Трилогия про приключения студента Шурика – это не только самое известное советское кино, но и, без ложной скромности, мировой хит.
Как-то я за границей ехал на автобусе и там по телевизору транслировали «Операцию Ы». Ни слова не понял, но посмотрел ещё раз с интересом. Диалоги всплывали в голове сами собой.
Но, давайте разберёмся, трилогия ли это? Или это три отдельных повести про разных студентов, которых звали одинаково? Недаром же Александр – одно из самых распространённых имён на свете.
Итак, в первом фильме, который сам по себе трилогия, Шурик – студент политехнического института, встретил свою любовь – хорошую девочку Лиду, которая, судя по конспекту, тоже студентка политеха.
А также у Шурика произошла стычка с колоритной троицей правонарушителей – Трусом, Балбесом и Бывалым. Первая, но не последняя. Все остальные герои остались в первом фильме и не перекочевали дальше.
Во втором фильме, который называется «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», несомненно всё тот же Шурик едет в экспедицию на Кавказ собирать местный фольклор.
Это слабо вяжется с его учёбой в политехе. Возможно это хобби? А может быть и второе высшее образование в области, например, истории.
Известен спор людей того времени – шестидесятников – о том, кто важнее физики или лирики? Начался спор в 1959-м году, когда Илья Эренбург осудил в газетной статье «черствого» инженера, интересующегося лишь научными и техническими достижениями, но не культурой.
Полетаев в своём ответе в газету писал, – «Мы живём творчеством разума, а не чувствами и поэзией». И понеслось.
Вероятно поэтому, Гайдай, во втором фильме сделал Шурика гуманитарием. Таким образом счёт сравнялся – 1:1.
На Кавказе (который немного Крым) Шурик встретил студентку, комсомолку, спортсменку, и, наконец, просто красавицу Нину. А как же Лида?
Лида, наверное, осталась в Москве. Быть может у неё другое гуманитарное увлечение, например – игра в театре. Или она тоже, как Шурик, получает второе высшее и на этот раз гуманитарное образование.
Возможно, что у них из той влюблённости ничего не выросло и они расстались. Но не забыли друг о друге. И в будущем ещё встретятся. Но, не будем забегать вперёд. На Кавказе Шурик один и снова готов влюбляться.
Там же происходит и его новая встреча со старыми знакомыми – Трусом, Балбесом и Бывалым.
То ли они уже вышли, после того, как их, благодаря Шурику, поймали на краже в первом фильме, то ли отделались каким-то небольшим наказанием и убрались подальше от греха (из Москвы). Но они как-то оказались на Кавказе, в то самое время и в том самом месте, где оказался и Шурик.
И, что самое интересное, Шурик их не узнал. Да и они его тоже. Этот момент, кстати, заставляет сомневаться, что это тот же самый Шурик.
И, наконец, переходим к третьему фильму. Шурик уже не Шурик, а Александр Сергеевич Тимофеев – инженер, который сконструировал машину времени у себя дома. Счёт 2:1 в пользу физиков.
Или 2:2? Ведь его изобретение напрямую касается истории. Это может быть продолжением увлечения собирания фольклора. Только уже с использованием технических средств.
Лицо, очки, рубашка – тот же Шурик, только почему-то он стал брюнетом. А может быть вернул свой прежний естественный цвет, а в молодости экспериментировал с обесцвечиванием?
Женат Александр Сергеевич на Зине, которая – вылитая Лида. А что же произошло с Ниной? Вероятно, она была мимолётным летним увлечением и Шурик про неё совсем забыл. Ведь, если бы помнил, то мог бы использовать машину времени и по другому.
Вместо криминальной троицы появляется прохиндей Жорж Милославский, с которым Шурик ранее знаком не был.
А вот как старый знакомый Шурика – глава Кавказского райкомхоза и неудачливый жених Нины товарищ Саахов стал зубным врачом Антоном Семёновичем Шпаком, да ещё и соседом Шурика по квартире в Москве – совершенно необъяснимо!
Если бы женой Шурика стала бы Нина, то была бы маленькая зацепка для объяснения такого странного соседства. А так – абсолютно никаких идей.
Хотя… его же судили. Он, вероятно, отсидел, вышел, сбрил усы, сменил фамилию и переехал… поближе к Шурику. А Шурик не узнал его, как в прошлом фильме не узнал Труса, Балбеса и Бывалого. Видимо, из-за своей близорукости.
А ведь Шпак-Саахов явно, что-то замышляет. Он из той породы, что не любит отступать от задуманного. Сначала он, наверное, хотел просто отомстить Шурику. Но, потом, проведав тему, над которой Шурик работает, Шпак-Саахов придумал другой план – отправиться в прошлое и там всё закрутить по новому!
Проще объяснить почему Лида стала Зиной. Она, как актриса, посчитала, что имя Зина более сценическое. Так же, как Виктор Белан стал вдруг Димой Биланом, хотя имя Витя ничуть не хуже имени Дима.
Прихожу к выводу, что Шурик во всех трёх фильмах – это один и тот же человек. Хотя в его биографии много белых пятен, часть из которых можно попытаться логически объяснить, а про другую часть снять захватывающее продолжение!
Ставьте, пожалуйста, лайк, если согласны со мной. Или пишите в комментариях – почему не согласны!