Почему-то, прочитав бегло аннотацию, в моей голове сложилась другая картинка, не та, что в итоге развивалась по сюжету. Почему-то мне показалось, что Олег погиб в аварии, и Анна, вроде как в помешательстве, или, наоборот, чтобы не сойти с ума, разговаривает с ним, накладывает ужин. Когда оказалось, что Олег не поддерживает мать и жену, оставшуюся инвалидом, с того света, а преспокойно живет свою жизнь, удивлению не было предела. И Олег из просто маменькиного сынка стал … нехорошим человеком-редиской.
Фильм снят по повести Виктории Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть». Фильм сильный, но вопросов к героям много. И причины того, что Олег стал таким, каким стал – очевидны. Анна не перерезала пуповину. Ни в роддоме, ни, когда сын пошел сначала в школу, потом в институт, потом устроился на работу в больницу, женился. Разрыв произошел резко, неожиданно. И если бы не произошедшая трагедия, Олег и прежде был бы в глазах матери святым в образе человека, чудом из чудес.
«Всё зло, которое вырабатывает человек, не поднимается к солнцу, а оседает на его же собственную голову».
Кадр из фильма «Ты есть…», 1993 год, режиссер Владимир Макеранец
🎬Ты есть… (1993)
Анна (Анна Каменкова) умница и красавица. Востребованный переводчик с французского, с выездами в заграничные командировки, прекрасная хозяйка – в доме чистота, уют и вкусно пахнет домашней едой. За Анной ухаживает приличный, обеспеченный мужчина, который любит её, Анна встречается с давними подругами в кафе, посещает светские рауты. И, на первый взгляд, живет полной и разнообразной жизнью.
Но на самом деле это просто ширма. И вся жизнь Анны, весь смысл её жизни – в сыне Олеге, в служении ему. В несении почётного звания быть матерью такого уникума и идеала.
Кадр из фильма «Ты есть…», 1993 год, режиссер Владимир Макеранец
И вот хоть сто раз закидайте меня тапками, но это еще одно подтверждение того, что нельзя забывать о себе. Нельзя жить исключительно чужой жизнью, пусть это и жизнь собственных детей. Дети вырастают и уходят. А мы остаемся. С мужьями или одни. И вот это неумение жить самостоятельной, взрослой жизнью – страшно, и может привести к трагедии.
Когда взрослый, почти тридцатилетний(!) Олег (Вадим Любшин) совершенно неожиданно приводит домой девушку, Анна, мягко говоря, в шоке. Но еще больший шок ожидает её утром. Ведь оказывается, что Ира (Инга Ильм) – не просто случайная девочка. Она жена. Они с Олегом втайне поженились, ибо сын знал заранее, что мать всё испортит, будет недовольна и прочие свекровские штучки по порче жизни молодому поколению.
«Есть посуда — есть проблемы, нет посуды — нет проблем!»
Ира сирота, выросла в детдоме. Намного моложе Олега, который уже стал первым после Бога и трудится хирургом, Ира – студентка первых курсов. Она неаккуратна, не убирает посуду, они веселятся всю ночь, а ведь Олегу на работу. Да и вообще, ни одной положительной черты в Ире нет. Ведь нам было ТАК хорошо вдвоём, зачем какие-то посторонние женщины в жизни сына?
«— У тебя была свекровь. Ты её любила?
— Терпела.
— Вот и тебя терпят. Закон бумеранга. Как ты, так и к тебе».
Самое главное – она забрала ВСЁ внимание и свободное время Олега. Естественно, Анна на грани истерики жалуется подругам. Что же делать, как же быть. Ах, Олежка, ах, кровинка. Ревность буквально съедает её.
«Обычно Олег целовал мать в щеку, но сегодня между ними висело пятьдесят килограммов Ирочки».
Да, Ира и не пытается понравиться свекрови. Она молода, своенравна, красива. И очень любит Олега. Порой поведение невестки выглядит вызывающе и нагло. Не стерпев очередного бардака после очередного застолья, Анна практически вынуждает Иру уйти из дома. А вслед за ней уходит и страстно влюбленный Олег.
И когда молодожены попадают в аварию, прекрасный и гениальный в глазах матери Олег просто-напросто скидывает инвалида Иру на руки матери. Неважно, что с Ирой они не сошлись характерами, неважно, что у Анны работа, режим, графики и своя жизнь. Олегу так удобно. Он привык, что мама позаботится, поможет, поджарит котлетку, пока он, человек тонкой душевной организации, будет терзаться – переспать с заведующей отделением Юлей (Татьяна Лютаева), или еще подождать.
Ну и что? Ну и всё. Олег, смысл жизни матери, априори гений и свет в окне – продолжает светить где-то вдали от Анны. И от Иры, конечно. И самое страшное, что Анна теряет сына не физически, телесно (как мне казалось, должно быть логически), а морально. Олег оказался эгоистом и слабаком, не способным на поступок. Забота о немощной жене – это вам не чистые и отглаженные рубашечки из шкафа доставать. Есть ли в этом вина Анны? Да, есть. Она воспитала не мужчину, а принца, уверенного в своей неотразимости. Уверенного в том, что он имеет право на идеальный мир без личных вложений. Но уже ничего не исправить.
И у Анны вместо сына – взрослая дочь…
Каменкова здесь просто великолепна. Как и Ильм с бездонными глазами, так мало снимавшаяся Инга Ильм (Маша из «Приключения Петрова и Васечкина» и Настя из «Глаза») – просто идеальный дуэт двух таких разных женщин, ставших волею судьбы родными.