмещать заботы о младенце и полную самоотдачу на сцене оказалось для молодой актрисы непосильной задачей. С тяжелым сердцем она была вынуждена отправить годовалого Диму к своим родителям в Кинешму. Сама же Ирина использовала любую возможность, чтобы вырваться к сыну, буквально живя на два города.
А вот Вячеслав, как вспоминала Ирина, не горел желанием навещать ребенка, постоянно прикрываясь занятостью. Вскоре правда вскрылась банально и жестоко: «добрые люди» донесли, что у мужа роман на стороне.
Для Акуловой это стало настоящим потрясением, пережить которое артистка не смогла. Реакция Ирины была молниеносной и бескомпромиссной. Когда супруг явился домой глубокой ночью, его уже ждал собранный чемодан за дверью. Вячеслав даже не стал ничего объяснять.
Их комната в общежитии осталась за Ириной и сыном. А когда пришло время ребенку идти в первый класс, Акуловой пришлось сделать еще один непростой выбор — отдать Диму в школу-интернат на пятидневку.
Следующая попытка обрести семейное счастье с коллегой по МХАТу Петром Смидовичем тоже закончилась неудачей. Петр был душой компании, обаятельным и общительным, но при этом совершенно не скрывал своей любви к женскому вниманию, что, естественно, глубоко обижало Ирину.
Постоянный флирт и легкомысленные увлечения Смидовича на стороне в итоге переполнили чашу терпения Ирины. Однажды актриса просто не выдержала и выставила мужа из квартиры, полученной от театра, положив конец этим отношениям.
Третий муж, Николай Пузырев, который был другом её предыдущего супруга, на первых порах казался той самой надежной опорой. Но все перечеркнула долгая заграничная командировка Николая в Австралию.
Ирина, обладая невероятной интуицией, сразу после возвращения супруга почувствовала холод и отчуждение. Тревожное предчувствие не обмануло: Николай сознался, что у него был роман, и другая женщина беременна от него.
Николай умолял простить, хотел все сохранить, но Акулова осталась верна себе. Даже после девяти лет совместной жизни Ирина не смогла переступить через предательство и указала супругу на дверь.
Уединение и новые испытания
Порвав с актерской профессией, Ирина Акулова совершила своего рода побег — вернулась на малую родину, в небольшой городок Кинешма, где прошли её детские годы. Там Акулова купила часть домика и нашла утешение в совершенно другой жизни.
Сад, огород, простые земные заботы — все это было ей знакомо и давало душевный покой, которого так не хватало в столичной суете. Ведь еще маленькой девочкой Ирина любила возиться на грядках у бабушки. А главное, рядом были родные и подруги детства, чье теплое общение лечило душевные раны.
В начале двухтысячных в жизни Акуловой появился Владимир, местный строитель, который помогал ей приводить дом в порядок. Рабочие отношения незаметно переросли в личные, и пара прожила душа в душу десять лет. Но и здесь Ирину ждал удар.
Случайно выяснилось, что у Владимира в далеком Барнауле есть законная семья.
Владимир божился, что любит только Ирину, что с женой они чужие люди, но для Ирины сам факт многолетнего обмана был невыносим. Акулова разорвала эти отношения. А спустя всего шесть месяцев Владимира не стало — не выдержало сердце.
Единственными, кто никогда её не предавал, были её животные — три кота и любимая собака. Только в них Ирина находила ту безоговорочную преданность, которой тщетно искала в людях. Но судьба, казалось, не собиралась оставлять её в покое.
В 2016 году Акулова лишилась своей верной собаки, а вскоре и сама попала в беду.
Неудачное падение обернулось серьезным повреждением колена, потребовалось вмешательство докторов, после которого актриса уже не могла передвигаться без палочки.
После полученного повреждения работа на земле стала для Ирины непосильной ношей, да и управляться с домом становилось все сложнее. Какое-то время выручали соседи. А потом в жизни Ирины появился Юрий — мужчина значительно моложе её, который часто ее навещал и буквально окружил артистку своей заботой.
Юрий несколько раз звал Ирину замуж, а актриса все просила время подумать. И снова злой рок нанес свой удар: однажды от знакомых Ирина узнала, что Юрия не стало…
Преображение в 70: возвращение из забвения
Судьба забытой актрисы в итоге привлекла внимание телевизионщиков из программы «Прямой эфир». Когда съемочная группа приехала к ней, страна увидела печальную картину: дом, в котором жила звезда «Экипажа», утопал в беспорядке и грязи.
Из-за проблем со здоровьем Ирина физически не могла поддерживать чистоту, и дом постепенно захламлялся. Сама Акулова, казалось, уже привыкла к этому и говорила, что её все устраивает.
Телевизионщики организовали ремонт: вывезли тонны мусора, обновили стены, полы и привезли новую мебель, что и стало первым толчком к переменам.
В тот момент в Ирине было сложно узнать прежнюю красавицу-актрису. На зрителей с экрана смотрела измученная жизнью пожилая женщина с потухшим взглядом, морщинами и очевидными проблемами с зубами.
Однако чистота и порядок, воцарившиеся в её доме, сотворили маленькое чудо: в Акуловой проснулось давно забытое желание привести в порядок и себя.
В одном из эфиров Ирина Григорьевна честно призналась, что долгие годы глушила душевную боль крепкими напитками. Рюмочка для снятия стресса после спектакля, посиделки с мужьями — все это постепенно вошло в привычку и, конечно, оставило безжалостный отпечаток на её лице.
И в 70 лет Ирина нашла в себе силы, чтобы сказать пагубному пристрастию твердое «нет». Более того, Акулова согласилась на процедуры по преображению внешности (пластику) и полностью привела в порядок зубы, что сразу же улучшило её дикцию.
Результат был поразительным! На страну смотрела совершенно другая женщина, помолодевшая и посвежевшая лет на двадцать.
Сын Ирины, Дмитрий, давно и прочно обосновался в Москве. Дмитрий стал успешным рекламным фотографом и предпринимателем, и напряженный ритм столичной жизни нечасто позволяет сыну навещать мать.
Однако Дмитрий не оставляет мать без поддержки: помог с ремонтом и заменой техники, договорился с соседями о помощи.