В СССР было всего 8 известных режиссеров — женщин. Сумеете назвать всех?

Как известно, кинорежиссер — исключительно мужская профессия. В советском кино актрис-женщин было значительно больше, чем режиссеров-женщин. Когда еще кинематограф только зарождался, слабый пол не пускали туда на руководящие должности. Считалось, что женщина существо хрупкое и не выдержит утомительного съемочного графика. Всё-таки актеры принимают участие лишь в отдельных эпизодах, а режиссер каждый день с утра до вечера обязан находиться на площадке. Кроме того, мужчине более свойственно отдавать приказы, диктовать артистам, как им играть, быть полновластным хозяином съемочного процесса. Существовал и еще один фактор: а вдруг женщина-режиссер забеременеет, кто тогда будет работать над фильмом. Ведь на его производство уже выделены средства, а часть их и освоено.

В списке самых кассовых советских режиссеров всего 4 (четыре) женщины. Правда, это перечень не учитывает телефильмы. Сможете перечислить их всех? А я добавил еще четверых.

Алла Сурикова (род. 1940). 79-е место (102 миллиона зрителей).

-2

По образованию филолог. В конце 1960-х подалась в кинематограф ассистентом режиссера. Позже закончила высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссеров под руководством Георгия Данелии. Сурикову помнят, в основном, по фильму «Человек с бульвара Капуцинов», занявшему первое место в кинопрокате СССР-1987. Во-многом успеху способствовало то обстоятельство, что комедия вышла на экраны уже после ухода Андрея Миронова, сыгравшего главную роль. Тем не менее, давайте не забывать и другие работы Суриковой. Это «Будьте моим мужем», «Суета сует» и конечно же «Ищите женщину».

Татьяна Лиознова (1924 — 2011). 73-е место (108 миллионов зрителей).

-3

Закончила ВГИК. Устроилась на киностудию имени Горького, но в рамках борьбы с космополитизмом была оттуда уволена (отчество Лиозновой — Моисеевна). Некоторое время шила одежду, а в 1953-м вернулась обратно на студию. Главный фильм в биографии Лиозновой — «17 мгновений весны». Но это телефильм. А среди лидеров кинопроката — «Евдокия», «Карнавал» и конечно же «Три тополя на Плющихе». Между прочим, по сюжету главная героиня Нюра ест мороженое. Но когда игравшей главную героиню Татьяне Дорониной предложили приступить к сцене, она ответила: «разве вы не знаете, что я не люблю мороженое«. Это к вопросу о режиссере мужского пола — диктаторе на площадке. Лиозновой пришлось смириться с выходкой строптивой актрисы. А вот многие мужчины, думается, настояли бы на своем.

Татьяна Лукашевич (1905 — 1972). 28-е место (184 миллиона зрителей).

-4

Окончила режиссерский факультет ГТК (будущий ВГИК). Сначала работала ассистентом режиссера, а позже начала трудиться самостоятельно. Лукашевич, в основном, снимала фильмы, посвященные проблемам детей и юношества. Например, «Аттестат зрелости» стал первой ролью в кино Василия Ланового. Среди других популярных произведений Лукашевич — «Подкидыш», «Свадьба с приданным» и «Анна Каренина». Добавлю, что из 184 миллионов зрителей, посмотревших фильмы Лукашевич в кинотеатрах, 45 приходятся на комедийный фильм-спектакль «Свадьба с приданным», который Татьяна сняла в соавторстве с Борисом Ровенских.

Надежда Кошеверова (1902 — 1989). 16-е место (227 миллионов зрителей).

-5

Начинала карьеру актрисой. Далее подвизалась ассистентом режиссера и закончила киномастерскую «Фабрики эксцентрического театра» в Ленинграде. Сумела опередить в списке самых кассовых режиссеров СССР таких мэтров, как Георгий Данелия, Борис Дуров, Леонид Луков, Юлий Райзман, Александр Митта и других. В основном, за счет того, что в целых пяти фильмах Кошеверова выступила со-режиссером с мужчинами (Михаил Шапиро, Иосиф Хейфиц и другие). Самые популярные картины, снятые Кошеверовой самостоятельно — «Осторожно, бабушка!», «Медовый месяц» и «Шофер поневоле».

Однако конечно же мы не можем не упомянуть и еще четырех женщин-режиссеров. Их фильмы либо не пользовались популярностью в кинопрокате, либо шли на телевидении.

Искра Бабич (1932 — 2001).

-6

Закончила режиссерский факультет ВГИК. Была любимой ученицей Ивана Пырьева. Автор всего четырех полнометражных художественных фильмов. Это «Первое свидание», «Половодье», «Прости меня, Алеша» и «Мужики». Последняя картина нежиданно стала одним из лидеров советского кинопроката. Ее посмотрело 38 миллионов зрителей. Кроме того, журнал «Советский экран» признал «Мужиков» лучшим фильмом 1982 года. К сожалению, повторить успех Искре Бабич не удалось. Последние годы жизни она много болела.

Светлана Дружинина (род. 1935).

-7

Одна из самых популярных актрис 1950-х годов. В 1969 закончила режиссерский факультет ВГИК. Через 20 лет к Дружининой пришел настоящий успех — она сняла серию фильмов про Гардемаринов. Финальная (пятая) часть серии вышла в ноябре 2023 года. Жаль, что ни Владимир Шевельков, ни Сергей Жигунов туда не вернулись.

Динара Асанова (1942 — 1985).

-8

Родилась в Киргизии (город Фрунзе, сейчас Бишкек). Закончила режиссерский факультет ВГИКа, после чего поступила работать на Ленфильм. Снимала фильмы, в основном, о молодежи. В частности, «Не болит голова у дятла», «Пацаны», «Милый, дорогой, любимый, единственный».

Кира Муратова (1934 — 2018).

-9

Закончила режиссерский факультет ВГИК. Трудилась в жанре «Арт-хаус». Самые известные фильмы — «Долгие проводы», «Астенический синдром» и «Короткие встречи» с Владимиром Высоцким.

Конечно же, женщин-режиссеров в СССР было больше, однако им не удалось полноценно реализоваться в кино, и их произведения менее известны.

На заре советского кинематографа стояла Ольга Преображенская. Она сняла фильм «Бабы рязанские», а в соавторстве с Иваном Правовым — «Тихий Дон» (1930) и «Степан Разин».

В фильмографии Ларисы Шепитько — две известных картины: «Крылья» (1966) и «Восхождение» (1976). В этой картине снялись Борис Плотников, Владимир Гостюхин и Анатолий Солоницын. На Берлинском кинофестивале «Восхождение» получило приз «Золотой медведь».

Аида Манасарова сняла несколько документальных, а затем и художественных фильмов, в числе которых «Двадцать лет спустя» и «Главный свидетель». Картина «Вы мне писали» примечательна тем, что в главных ролях задействована супружеская пара — Андрей Мягков и Анастасия Вознесенская. Вероятно, последнюю взяли именно по просьбе Мягкова.

Можно еще вспомнить Ирину Поплавскую, Аян Шахмалиеву и даже… Елену Цыплакову, снявшую драму «Камышовый рай» с Николаем Стоцким в главной роли. Но все-таки, как вы успели заметить, в советском кино было не так уж и много крупных режиссеров — женщин.

И, наконец, переходим к финалу нашей сегодняшней статьи.

Одним из лучших советских фильмов стала «Мачеха» (1977). Номинально режиссером числится 34-летний Олег Бондарев. Однако, по воспоминания современникам, на самом деле съемочным процессом руководила актриса Татьяна Васильевна Доронина, сыгравшая главную роль — Шуры Олеванцевой. Она же и подобрала себе партнера — Леонида Неведомского (Павел Егорович). Вот кто мог стать выдающимся режиссером, так это Доронина. А у Бондарева, к сожалению, после «Мачехи» уже не было столь же успешных режиссерских работ.

Load More Related Articles