В 29 лет овдовел и стал отцом-одиночкой своей 4-летней дочери : судьба актёра Александра Калягина

— Я тогда поклялся: «Поставлю Ксюшку на ноги, чего бы это ни стоило. Чтобы хоть перед Татьяной не было стыдно», — рассказывал актёр о том периоде, когда остался один с маленькой дочерью.

Этот актёр — настоящий мастер перевоплощения, создавший множество ярких и неповторимых образов. Его узнаваемый голос навсегда ассоциируется с добродушным котом Леопольдом, который убеждает нас в важности дружбы и добрых поступков.

Интересно, что путь Калягина к признанию не был простым: в училище преподаватели высказывали сомнения в его актёрском будущем. Кто бы мог подумать, что тот, кого считали обладателем «невнятного амплуа», станет тем, кого сам Анатолий Эфрос назовёт эталонным актёром! Александр Калягин — народный артист РСФСР, обладатель множества наград и премий.

Детские годы

Александр Калягин появился на свет в суровом 1942 году, в самый разгар Великой Отечественной войны. Его родители, преподаватели Московского областного педагогического института имени Н. К. Крупской, находились в эвакуации в небольшом городке Малмыж Кировской области. Отцу Александра, декану исторического факультета, было уже за пятьдесят лет, и спустя месяц после рождения сына он ушёл из жизни. В дальнейшем мальчик рос под присмотром матери и её родственниц.

Семья оказала огромное влияние на формирование его характера, и именно от близких Александр унаследовал интерес к знаниям и искусству. Его мать, заведующая кафедрой французского языка на филфаке, была поистине удивительной женщиной. Представьте себе: она виртуозно владела не только французским, но и идишем, английским, немецким языками!

С ранних лет мальчик демонстрировал любовь к искусству. Для него мать даже заказала настольный деревянный театр, который стал для Саши целым миром, обителью фантазий и творчества. Там, среди картонных декораций и бумажных кукол, он чувствовал себя настоящим волшебником, способным создавать целые истории и захватывать внимание зрителей. Соседские ребята, с удовольствием прибегавшие на эти представления, становились первыми зрителями и благодарными ценителями его таланта.

Обладая абсолютным слухом, Калягин легко поступил в музыкальную школу и три года посвятил игре на скрипке. Казалось бы, вот она — стезя, предопределенная самой природой! Но, как вспоминал позже сам артист, «сидеть со мной было некому». И постепенно любовь к музыке стала угасать, уступая место раздражению и даже отвращения к инструменту.

Зато студия художественного чтения стала для него местом, где Александр мог полностью выразить свои эмоции. Он любил декламировать стихи и прозу, а также подражать своим кумирам — Аркадию Райкину и Чарли Чаплину. Эти артистические импровизации помогали ему совершенствовать актёрское мастерство, развивать свою речь и выразительность.

Мальчик даже решился написать письмо Райкину, интересуясь, как тот достиг своих высот. Ответ был кратким, но запоминающимся: талант, конечно, дар природы, но все-таки нужно верить в труд. Эти слова стали для него своего рода путеводной звездой, которые помогали ему идти вперед, несмотря на все преграды и трудности.

Путь к славе

Учёба в школе не вызывала у Александра особенного энтузиазма, и когда мать предложила ему уйти после 8 класса и поступить в медучилище, он не сопротивлялся. В медицинском училище он получил и аттестат. Несмотря на то, что медицина не была его страстью, учёба и работа фельдшером принесла ему много полезного опыта и знаний. Это были непростые времена, и работа на скорой требовала от него мужества и выдержки. Но мечта стать актёром его не оставила, и в итоге он решился на поступление в Щукинское училище. Правда, поступить удалось только со второй попытки, но его настойчивость и вера в свои силы оказались сильнее всех трудностей.

На втором курсе Калягин оказался на грани отчисления за профнепригодность! Актёрское мастерство давалось ему с трудом, да и внешние данные, по мнению преподавателей, оставляли желать лучшего: полноватый, начавший лысеть уже в 19 лет… Сложно было представить его на сцене в каком-либо ярком амплуа. Педагоги разводили руками, не видя в нём перспектив.

Но судьба оказалась к нему благосклонна. Однажды на вечере самостоятельных работ произошло то, что перевернуло всю его студенческую жизнь. Калягин читал рассказ Чехова «Свидание хоть и не состоялось, но…». И это было не просто чтение — это было настоящее откровение! Он словно прожил эту историю, наполнив её собственными эмоциями и переживаниями. Зал слушал, затаив дыхание. Успех был ошеломительным. В одночасье мнение преподавателей кардинально изменилось. Они увидели в нём то, чего не замечали раньше: искру таланта, глубину переживания, умение увлечь зрителя.

Этот вечер стал поворотным моментом в судьбе Калягина. Он стал часто выступать с этим номером, срывая бурные аплодисменты. Страх сцены исчез, комплексы растворились, появилась уверенность в своих силах. Одно лишь тревожило — перспектива завсегдатая массовки. Но и с этим Калягин был готов бороться. Он упорно работал над собой, оттачивая своё мастерство, стремясь к совершенству. И этот труд, эта вера в себя, в конце концов, привели его к заслуженному признанию.

Начало театральной и кинематографической карьеры

После окончания училища Калягин устроился в театр на Таганке, но вскоре уволился — режиссёр Юрий Любимов не давал ему ролей. Александр сменил ещё два театра, пока не оказался во МХАТе, где нашёл своё место. Здесь он сыграл знаковые для себя роли: Ленина в «Так победим!», Тригорина в «Чайке», Оргона в «Тартюфе» и другие. Работая в МХАТе, он смог раскрыться как актёр и по-настоящему проявить свой талант. Именно здесь он начал получать серьёзные роли, которые позволили ему выйти на новый уровень профессионализма и стать любимцем публики.

Кинематографическая карьера Калягина началась в конце 60-х годов, и среди ранних работ особо выделяется роль малодушного железнодорожника в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Но настоящая слава пришла к нему после выхода на экраны блестящей комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!» в 1975 году. Интересно, что на роль этой неподражаемой самозванки, тётушки из Бразилии, его пригласил друг, режиссёр Виктор Титов. Съёмки проходили в условиях жёсткой экономии, практически всё снималось с одного дубля. Никто и предположить не мог, какой оглушительный успех ждёт эту картину, а вместе с ней и исполнителя главной роли. Образ донны Розы, созданный Калягиным, стал настоящим шедевром комического жанра, цитаты из фильма разлетелись по всей стране.

Тем не менее, самой значимой работой для Калягина стала роль учителя в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино». Для этой роли актёр проявил не только актёрский талант, но и силу воли, похудев за месяц, чтобы полностью соответствовать образу своего героя. Калягин настолько вжился в роль, что, по его собственным словам, почувствовал себя совершенно другим человеком и с трудом узнавал себя на экране. Эти усилия не прошли даром. Роль Платонова принесла ему звание лучшего актера года по версии журнала «Советский экран».

Создание собственного театра

Александр Калягин не ограничивался актёрской деятельностью — он также пробовал себя в режиссуре, сняв такие фильмы, как «Подружка моя» и «Прохиндиада». Кроме того, он преподавал в Школе-студии МХАТ и в зарубежных вузах. Калягин любил делиться своими знаниями и опытом с молодыми актерами, и его ученики высоко ценили возможность учиться у мастера.

Но одним из самых больших его желаний было создание собственного театра, что ему и удалось в 1992 году. Театр «Et Cetera» стал домом для его выпускников и с тех пор остаётся его детищем и гордостью. Этот театр — не просто сцена для выступлений, а место, где воплощаются в жизнь его идеи и творческие замыслы.

Калягин давно не снимается в кино — его последняя роль была в комедии «Руд и Сэм» в 2007 году. Он не жалеет об этом и отклоняет новые предложения кинорежиссёров, полностью посвятив себя руководству театром, что стало для него не только профессией, но и смыслом жизни.

Личная жизнь

Судьба Александра Калягина и его первой жены, однокурсницы Татьяны Коруновой, сложилась драматично. По окончании училища молодые актёры, полные надежд и творческих амбиций, пришли работать в Театр на Таганке. Увы, здесь их ждало разочарование. Режиссёр не увидел в них того потенциала, который они чувствовали в себе, и оба актёра остались незамеченными. Калягин, не видя перспектив, первым подал заявление об уходе. Татьяна, которая в то время ждала ребёнка, поддержала мужа и также покинула театр.

В 1967 году родилась их дочь Ксения. Это была лучик света в непростой период их жизни. Но счастье оказалось недолгим. Через два года у Татьяны обнаружили страшный диагноз — онкологическое заболевание. Болезнь стремительно прогрессировала, и Татьяны не стало. Александр Калягин овдовел в 29 лет, когда Ксении было всего четыре года. Для Калягина это была невосполнимая потеря. А через несколько месяцев его настигло новое горе — ушла из жизни мать, которая помогала ему заботиться о дочери. В одночасье он лишился двух самых дорогих ему людей, оставшись один с маленькой Ксюшей.

Потеря жены и матери была тяжелым ударом для Александра, но он не сломался, а поклялся сделать всё возможное, чтобы вырастить дочь. Он был готов даже сменить профессию, ведь в начале 70-х у него почти не было ролей ни в театре, ни в кино. Однако судьба дала ему шанс — режиссёры начали замечать его талант, и вскоре его карьера пошла в гору. Пока он был на съёмках или репетициях, за маленькой Ксюшей присматривали соседи — добрые люди, которые не остались равнодушными к беде отца-одиночки. Эти трудные годы научили его ценить каждую возможность и не сдаваться, даже когда обстоятельства казались безнадёжными.

Съёмки фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» стали для Александра Калягина не только творческой победой, но и началом нового этапа в личной жизни. Именно там он встретил актрису Евгению Глушенко, на которой женился спустя год. Эта встреча словно подарила ему второе дыхание, вернула веру в счастье.

Трогательно, что инициатива создания семьи исходила от дочери Калягина, Ксении. Десятилетняя девочка сама предложила Евгении переехать к ним. Для двадцатишестилетней Глушенко это был серьёзный шаг — в одночасье она обрела не только мужа, но и дочь-подростка. А через два года в семье появился и общий ребёнок, сын Денис. В воспитании Дениса большую помощь оказывали родители Евгении, за что Калягин был им бесконечно благодарен. Дети выросли: Ксения стала программистом и сейчас живет с семьей в США, а Денис избрал профессию журналиста и остался в России.

Как и в любой семье, у Александра и Евгении бывали свои трудности, размолвки, недопонимания. Время от времени в прессе появлялись слухи об их расставании, но эти слухи так и остались неподтверждёнными.

В отличие от многих своих коллег, стремящихся к публичности и светской жизни, Александр Калягин всегда предпочитал уединение. Он ценит тишину и покой, избегает шумных компаний и назойливых журналистов.

В течение 27 лет Александр Калягин возглавлял Союз театральных деятелей РФ, решая насущные проблемы и поддерживая молодых актёров и режиссёров, но в декабре 2023 года новым председателем был избран Владимир Машков.

25 мая Александр Калягин отметил своё 82-летие. Сейчас он продолжает вкладывать все свои силы в развитие театра «Et Cetera». Его ценят как талантливого актера, чуткого педагога и настоящего лидера, который всю жизнь посвятил искусству и не перестает вдохновлять окружающих. Александр Александрович Калягин — человек, который сумел пройти через множество испытаний, сохранив свою любовь к театру и творчеству, и его вклад в искусство продолжает оставаться неоценимым.

Load More Related Articles