ИНТЕРЕСНО, ЧТО НА ЭТО СКАЖУТ УРА-ПАТРИОТЫ И ЛЮБИТЕЛИ ПОГОВОРИТЬ ПРО «ВОТ В НАШЕ ВРЕМЯ ТАКОГО НЕ БЫЛО!»
Представьте себе, как будет выглядеть Кай из «Снежной Королевы», сыгранный 44-летней женщиной, матерью двоих детей. Или Малыш из «Карлсона» в исполнении 35-летней актрисы. Я уже не говорю про Чиполлино, в образе которого предстает 51-летняя Народная артистка СССР.
Зачем представлять, если мы все это увидим далее в статье. Наш рассказ о советских актрисах, работавших в довольно редком амплуа, из-за чего им довольно часто приходилось изображать маленьких мальчиков. Хотя они уже сами воспитывали детей…
Четыре взрослые актрисы в ролях мальчишек от 7 до 13 лет. Коллаж сделан специально для статьи
ВЗРОСЛЫЕ АРТИСТЫ В РОЛЯХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В советском кинематографе никогда не было проблем с поиском и привлечением талантливых детей. Юные дарования со всех концов страны, на всех киностудиях СССР, играли своих ровесников. Играли так, что оставались в памяти навечно. «Красная Шапочка» Яна Поплавская или «Гостья из будущего» Наташа Гусева тому подтверждение.
В самих редких случаях взрослым артистам приходилось играть даже не детские, а подростковые роли. Самый хрестоматийный пример – 37-летняя Янина Жеймо, сыгравшая Золушку в одноименном фильме. Какой возраст у сказочной героини мы точно не знаем, но судя по всему примерно 16-17 лет, столько же исполнилось дочери актрисы в момент съемок.
В кино взрослым артистам не было особой нужды играть детские и подростковые роли. Другое дело – театр.
Если на съемочной площадке всегда можно сделать несколько дублей, в том числе и неудачных, из которых потом собрать итоговую картинку, то на сцене артист полностью на виду у зрителя. Его движения, эмоции, голос должны быть отточены как механизм. Любую фальшь или ошибку тут же увидят и услышат все, переиграть не получится.
Для сцены одного природного таланта мало, нужен профессионализм. То, что достигается упорной учебой на актерских факультетах и опытом сценической работы, начиная с «кушать подано». Даже самый талантливый ребенок не сможет ежедневно выходить на сцену и играть одинаково хорошо во всех представлениях.
Плюс чисто организационные моменты – юному артисту нужно учиться, а не ездить каждый вечер на представление. А как быть с гастролями?
Ко всему прочему быстрое взросление детей тоже становится проблемой — успешный спектакль мог идти в театре годами, тогда на каждый сезон нужно искать нового юного таланта.
АМПЛУА ТРАВЕСТИ
В профессиональных взрослых театрах детей-актеров, конечно же, привлекали, но в основном на легко заменяемые роли второго плана. А вот главные детские роли, как мальчиков, так и девочек, приходилось играть взрослым артистам. Притом, почти всегда – актрисам.
В 19 веке в театре появилось новое актерское амплуа – травести, что в переводе с французского означает «переодетый» или «замаскированный». Изначально так называли актеров, игравших любые женские роли, и актрис в мужских образах.
Сегодня под термином «травести» в театре понимают взрослых актрис, играющих детские и подростковые роли. Как девочек, и что самое важное — мальчиков. Но далеко не каждая выпускница театрального вуза способна изобразить персонажа значительно младше себя и другого пола.
Артистки-травести должны обладать небольшим ростом, субтильным телосложением, высоким голосом. Должны перенять мальчишеские движения – походку, жесты, резкость. Должны полностью превратиться в мальчика, чтобы зритель не чувствовал отторжения.
Добиться признания зрителей в подобных ролях — это настоящий, чрезвычайно редкий, но, к сожалению, проклятый дар. За редким исключением советские актрисы-травести надолго оставались в своих амплуа. Их просто не приглашали на серьезные и взрослые роли в кино и театре. Единственно место, где они еще могли применить свои умения – озвучание детских фильмов и мультиков.
Мы расскажем о 5-ти актрисах в возрасте 30+, которые прославились своими ролями маленьких мальчиков в советском театре. Кого-то знает все страна, а некоторых уже забыли даже заядлые театралы.
АЛИСА ФРЕЙНДЛИХ
(1934 г.р.)
Народная артистка СССР
До того, как прославиться в кино, она уже стала звездой ленинградской сцены. Свою первую роль она сыграла в далеком 1957 году. 23-летняя актриса изображала 14-летнего пионера Гогу в постановке пьесы А. Файко «Человек с портфелем».
В 1969 году 35-летняя актриса сыграла Малыша в постановке «Малыш и Карлсон». Как мы все помним из детства юному герою 7 (хотя Карлсон думал, что 8) лет.
Алиса Бруновна воплотила на сцене маленького мальчика через год после того, как в реальной жизни родила дочь Варвару. Выходила в этом образе в течение нескольких сезонов. Актрисе рукоплескали и критики, и публика. А в театре ей доверяли и взрослые роли.
В Ленинграде Карлсона бессменно играл Анатолий Равикович. А в Московском театре сатиры годом ранее прогремел спектакль «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» со Спартаком Мишулиным.
ТАМАРА МУРИНА
(1946 г.р.)
Заслуженная артистка России
Она играла Малыша в паре со Спартаком Мишулиным невероятные 35 лет. Дебютировала, когда ей исполнилось 22 года, а закончила на пороге своего 58-летия.
В кино Тамара Григорьевна Мурина снималась редко, в основном в эпизодах. Еще одной заметной «мальчишеской» ролью актрисы стал застрявший в семилетнем возрасте Питэр Пэн в одноименном спектакле Центрального детского театра.
ВАЛЕНТИНА СПЕРАНТОВА
(1904-1978)
Народная артистка СССР
Наверное, самая яркая травести-актриса советского театра, чего мы, к сожалению, уже не оценим. На пленке остались только ее роли в кино, где Валентина Александровна играла возрастные роли.
На сцене она изображала мальчиков и подростков еще с 20-х гг. Сначала в Московском ТЮЗе, потом в Центральном детском театре. Дебютировала ролью 12-летнего Тома Сойера в возрасте 21 год.
В 33 года сыграла 10-летнего Тома Кенти в постановке «Принц и нищий» по Марку Твену. В 41 год – 12-летнего Ваню Солнцева в адаптации «Сына полка» В. Катаева. И это только самые знаковые «мальчишеские» роли.
За два месяца до своего 44-летия, мама двоих детей Валентина Сперантова вышла на сцену в роли Кая (Кея) из сказки Е. Шварца «Снежная королева». Какой возраст у юного героя автор не упоминает, но где-то в диапазоне 10-13 лет.
Но и это еще не все. В 51 года Валентина Александровна сыграла Чиполлино из сказки Джанни Родари. Сколько лет антропоморфному луку мы не знаем, но он явно ребенок.
ВАЛЕНТИНА ТУМАНОВА
(1932-2023)
Еще одна актриса Центрального детского театра. Покинула большую сцену в начале 70-х, в кино не снималась.
На сцене в основном играла юных героинь (Венди в «Питере Пэне», Мальвина в «Буратино»), но иногда ей доставались и роли известных литературных мальчишек.
В 31 год она исполнила роль главного героя в постановке «Судьба барабанщика» А. Гайдара. В повести доверчивому, но честному пионеру Сереже от 12 до 14 лет.
А в 34 года Валентина Алексеевна перевоплотилась в Тома Сойера. Закадычного друга литературного героя сыграла актриса, для которой амплуа травести также не было основным.
АНТОНИНА ДМИТРИЕВА
(1929-1999)
Народная артистка РСФСР
В романе Марка Твена «Том Сойер» Гекельберри Финну примерно 12-13 лет. Счастливая мама и восходящая звезда кино после ролей в фильмах «Друг мой, Колька!» и «Пропало лето» сыграла несносного американского мальчишку в возрасте 37 лет.
Больше к подростковым ролям Антонина Ивановна не возвращалась. Кинокарьера так и не задалась. Много снималась, но в основном в эпизодах