Если вы внимательно смотрели исторические фильмы или телесериалы, посвящённые событиям XIX–XX веков, то наверняка замечали одну необычную деталь в мужском образе — цепочки или ремешки на рукавах рубашек.
Например, в культовом британском сериале «Острые козырьки» почти каждый член семьи Шелби носит подобный аксессуар. На первый взгляд может показаться, что это просто модный штрих образа, но на самом деле у подобных цепочек была вполне практичная цель.
Так зачем же на самом деле мужчины носили такие цепочки на рукавах рубашек?
Разбираемся подробно в нашей новой статье.
Короткое отступление: подвязки — это старинный элемент мужского гардероба
Сегодня нарукавные подвязки кажутся нам красивыми реликтами прошлого, но в своё время они были обязательным и престижным элементом гардероба для уважаемых мужчин.
История подвязок уходит корнями в Средние века. Тогда подобные аксессуары носили как мужчины, так и женщины — в основном для фиксации чулок, ведь в ту эпоху мужчины ещё не носили привычных нам брюк.
Подвязки нередко создавались из дорогих тканей или кожи, украшались декоративными элементами и служили символом статуса.
Любовь к подвязкам в Европе была настолько велика, что в 1348 году король Эдуард III учредил один из самых престижных рыцарских орденов — Орден Подвязки, существующий и сегодня.
Считается, что этот орден был вдохновлён легендами о Камелоте и рыцарях Круглого стола, которые носили подвязки как знак верности, чистоты и братства.
Таким образом, подвязки на одежде мужчины в прошлом символизировали не только его статус, но и честь.
Но вернёмся к теме нашей статьи: зачем мужчины в прошлом носили цепочки на рукавах рубашек?
В эпоху промышленной революции текстильное производство стало массовым, и одежда стала доступной широким слоям населения.
Однако в отличие от пошива на заказ, фабричные рубашки шили по стандартным параметрам без учёта индивидуальных особенностей каждого человека.
Из-за чего при покупке готовой (а не пошитой на заказ) рубашки у мужчин часто возникала проблема с длиной рукавов: стандартная длина подходила далеко не каждому. А подшить рубашку в ателье в XIX веке было дорогим удовольствием, которое могли позволить себе мужчины с хорошим достатком.
Рабочие (у которых была всего 1-2 рубашки) решали проблему просто: закатывали рукава.
Однако в деловой среде или в обществе с жёстким дресс-кодом подобное решение считалось недопустимым.
Именно поэтому на помощь пришли нарукавные подвязки.
Их начали носить чуть выше локтя, чтобы зафиксировать лишнюю ткань и аккуратно укоротить рукава рубашек.
Среди представителей профессий, где требовалась аккуратность — типографов, бухгалтеров, писарей и чиновников — подвязки были особенно популярны. Они помогали регулировать длину рукавов и тем самым держать манжеты чистыми, чтобы они не запачкались чернилами.
Чаще всего эти подвязки были выполнены в виде цепочек со специальными застёжками, но встречались и модели из кожи или плотной ткани.
Почему подвязки стали неотъемлемой частью образа джентльмена у которого были деньги, чтобы пошить себе рубашку по своим размерам?
К концу XIX века ношение подвязок превратилось в настоящий стильный тренд.
Их стали носить не только рабочие, но и образованные, обеспеченные мужчины — учёные, предприниматели, интеллигенция.
Даже те, кто мог позволить себе индивидуальный пошив рубашек, часто сохраняли подвязки в своём гардеробе как элемент хорошего тона.
Можно сказать, что в конце XIX и начале XX века многие джентльмены носили подтяжки как модный аксессуар в виде цепочек, нередко из дорогих металлов, вроде золота или серебра.
Однако при всём этом, многие мужчины у которых не было денег на ателье продолжали использовать подвязки по прямому назначению.
Как подвязки ушли в прошлое?
С началом массового производства рубашек разных размеров и с пришитыми манжетными пуговицами в XX веке необходимость в подвязках исчезла.
Практичный аксессуар постепенно вышел из повседневной моды, остался только в ретро-образах или сценических костюмах.
Но благодаря фильмам и сериалам, как, например, «Острые козырьки», мы и сегодня можем видеть эту стильную деталь, напоминающую о временах, когда даже утилитарные решения в одежде могли быть красивыми и элегантными.