— Гусева наверняка ведьма — она совсем не стареет, а со времен «Бригады» почти не изменилась, — такими восторженными комментариями пестрит Интернет, когда речь заходит об Екатерине Гусевой. И неудивительно! Глядя на эту ослепительную женщину, невозможно поверить, что ей уже 48. Уже много лет она покоряет сердца миллионов своим многогранным талантом актрисы театра и кино, чарующим вокалом и обаянием телеведущей.
Из простой семьи — к мечте о сцене
Екатерина Гусева появилась на свет 9 июля 1976 года в столице России в простой рабочей семье. Ее папа был закройщиком, а мама трудилась в государственном учреждении. С раннего возраста маленькая Катя проявляла себя как любознательный и деятельный ребенок. Она пробовала свои силы в самых разных увлечениях, от гимнастического ковра и ледового катка до водной глади бассейна.
Однако с плаванием у юной красавицы не заладилось из-за ее пышной шевелюры.
«Древние фены-колпаки безжалостно наматывали мои локоны на лопасти вентилятора, — с улыбкой вспоминает Екатерина. — Волосы постоянно тлели, я выдирала их клоками, но все равно неизменно являлась в класс с влажной головой. И когда родители поставили меня перед выбором — бассейн или роскошная коса, семейный совет единогласно решил сохранить косу».
Зато занятия народными танцами стали для Гусевой первым решающим шагом на пути к артистической карьере. На протяжении семи школьных лет она была участницей ансамбля грузинского танца «Колхида». В то же время Екатерина блистала на подмостках школьного театра. Но, получив аттестат, вопреки своим творческим наклонностям, она подумывала о поступлении не в театральный, а в биотехнологический институт — по настоянию родителей.
Поворотный момент
«Но провидение распорядилось иначе. Одно из моих выступлений на школьном «капустнике» посчастливилось увидеть ассистентке знаменитого режиссера Евгения Симонова. Мой талант произвел на нее такое впечатление, что она настоятельно порекомендовала мне штурмовать театральный вуз имени Щукина. Прислушавшись к ее совету, я с первой попытки стала студенткой «Щуки»», — говорит Гусева.
Однако самым серьезным испытанием для абитуриентки оказался завершающий этап вступительных экзаменов. Приемную комиссию возглавлял сам легендарный Владимир Этуш. «Этот грозный мэтр казался мне вылитым Карабасом-Барабасом, а я робко чувствовала себя Мальвиной, — улыбается Екатерина. — Он просто сидел напротив и буравил меня пристальным взглядом из-под своих густых бровей. А я во все глаза глядела на него и представляла гигантскую черную бороду, свисающую из-под стола».
Катя вытянула билет с вопросом о «Турандот» и, не моргнув глазом, выпалила: «Турандот — это великий русский полководец!» Маститый актер побагровел, но промолчал. А лишь молча выписал абитуриентке Гусевой контрамарку на легендарный спектакль Вахтанговского театра «Принцесса Турандот». Так Екатерина впервые узнала о существовании бессмертной пьесы Карло Гоцци.
В «Щуке» Гусева попала на курс к Евгению Симонову. Но спустя год педагог ушел из жизни, и студентов едва не отчислили. К счастью, ситуацию спасла Валентина Николаенко, взявшая ребят под свое крыло.
Чуткое напутствие мастера Екатерина запомнила на всю жизнь. Когда она с полной самоотдачей показывала этюд «Умирающий лебедь», однокурсники вдруг… расхохотались.
«Я стояла как оплеванная, — рассказывает Гусева. — В голове стучало: за что? Почему они так жестоки?» Но мудрая Валентина Николаенко утешила растерянную студентку. Педагог взяла Катю за руки, заглянула в заплаканные глаза и произнесла: «Катюша, пронеси через всю жизнь эту детскую непосредственность. Неважно, что ты будешь делать на сцене: скакалку крутить, в классики играть, Джульетту изображать или бабу Ягу — оставайся собой! В этом твоя сила».
Взлет и трагедия «Норд-Оста»
Получив диплом, первой картиной Екатерины стал фильм «Змеиный источник». А свою театральную карьеру она начала в «Театре у Никитских ворот. Подлинным же прорывом молодой актрисы стало участие в первом российском мюзикле «Норд-Ост».
Тогда Гусева вошла в премьерный состав. График был очень насыщенным. Артистов даже обязали посещать фитнес-тренировки для поддержания формы. Кроме этого Кате пришлось осваивать и сложнейшую вокальную технику.
Весной 2002-го труппа «Норд-Оста» отправилась в уникальную экспедицию на Северный полюс. Выступление Екатерины в 40-градусный мороз даже попало в Книгу рекордов России. Увы, взлет мюзикла оборвался трагедией.
Гусевой в тот роковой день чудом удалось избежать гибели, ведь у нее был редкий выходной. Но все три дня актриса провела рядом со зданием театра.
«Бригада»
Практически сразу после «Норд-Оста» Екатерину Гусеву пригласили в театр имени Моссовета, где она служит до сих пор. Параллельно начинающая звезда снималась в кино. И в 2002 году на экраны вышел сериал, перевернувший ее жизнь. Это была культовая «Бригада».
Роль Ольги Беловой, жены красавца-бандита Саши Белого в исполнении Сергея Безрукова, принесла Екатерине оглушительную славу. Вот только мало кто догадывался, что любовные сцены давались актерам крайне тяжело — оба были несвободны. Гусева вспоминала, как стеснялась и зажималась в кадре. Дошло до того, что ее едва не уволили! Но в итоге Екатерина справилась с волнением и создала невероятно пронзительный и живой образ.
Увы, поклонники восприняли экранный роман как реальность. Гусевой и Безрукову приписывали страстную любовную связь. И Екатерина, только что ставшая мамой, и Сергей, женатый на коллеге Ирине Ливановой, всерьез опасались за свои семьи.
Последующие годы после сериала актриса сознательно избегала совместных съёмок с Безруковым, хотя предложений было немало. Лишь в 2005-м Екатерина вновь составила ему пару на съемках сериала «Есенин».
«Домогаров смотрел сквозь меня»
В театре Моссовета Гусевой посчастливилось работать на одной сцене с настоящими легендами. Ее партнерами были Ольга Остроумова и Александр Домогаров. Поначалу робевшая перед мэтрами молодая актриса быстро влилась в звездный колектив. А с опытными коллегами у нее сложились почти родственные отношения.
В самом начале кинокарьеры, на площадке триллера «Змеиный источник», Екатерина Гусева впервые оказалась лицом к лицу с легендарной Ольгой Остроумовой. Масштаб личности и силу таланта прославленной актрисы Катя ощутила буквально на физическом уровне. Годы спустя, уже став примой Театра имени Моссовета, Гусева с улыбкой вспоминала забавный эпизод из спектакля «Учитель танцев»:
«Мы с Ольгой Михайловной играли сестер. По сюжету моя героиня в какой-то момент должна была дернуть ее за волосы и грубо окликнуть: «Эй, ты!». Представляете, каково мне было решиться на такое? Но Остроумова великодушно позволила мне это сделать!»
А вот контакт с Александром Домогаровым, секс-символом сцены и экрана, поначалу никак не складывался. Екатерина не скрывала, что ей пришлось долго и упорно добиваться расположения коллеги:
«Я годами пыталась заслужить хотя бы один благосклонный взгляд Саши! Мечтала, чтобы он просто заметил мое присутствие, соизволил взглянуть на меня. Но Домогаров очень долго демонстративно смотрел сквозь меня. Можете представить, скольких трудов мне стоило элементарно заставить его увидеть во мне партнершу!»
Александр тогда купался в лучах всенародной славы и порой позволял себе высокомерие. Целыми днями у служебного входа театра его поджидали толпы фанаток. Но Екатерина смогла разглядеть за маской самовлюбленного мачо ранимую душу: «Саша — незащищенный ребенок, который просто хочет, чтобы его любили».
Когда у всеобщего любимца начались конфликты с новым худруком Евгением Марчелли, Гусева не отвернулась от опального Домогарова, а поддержала его. И сейчас они — верные друзья и частые партнеры на сцене.
Исключительно по любви
После феноменального успеха «Бригады» у Екатерины Гусевой тоже появилась своя армия восторженных поклонников, в основном представителей сильного пола. Актрисе приходилось маскироваться на улицах, пряча лицо за огромными очками и головными уборами.
Гусева продолжала активно сниматься: «Охота на изюбря», «Жаркий лед», «Лектор»… В 2012-м она вновь примерила на себя образ Ольги Беловой в полнометражном продолжении «Бригады». Но звездного статуса в кино, сравнимого с театральным, Екатерине достичь пока не удалось.
По слухам, слишком тщательно роли для супруги отбирает ее муж, бизнесмен и режиссер Владимир Абашкин. Якобы он категорически запрещает ей сниматься в чересчур откровенных проектах вроде «Содержанок». Однако сама актриса уверяет, что принимает решения самостоятельно, исходя исключительно из качества сценария:
«Прежде чем согласиться на роль, я всегда тщательно взвешиваю все «за» и «против». Спрашиваю себя: «Готова ли я надолго расставаться с семьей и полностью отдаваться работе ради этого образа?» Мне повезло быть в той ситуации, когда можно выбирать проекты не из финансовых соображений, а руководствуясь их художественной ценностью. Деньги для меня не главное в профессии».
В отличие от некоторых коллег по театру Моссовета, Екатерине Гусевой удалось построить крепкую и гармоничную семью. Со своим избранником, Владимиром Абашкиным, она счастлива в браке уже 27 лет. Супруги воспитывают двоих детей, сына Алексея и дочь Анну.
Кстати, свою личную жизнь актриса тщательно оберегает от посторонних глаз. В ее аккаунте в запрещеннограмме почти нет семейных фотографий — только рабочие моменты. По словам Гусевой, дом и близкие — ее «тихая гавань», куда она с радостью возвращается после насыщенного трудового дня:
«Я была и остаюсь очень домашним человеком. Бури, страсти, — все это не для меня».
Период самоизоляции, ставший испытанием для многих звездных пар, лишь укрепил семейные узы четы Абашкиных.
«Я благодарна за возможность побыть с родными. Обычно я настолько погружена в работу, что нечасто могу уделять должное внимание мужу, детям, маме и сестре. Но карантин неожиданно подарил нам шанс собраться всем вместе под одной крышей. Уверена, мы будем с теплотой вспоминать это удивительное время семейного единения».
Находясь на карантине, Гусева смогла побывать на онлайн-лекциях преподавателей МГИМО, где дистанционно учился ее сын Алексей. А для дочери Ани актриса и вовсе превратилась в персонального педагога. Девочка тяжело переносила нагрузки «удаленки», и заботливая мама взяла на себя роль учительницы.
«Иногда я думаю получить еще одно образование. В свое время мне не удалось стать врачом, но профессия учителя кажется очень заманчивой. Мне всегда легко находить общий язык с детьми».
Разносторонность как жизненное кредо
Гусева считается одной из самых универсальных актрис нашего времени. Ей легко играть как драматические и комедийные роли в кино, так и ведущие партии в мюзиклах. Она также работает на телевидении и даже поёт.
В постановке «Граф Орлов» актриса триумфально сыграла императрицу Екатерину Великую, а после легко перевоплотилась в Анну Каренину. И это, не говоря уже о сольной музыкальной карьере. За плечами Екатерины концерты с оркестром на сцене Кремля и несколько альбомов проникновенных песен. Поклонники ценят Гусеву не только за драматический талант, но и за чарующий голос.
Зрители обожают Екатерину и как обаятельную телеведущую рейтинговых проектов. Она дважды штурмовала «Форт Боярд», зажигала в «Больших гонках» и совсем недавно блистала в паре с Евгением Папунаишвили в «Танцах со звездами». На паркете Гусева покорила всех не только грацией, но и трудолюбием. Ради проекта актриса всерьез взялась за себя и сбросила лишние килограммы, набранные во время самоизоляции.
Безграничная преданность своей любимой профессии — вот кредо Екатерины Гусевой. Каждый свой проект, от камерной театральной роли до шумного телешоу, она отрабатывает по максимуму, на 200 процентов. Такая самоотдача позволяет актрисе проводить четкую грань между работой и личной жизнью. Сцена, съемочная площадка для творчества, а дом для уюта и заботы о близких.
Своим трудолюбием Гусева во многом обязана строгому воспитанию в семье. По словам актрисы, родители с детства приучали ее и сестру к ответственности и самодисциплине:
«Я в семье старшая, и папа с мамой говорили: «На тебя смотрит сестра, ты должна быть примером». Быть примером — значит стараться не совершать ошибок. Конечно, я их совершала, но потом очень переживала».
Сегодня для своих детей актриса тоже является образцом безупречности и в профессии, и в жизни. Анна и Алексей видят, сколько сил мама вкладывает в любимое дело, как она выкладывается на сцене и остается верной себе вне ее. Несмотря на звездный статус, Екатерина Гусева не подвержена «звездной болезни». В ее поведении нет и намека на высокомерие и снобизм.
В обычной жизни актрису легко принять за простушку. Она не пользуется косметикой, носит незаметную одежду, убирает волосы в аккуратный пучок. Случайные прохожие не узнают в скромной женщине в очках и без макияжа блистательную диву. И только приехав в театр и облачившись в сценический костюм, Екатерина преображается. За кулисами она сама элегантность и безупречность, с безукоризненным макияжем, прической и в роскошных дизайнерских нарядах. А поклонники в восторге: «Наша Катя даст фору молодым!»