Хит-парад из троих блестящих советских актёров, сыгравших на экране женщин. Разумеется, без золота, серебра и бронзы, потому что выбрать лучшего невозможно. Да и не стоит.
Александр Калягин
Пьеса британского драматурга Брэндона Томсона «Тётка Чарли» попала в СССР в 1937 году, к тому времени она уже стала театральным и кинохитом в Европе. Советская экранизация состоялась в середине 70-х и стала прорывов для Александра Калягина. Назначение на главную роль в картину «Здравствуйте, я ваша тётя» актёр принял не только как профессиональный вызов, но и как возможность отвлечься от тяжёлой жизненной ситуации: за пару лет до съёмок у Калягина умерла жена, а спустя несколько месяцев — мама, и он остался один с четырёхлетней дочерью.
Александр Александрович «старательно обживал» костюм донны Розы и носил его не только на площадке, но и в перерывах, снимая только парик. Не стеснялся в таком виде появляться даже в останкинском буфете.
«Моя тетка Чарлея родилась из воспоминаний о воспитавших меня женщинах: матери, тетках. В неё вошли черты девочек и женщин, в которых я был влюблен, которых просто мельком видел на улице или в транспорте. С режиссёром Виктором Титовым мы ни разу не обсуждали, какой тип женщины надо сыграть. Боже упаси! Никогда не было в мыслях. Память выдавала «на-гора» то позу, то жест, то манеру держать веер, стрелять глазками, кокетничать, приподнимать ножку, хлопать ресничками… мы только отбрасывали, что не нужно», — пишет в мемуарах Александр Калягин.
Олег Табаков
Отбор актёров в фильм «Мэри Поппинс, до свидания» нельзя назвать простым. Впрочем, трудности кастинга — нередкая, можно сказать, традиционная часть кинопроизводства. Но бывают и мгновенные режиссёрские попадания. Например, постановщик Леонид Квинихидзе далеко не сразу разглядел в Наталье Андрейченко «леди совершенство», зато «гарпию» мисс Юфимию Эндрю сразу увидел в Олеге Табакове. Табаков с присущими ему юмором и профессиональным интересом согласился на роль тут же. Элементы образа артист копировал с собственной тёщи, которая, узнав об этом, серьёзно на него обиделась. Однако потом Олег Павлович сумел убедить женщину, что мисс Эндрю очаровательна.
«В сценарии мисс Эндрю была описана настолько отвратительной особой, что я бы не рискнул предложить сыграть такое чудовище женщине-актрисе. Предложил Олегу Павловичу, он с удовольствием согласился и с присущими ему талантом и хулиганством сыграл. Он облачился в женскую одежду, приделал накладной бюст, накрасил ногти и пожаловал на съёмки ещё и с накладной железной фиксой на зубе. Я попросил фиксу убрать, иначе создавалось ощущение, что перед нами уже не ужасная няня, а настоящая уголовница. Олег Павлович играл хулигански, гротесково. Ему была важна каждая деталь. Его мисс Эндрю не могла быть с неухоженными ногтями и растительностью на ногах», — вспоминал Леонид Квинихидзе.
Георгий Милляр
Когда Александр Роу задумал снимать сказку «Василиса Прекрасная», он устроил большой кастинг на роль Бабы-яги. Пробовалась и Фаина Раневская, но режиссёра не убедила даже она. Перевоплотиться в «фольклорный элемент» захотел Георгий Милляр и сам предложил свою кандидатуру Роу. Баба-яга Милляра получилась настолько страшной, что дети при её виде плакали. В будущих фильмах Георгий Францевич добавил образу мягкости, отчего критики говорили, что такая Баба-яга «не лишена человеческого обаяния».
«Скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? А я все стерплю! <…> «В Ялте старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба-яга? А ещё обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у неё был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить!», — признался Георгий Милляр.