«У меня уже есть ребёнок, 40 лет – Сашенька». Трагическая любовь «княжны» советского экрана

— Нет, мать, что-то святости маловато!

Работа над самой первой киноролью у Тони шла трудно, от волнения она уже не спала и не ела, а режиссер все недоволен. Она никогда и не стремилась на экран — «знала, что не фотогенична». Однако именно на нее, высокую тоненькую девушку с огромными трагическими глазами, обратила внимание помощница Сергея Бондарчука, которая специально приехала в Ленинград на поиски типажей в экранизацию «Войны и мира».

«У меня уже есть ребёнок, 40 лет – Сашенька». Трагическая любовь «княжны» советского экрана

Приезд московской гостьи взбудоражил весь четвертый курс ЛГИТМиКа, стали в шутку распределять роли и, когда дело дошло до княжны Марии Болконской, Тоня громко сказала:

— А, эта плакса с костлявой спиной? Тамара это твоя роль!

— Зачем Тамара? А вот вы бы не хотели попробовать? — спросила помощница режиссера.

— Нет, я не хочу сниматься в кино.

Не сразу, но Тоню удалось уговорить. И вот она на съемочной площадке, уже какой дубль подряд севшим голосом, почти шепотом произносит слова княжны Болконской.

— Еще дубль, немедленно! — кричит Бондарчук, потом обнимает Антонину: — Ну, мать, наконец-то…

— Так у меня же голос пропал.

— Да и не нужен он здесь.

Съемочная группа с восхищением наблюдала, как изящная девушка с легкой походкой, встав перед камерой, превращалась в угловатую княжну. Она сыграла эту роль так, что другой героиню Толстого уже сложно представить. Ее Марья на долгие годы стала эталоном для других актрис, а в творческой среде Антонину Шуранову так и называли — Княжной, за гордый взгляд, высоко поднятую голову, благородную осанку и удивительную женскую красоту.

«У меня уже есть ребёнок, 40 лет – Сашенька». Трагическая любовь «княжны» советского экрана

— Когда я в первый раз увидела себя на экране мне стало страшно. Неужели это я? Нет, я не буду больше сниматься!

Шуранову действительно снимали непростительно редко. От большинства ролей она отказывалась сама. Антонина была энергичной, уверенной в себе девушкой — в жизни совсем не княжна Марья. Актриса широчайшего диапазона, в профессии для нее невозможного было мало, а в кино предлагали все одно и то же.

«У меня уже есть ребёнок, 40 лет – Сашенька». Трагическая любовь «княжны» советского экрана

Лишь на сцене ленинградского ТЮЗа она в полной мере реализовала свой потенциал. Для этого потребовалось не только актерское мастерство, но и человеческая зрелость. Здесь, в театре, Шуранова встретила и свою большую трагическую любовь. И мало кто знал о том, что вся сила ее женщин — от полноты личного страдания. Гордая посадка головы, так восхищавшая критиков, — от унижений. Мудрость — от горького опыта. Вера и великое терпение — от потерь…

«У меня уже есть ребёнок, 40 лет – Сашенька». Трагическая любовь «княжны» советского экрана

Маленькая «княжна»

В ее образе всегда была какая-то царственность, как будто Тоня росла с фрейлинами и гувернантками. Но нет, она была простым советским ребенком, а жизнь ее с раннего детства оказалась очень тяжелой.

Антонина родилась в 1936 году в Севастополе и стала старшей дочерью в семье морского офицера Николая Шуранова. Через четыре года, прямо перед войной, отец умер. Говорили, что он был арестован и просто не выдержал допросов. Мать, купеческая дочка, забрав трех своих маленьких дочерей, бежала из Севастополя к сестре в Ленинград. Из вещей у них был всего один узелок.

«У меня уже есть ребёнок, 40 лет – Сашенька». Трагическая любовь «княжны» советского экрана

Потом сразу война, эвакуация и опять возвращение в Ленинград. Жили за гранью нищеты в сыром полуподвале, куда с трудом проникал дневной свет. Мать сначала трудилась на военном заводе, потом стала подрабатывать шитьем.

Тоня окончила семь классов и пошла в техникум учиться на садовода, чтобы хоть как-то помочь матери стипендией. Мечту о сцене пришлось отложить на несколько лет. Потом она все-таки не выдержала и подала документы сразу в два института. Прошла и на биолога, и в театральный. Конечно, выбрала последний.

«У меня уже есть ребёнок, 40 лет – Сашенька». Трагическая любовь «княжны» советского экрана

Ленинградский ТЮЗ

После института Антонина устроилась в ленинградский ТЮЗ, в труппу Зиновия Корогодского, чьи спектакли приезжали посмотреть со всего Советского Союза. Шуранова стала настоящей звездой сцены, хотя изначально у нее имелись предубеждения насчет работы именно в детском театре. Но она доверилась режиссеру и нисколько не прогадала — с успехом проработала здесь два десятка лет. Сыграла почти все, порой самое неожиданное.

«У меня уже есть ребёнок, 40 лет – Сашенька». Трагическая любовь «княжны» советского экрана

Тоня была совершенно особенной женщиной, выделявшейся в любой компании, — интеллигентная, с внутренним достоинством и отменным чувством юмора. Не классическая красавица, но мужским вниманием она никогда не была обделена.

Еще в юности Шуранова вышла замуж за однокурсника, потом был второй брак с известным врачом, но счастья ни с тем, ни с другим она не обрела.

«У меня уже есть ребёнок, 40 лет – Сашенька». Трагическая любовь «княжны» советского экрана

Хочинский

Практически одновременно с Антониной в ТЮЗ пришел харизматичный молодой человек из творческой семьи — Александр Хочинский. «Он был изящный, худой, стремительный, нервный», очень музыкален, прекрасно пел и нравился женщинам.

Долгих четырнадцать лет их жизни шли параллельно, они словно не замечали друг друга как мужчину и женщину, зато очень долго дружили. Практически все время были друг у друга на виду, общались семьями. Хочинский тоже был дважды женат.

«У меня уже есть ребёнок, 40 лет – Сашенька». Трагическая любовь «княжны» советского экрана

Параллельные жизни

Уже во время работы в театре Александра призвали в армию. Служил он в Выборге, откуда постоянно сбегал в Ленинград, в самоволку. И приходил он прямо к Антонине домой, оставался там ночевать. Потом завтракал и куда-то пропадал на целый день, «он вообще обладал удивительной способностью — внезапно появляться и тут же незаметно исчезать. И так всю жизнь».

«У меня уже есть ребёнок, 40 лет – Сашенька». Трагическая любовь «княжны» советского экрана

Этим Хочинский постоянно раздражал второго супруга Шурановой, известного врача. Тот любил порядок, и каждый день после спектакля Антонина спешила домой, чтобы заняться домашними делами. Кстати, хозяйкой она была превосходной — аккуратистка, все по полочкам, готовила очень вкусно. Муж мечтал, чтобы она оставила театр, но в конце концов она оставила его самого:

Мне стало ясно, что не могу я жить с человеком, который не понимает ни меня, ни театр, ни моего способа существования в нем. Муж устраивал мне скандалы по поводу того, что я поздно приезжала с репетиций. «В театре работают не по заводскому гудку. Это же не станок — выключил и пошел!» — бесполезно пыталась я достучаться до него. Я чувствовала, что постепенно погрязаю в чем-то абсолютно мне чуждом.
«У меня уже есть ребёнок, 40 лет – Сашенька». Трагическая любовь «княжны» советского экрана

Точка пересечения

Вот так в свои 40 лет, Антонина покинула нелюбимого мужа и их шикарную пятикомнатную квартиру в центре Ленинграда. Не взяла оттуда ничего, кроме своей библиотеки, и ушла в новую жизнь к… непутевому Хочинскому, который еще и был моложе ее на целых 8 лет.

«У меня уже есть ребёнок, 40 лет – Сашенька». Трагическая любовь «княжны» советского экрана

Шуранова всегда влюблялась в своих партнеров, это добавляло искренности ее образам, но дальше сцены все это, как правило, не распространялось. А тут — переросло в очень сильное чувство. Да и Александр вдруг рассмотрел в ней то, что давно видели другие.

Любовь в коммуналке

Хочинский жил в обычной ленинградской коммуналке, в холостяцкой берлоге, куда он каждый раз возвращался после очередного романа. Сюда же он впервые пригласил Антонину. Они ели огромные пересоленные котлеты, собственноручно приготовленные Александром, запивали их кубинским ромом и были абсолютно счастливы. На следующий день она пришла к нему с шваброй и тряпкой, а вскоре переехала насовсем.

Прожили они так довольно долго, а потом коммуналку расселили и у Шурановой и Хочинского появилось отдельное жилье.

«У меня уже есть ребёнок, 40 лет – Сашенька». Трагическая любовь «княжны» советского экрана

Их дом всегда был в цветах, кругом чистота и уют, все на своих местах. Хочинский, абсолютно не приспособленный и безразличный к быту, не всегда замечал эти старания жены, но всегда возвращался домой, даже если до этого пропадал дня на три. Его мать говорила:

Тонечка все подаст в красивой посуде, на салфеточках, а Сашку надо кормить на газете через форточку. Тогда ему будет вкусно.

Бытом занималась исключительно Антонина, супруг даже не знал, где у них пылесос:

— Тошенька, а где мне лучше лечь, чтобы тебе не помешать?

Противоположности притягиваются

Союз Шурановой и Хочинского оказался одним из ярчайших в истории советского театра, но коллеги поначалу удивлялись, как эти совершенно разные люди вдруг сошлись — яркий, темпераментный Александр и интеллигентная, не любящая суеты Антонина.

«У меня уже есть ребёнок, 40 лет – Сашенька». Трагическая любовь «княжны» советского экрана

При всей любви к профессии Антонину Николаевну смущал повышенный интерес к своей персоне:

Когда меня стали узнавать на улице, я терялась и все время держала лицо, в то время как мне просто хотелось отдохнуть от чужого внимания.

«У меня уже есть ребёнок, 40 лет – Сашенька». Трагическая любовь «княжны» советского экрана

Александр же напротив наслаждался своей популярностью. Он любил, когда его узнавали, был чересчур общителен – знаком чуть ли не со всем городом, слишком многих называл друзьями. Любил выпить, становился от этого весел, балагурил, снова и снова пропадал в никуда.

Он был кокетлив, любил прихвастнуть, в нем было много детского: тщеславия, обидчивости и хрупкости. Некая зыбкость характера.

«У меня уже есть ребёнок, 40 лет – Сашенька». Трагическая любовь «княжны» советского экрана

Хочинский был невероятно талантлив, и это перекрывало все его недостатки. Супруга даже не знала, когда он учит роли. Если ей надо было материал разобрать, отрефлексировать, повторить, то Александр просто выходил на репетицию и играл так, как будто знает эту роль много лет.

«У меня уже есть ребёнок, 40 лет – Сашенька». Трагическая любовь «княжны» советского экрана

Странная семейная жизнь

Антонина никогда не давила на супруга, ждала и принимала его любым, хотя его образ жизни приносил ей немало страданий. Когда Хочинский возвращался из очередного загула, он всегда просил прощенья и она прощала. Детей у них не было:

У меня уже есть ребёнок, 40 лет – Сашенька. Выйдет гулять с собакой, она через полчаса домой прибежит, а он через сутки. Приму, накормлю, отмою, отчищу, и опять отпущу – как мама своего сына-подростка…

Они даже расписались только через семь лет, просто в перерыве между репетициями забежали в ЗАГС.

«У меня уже есть ребёнок, 40 лет – Сашенька». Трагическая любовь «княжны» советского экрана

Слава

Они оба были крайне порядочными людьми. Слава их нисколько не испортила, хотя испытания жизнь подкидывала серьезные. В Александра часто влюблялись, просто не давали прохода, но он знал, что дома ждет Тоня и всегда возвращался к ней.

Я никогда его не ревновала. Бывало, подхожу к окну, выглядываю: во дворе стоит его машина, и Саша сидит там с какой-то девицей. Час сидит, два. А я хожу и смеюсь: ведь знаю, что девица в него вцепилась, что-то расспрашивает, а ему неловко уйти. Он был очень деликатным.
«У меня уже есть ребёнок, 40 лет – Сашенька». Трагическая любовь «княжны» советского экрана

После выхода на экраны фильма «Женщина, которая поет» к Хочинскому пришла бешеная популярность, его плакаты шли нарасхват, женщины сходили по нему с ума. А вот его партнерше Алле Пугачевой ее экранный супруг жутко не понравился. Почему — неизвестно.

— Вы ничего поприличнее не могли подобрать? — сказала она, когда увидела Александра на съемках.

Хочинский не терпел бестактности и от роли отказался. Пришлось Пугачевой потом долго перед ним извиняться.

«У меня уже есть ребёнок, 40 лет – Сашенька». Трагическая любовь «княжны» советского экрана

Но и Антонина Николаевна не была синим чулком: хулиганила, умела быть и веселой, и легкой, и раскованной, и обольстительной. Вся эта сила женской обворожительности на экране проявится в «Неоконченной пьесе для механического пианино».

Ее Анна Петровна Войницева для многих станет любимой ролью Шурановой.

«У меня уже есть ребёнок, 40 лет – Сашенька». Трагическая любовь «княжны» советского экрана

Трудные времена

В 1986 году против главного режиссера и их доброго друга Зиновия Корогодского было сфабриковано дело. С работы его, конечно, сняли. Вся труппа ходила в подавленном настроении, Хочинский и Шуранова были одними из немногих, кто решил открыто поддержать мастера. После чего их перестали пускать в театр и вынудили написать заявления «по собственному желанию». У Александра тогда от переживаний открылась язва, его еле спасли.

«У меня уже есть ребёнок, 40 лет – Сашенька». Трагическая любовь «княжны» советского экрана

Наступали очень трудные времена для всей страны. Супруги перебивались случайными заработками, брались за любую работу. Александр взял на себя роль главного добытчика, стал выступать с концертами. Его все еще узнавали и приглашали очень часто.

И тут очень выручили многочисленные «странные» знакомства Хочинского. То мяса подбросят, то картошки, то что-нибудь для дома. В магазин Антонина Николаевна практически не ходила — на подарки от местных «бродяг» вполне можно было жить.

«У меня уже есть ребёнок, 40 лет – Сашенька». Трагическая любовь «княжны» советского экрана

Жизнь налаживается?

Потом их обоих пригласили в Театр сатиры на Васильевском. Антонину также звали на небольшие роли в новое российское кино. Теперь она не отказывалась — актер должен играть.

Казалось, жизнь начала налаживаться, у супругов появилось много планов на будущее. Но Александра стало подводить здоровье, сказывалось его «бродяжничество», с которым он так и не завязал, несмотря на все уговоры жены.

«У меня уже есть ребёнок, 40 лет – Сашенька». Трагическая любовь «княжны» советского экрана

Однажды апрельским утром 1998 года Хочинский собрался на репетицию, завел машину, но почувствовал себя плохо и вернулся домой. Жена вызвала скорую. Его сердце пытались завести два с половиной часа, но не получилось — слишком изношено оно было.

В день похорон Антонине Николаевне позвонили в дверь квартиры. Это была доставка аэрогриля, о котором она когда-то мечтала, — подарок от покойного мужа. Он успел сделать заказ, но лично уже вручить не смог.

«У меня уже есть ребёнок, 40 лет – Сашенька». Трагическая любовь «княжны» советского экрана

Хочинский был очень добрым и порядочным человеком с огромным сердцем. Каждый из этих странных людей — жителей соседних коммуналок, художников, поэтов, официантов из соседнего кафе, бандитов, маргиналов, считал его своим лучшим другом. Теперь они стали приходить к ней, готовые помочь в чем угодно, — то конверт с деньгами вручат, то поддержат морально. Те, кого она избегала, стали для нее как родные. Они напоминали о нем. Антонина вся растворилась в работе, но так и не смогла отпустить любимого человека.

Через пять лет ее самой не стало. Теперь они вместе.

Load More Related Articles