Все в СССР знали подвиг Талалихина и его первый таран, но эти почести должен был получить человек, про которого все забыли

Когда началась Великая Отечественная война, мл. лейтенанту Виктору Талалихину было всего 22 года. Но он был уже лётчиком опытным, «понюхавшим пороха» на советско-финской войне и заслужившим там орден Красной Звезды.

177-й истребительный авиаполк ПВО, в который Виктор был переведён в июле 1941-го, формировался в 5-эскадрильном составе, и, как и вся дивизия, должен был прикрывать Москву + промышленный район Рыбинск – Ярославль.

Устаревшими истребителями И-16 и И-153 177-й ИАП был вооружён «временно», в ожидании более современных Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3. Завершить задуманное не удалось, и воевать полк начал в 3-эскадрильном составе, на архаичных истребителях.

В ночь с 5 на 6 августа 1941 года Виктор Талалихин на И-16 тип 29 сбил первый немецкий бомбардировщик: южнее Подольска он успешно атаковал Ю-88.

Следующей ночью герой вновь перехватил немецкий бомбардировщик в том же районе южнее Подольска. Вылетев в 22:55, через некоторое время Виктор смог обнаружить и атаковал немецкий бомбардировщик Хе-111, шедший на высоте около 4,5 тыс. метров.


Виктор Талалихин. Фото в свободном доступе.

Талалихин сделал несколько попыток сбить вражеский воздушный гигант, в том числе и стреляя реактивными снарядами. «Хейнкель» огрызался пулемётными очередями, одна из которых прошла по И-16 совсем рядом с лётчиком. В 23:28, когда пулемёты истребителя стрелять отказались, а бомбардировщик продолжал свой полёт – Виктор протаранил самолёт противника ударом в хвост.

Хе-111 сразу потерял управление, упал и разбился у села Добриниха (около 30 км юго-восточнее аэродрома Дубровицы). Талалихин выбросился из своего повреждённого самолёта на парашюте, и приземлился в речку Северку. А его самолёт И-16 – врезался в лес между Добрынихой и Мансурово.

По найденным в 2014 году обломкам И-16 Талалихина установили: в патронных ящиках оставались 12,7-мм боеприпасы пулемёта БС. Так что боезапас пилот не израсходовал: отказала техника.

Во всех газетах, на всех радиостанциях и киноэкранах СССР, США и Англии

По радио о подвиге отважного пилота было объявлено сразу.

Вот что рассказывала мать героя, Вера Ивановна (эти кадры кинохроники, где встречу Виктора с семьёй сняли на камеру, можно легко найти в интернете):

«Пошла я в бомбоубежище, села в фойе. Вдруг слышу, передают по радио: «Товарищ Талалихин протаранил и сбил немецкий самолёт». Я так испугалась, заплакала, и говорю: «Ведь это мой сын, Витя…Неужели он погиб?» Женщины стали меня успокаивать, принесли валерьянки. А потом и сам Витя приехал».

Виктор Талалихин. Фото в свободном доступе.

Сбитый Талалихиным «Хейнкель» 8 августа был осмотрен. Причём на место его крушения привезли большую группу журналистов, в том числе иностранных, которые со всех ракурсов фотографировали результат тарана и трупы четырёх членов экипажа Хе-111 (пятый, Рудольф Шик, спасся на парашюте, и был пойман гораздо позже).

И тот же день 8 августа 1941 года Виктору Васильевичу Талалихину было присвоено Звание Героя Советского Союза, с вручением ему ордена Ленина и медали Золотая Звезда № 347.

Обломки сбитого Виктором «Хейнкеля» после фотографирования отвезли в Москву и выставили на всеобщее обозрение в Центральном парке имени Горького, под транспарантом «Разгромим фашистских налётчиков!»

Про подвиг бесстрашного пилота восторженно писали во всех газетах. Виктор Талалихин выступал перед рабочими московских предприятий, его снимали для кинохроники, в том числе – для «Боевого киносборника №4», вместе с суперзвездой советского кинематографа Любовью Орловой.


Виктор Талалихин на съёмках «Боевого киносборника №4» (вышел на экраны 9 сентября 1941 г.) – с примадонной советского кино Любовью Орловой, известными актрисами Елизаветой Кузюриной и Мариной Гаврилко. Фото в свободном доступе.

Два подвига – «раскрученный» и оставшийся малоизвестным

Но Талалихин не был первым пилотом, который совершил таран в ночном небе нал столицей. Первым стал его бывший однополчанин, летчик 27-го ИАП Пётр Еремеев. 29 июля на истребителе МиГ-3 таранным ударом он сбил немецкий бомбардировщик. Этот таран Петра Еремееева подтверждён и немцами: один из членов экипажа сбитого самолёта, унтер-офицер А. Церабек (A. Zerabeck) спасся на парашюте, и через несколько недель скитаний сумел добраться до линии фронта и выйти к своим, где рассказал, что бомбардировщик протаранил русский истребитель.

Пётр Еремеев, также выпрыгнувший с парашютом и оставшийся в живых, не получил за свой подвиг ничего – ни наград, ни всенародной славы. Командование представило его к награждению орденом Ленина, но документы где-то затерялись. А в октябре 1941-го и Еремеев, и Талалихин погибли в воздушных боях. Указом Президента Российской Федерации от 21.09.1995 года П.В. Еремееву посмертно было присвоено звание Героя России.

А «мгновенное» награждение Виктора Талалихина и сопутствующая ему грандиозная (по тем временам) пиар-компания случились по вполне определённой и банальной причине. В Москве ждали делегацию США и Великобритании, на переговоры по оказанию военно-политической помощи.

Таран, совершённый Виктором Талалихиным, «попал в нужную струю» для обеспечения этих переговоров. Решено было наглядно показать потенциальным союзникам эффективность боевой работы советских ВВС и всю решимость советских военных бороться с грозным противником. К делу подключили репортёров, и они активно занялись «раскруткой» подвига.


Пётр Еремеев. Фото в свободном доступе.

В итоге, Талалихин, а не Еремеев попал на страницы всех газет и на все экраны – в качестве образцового героического бойца – лётчика, который сражается с противником, не жалея собственной жизни.

Разумеется, это попадание в раскручивающийся маховик агитпропа никак не умаляет и не принижает подвиг Виктора, который действительно был поступком в высшей степени героическим.