Вспоминая актёра Александра Тютрюмова, сыгравшего подполковника Егорова в сериале «Убойная сила»

7 мая 2023-го — умер замечательный актёр, кинорежиссёр и продюсер Александр Аркадьевич Тютрюмов. Ему было всего 64 года.

Александр Тютрюмов родился 22 апреля 1959 года в небольшом городке Подпорожье, расположенном на востоке Ленинградской области — почти в трёхстах километрах от Северной столицы. Собственно, статус города этот небольшой рабочий посёлок получил лишь за три года до появления на свет будущего актёра — в 1956 году, когда здесь была запущена в эксплуатацию Верхне-Свирская ГЭС, и городок начал интенсивно развиваться. К моменту окончания Александром средней школы здесь уже работали народные театры. Вообще, Тютрюмов актёром мечтал стать с детства. И ни в какой другой профессии себя в будущем не видел. Он вырезал из журналов и газет статьи об известных артистах, собирал открытки с их портретами, а когда в Подпорожье приезжали со спектаклями ленинградские театры, то старался посмотреть все постановки. Да и сам занимался в театральной студии. Правда, сначала это был театр кукол, но ему очень нравился процесс. А чуть позже он стал участником труппы — тоже народного — драматического театра, где с успехом играл Яшку-артиллериста в пьесе «Свадьба в Малиновке». Но когда после окончания школы приехал в Ленинград, то после подачи документов в театральный институт, решил, что пройти туда он не сможет…и поступил в Ленинградский индустриально-педагогический техникум. Скорее всего, его выбор был обусловлен тем, что студенты этого техникума освобождались от службы в армии, а ещё здесь была отличная театральная студия. И пока учился в техникуме, он был, пожалуй, одним из самых активных участников самодеятельности. А после его окончания, как он сам вспоминал, вовсю «дедморозил» и не только из-за необходимости заработать, хотя у него рано появилась семья, и заработок, разумеется, не был лишним.

Окончив техникум, Тютрюмов снова пошёл учиться. На этот раз в вуз. Но, опять же, не в театральный, а в институт текстильной и лёгкой промышленности (сейчас Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна), окончив который, получил диплом инженера-экономиста. Но даже после получения столь «солидного» диплома он не переставал мечтать о кинематографе. И однажды эта его мечта вдруг осуществилась. Тютрюмов к тому времени дружил с Сергеем Кабановским, бывшим тогда заместителем директора киностудии «Ленфильм». И как-то у него в гостях будущий актёр познакомился с Александром Капицей. Как вспоминал Тютрюмов

Мой друг — Сергей Кабановский — работал замдиректора «Ленфильма», и у него вся эта тусовка бывала дома: отмечали день рождения, встречали Новый год… Ну, и я же тоже человек полета творческого: капустники, вечеринки, «дедморозил» в том числе и всегда был лидером компании. Там я и встретился с Александром Капицей, Царство ему Небесное. Он говорит: «Я слышал, ты хочешь сняться в фильме?» Скромно ему ответил: «Хотя бы на съёмочной площадке побывать — посмотреть, как это всё происходит…» И дебют мой состоялся в первом сезоне «Улиц разбитых фонарей» — в одной из серий сыграл адвоката. Честно сказать, там только ленивый не снялся.

К слову, на момент своих первых съёмок в кино Тютрюмов занимал солидную должность коммерческого директора российско-финляндского совместного предприятия. Да и затем бизнес не оставлял, несмотря на сверхзанятость в кинематографе. Правда, через несколько лет он смог объединить эти две ипостаси — работу в кинематографе и бизнес — но об этом чуть позже.

Съёмки «Улиц разбитых фонарей» начались в 1994 году. Начинающему актёру было уже далеко за тридцать, но «дебютант» был замечен. Практически сразу режиссёр первого сезона «Ментов» (так в народе сразу сократили длинное название популярного сериала) Александр Рогожкин пригласил Тютрюмова на эпизодическую роль в своей комедии «Операция «С Новым годом!»».

После этого предложения о съёмках посыпались как из рога изобилия. Порой Тютрюмов снимался в пяти-шести картинах ежегодно. Правда, роли обычно были совсем крохотные. Так, в популярной комедии «Хочу в тюрьму», снятой Аллой Суриковой в 1998 году, у героя Тютрюмова чуть больше минуты экранного времени. Но даже эти крошечные эпизоды оставались в памяти зрителей.

В том же 1998 году Тютрюмов, наконец, снялся и в главной роли. Он сыграл Алексея Джигурду в фильме Сергея Снежкина «Цветы календулы». Сам Тютрюмов считал сыгранную им в этой картине роль самой большой своей творческой удачей как актёра. К слову, этот фильм получил Гран-при и приз за лучшую актёрскую работу (ансамбль актёров: Эра Зиганшина, Марина Солопченко, Ксения Раппопорт, Юлия Шарикова, Герман Орлов, Сергей Донцов, Николай Лавров, Александр Тютрюмов, Любовь Малиновская) на Фестивале российского кино «Окно в Европу» (Выборг, 1998 год). А на VI Международном кинофестивале «Балтийская жемчужина» в том же году работа Александра Тютрюмова была отмечена премией «Лучший дебют».

Снимался он и практически во всех популярных телесериалах начала двухтысячных. Это и Костя Морган в «Агенте национальной безопасности»,

и новый жилец в квартире Званцевых в «Бандитском Петербурге»,

и, конечно же, подполковник милиции Егоров — одно из главных действующих лиц в сериале «Убойная сила». Наверное, для большинства зрителей имя актёра, в первую очередь, ассоциируется именно с этой ролью. Интересно, что изначально Тютрюмову была предложена роль бизнесмена, которого убивали в первой же серии. Но Александр Аркадьевич чуть ли не впервые отказался от роли и не прогадал — ему дали «долгоиграющую» и проходящую чуть ли ни через все серии роль Егорова.

В 2002 году Тютрюмов снялся в очень смешной и очень трагичной комедии «Копейка». Своеобразный отечественный аналог американских «Двадцати баксов», повествующий о переходе легенды советского автопрома — «Жигулей» первой модели — из рук в руки, снятый замечательным режиссёром Иваном Дыховичным, мне кажется, один из лучших фильмов о последних двадцати годах Советского Союза.

В 2002 году Тютрюмов наконец совместил бизнес и кино — организовал и возглавил собственную продюсерскую компанию «АТК-Студио», но сниматься сам не прекратил. Кстати, тогда же Александр Аркадьевич наконец-то поступил в вуз, связанный с искусством — во ВГИК. Правда, к тому времени он решил, что актёрскому мастерству ему уже учиться не нужно, и в 2006 году он окончил Продюсерский факультет этого института.
Ну, а пока он получал очередное образование, успел сняться ещё в двух десятках картин, многие из которых были детищами его «АТК-Студио». Как, например, «Особенности национальной политики», снятая режиссёром Дмитрием Месхиевым.

Впрочем, снимался он не только в тех фильмах, где сам был продюсером. Он замечательно сыграл небольшую роль директора фирмы Ермолаева в трагикомедии «Слушатель» Владимира Зайкина.

Его пригласил Владимир Бортко на эпизодическую роль директора Торгсина Палосича в свой сериал «Мастер и Маргарита».

Сыграл Тютрюмов очередную главную роль — майора милиции в запасе Савинова — в детективной комедии «Закон зайца», где также был продюсером.

И было ещё множество ролей в сериалах и фильмах. В общей сложности, фильмография актёра Тютрюмова насчитывает около сотни названий. Это и полнометражные художественные фильмы, и сериалы, и документально-постановочные картины. Было даже несколько сюжетов в детском юмористическом киножурнале «Ералаш» и «Фитиле».

Кстати, Александр Тютрюмов снимался не только на российских киностудиях, но и в Голливуде. В 2017 году на экраны вышел комедийный боевик производства студии Hollywood Storm «Максимальный удар» («Maximum Impact»), в котором актёр сыграл небольшую роль капитана ГИБДД. Между прочим, в этом фильме играли такие звёзды мирового кино, как Эрик Робертс, Александр Невский, Марк Дакаскос и другие.

В 2019 году вышел фильм «Весури», продюсером которого был Александр Тютрюмов. Красивое финское слово, ставшее названием картины, в переводе означает «нож для зачистки молодой поросли деревьев». Фильм, в котором рассказывалось о финских концлагерях, созданных на территории Карелии в годы Великой отечественной, был основан на воспоминаниях малолетних узников этих лагерей. Об этой странице той войны практически ничего не было известно, но Александр, в детстве много о них слышавший от своей матери, которая прошла через такой, как их называли финны, «переселенческий» лагерь, решил отдать дань памяти и своим близким — в таком лагере, помимо его мамы, оказались дедушка, бабушка и дядя — и всем нашим соотечественникам, оказавшимся за колючей проволокой оккупантов. Ведь на территории Карелии в годы финской оккупации было семнадцать таких лагерей, и более семи тысяч человек, попавших в эти лагеря, оттуда не вернулись…

Кстати, он и сам снялся в этой драме в небольшой роли финского повара, пожалевшего русских мальчишек.

Когда заканчивались съёмки «Весури», на встречу с кинокомпанией приехал глава Карелии Артур Парфенчиков:

Артур Олегович сказал, что очень жаль, если эти декорации будут так же утрачены, как и декорации фильма «А зори здесь тихие». Мы предложили сохранить этот созданный для фильма переселенческий лагерь и использовать как туристический объект. Это может быть целая туристическая мекка. Мы договорились с одной компанией, которая должна была эти декорации охранять и использовать для привлечения туристов, интересующихся историей страны, но в итоге декорации стали разрушать…

Кондопожским РОВД даже было заведено уголовное дело по фактам хищений с мест съёмок фильма. Были вывезены части декораций, срезана вся колючая проволока, разобраны стены бараков и комендатуры, демонтированы окна…

Компания «АТК-студио», созданная Тютрюмовым, занималась съёмкой не только художественных фильмов. Точнее даже, не столько — из сотни выпущенных фильмов более восьми десятков документальных и документально-постановочных. К слову, один из документальных фильмов, продюсером которого был Александр Аркадьевич, попал в отборочную комиссию Каннского фестиваля. Да, отбор он не прошёл, но сам факт рассмотрения его — это уже несомненный успех Тютрюмова. Это был фильм «Точка опоры», в котором рассказывалось о выдающемся питерском детском ортопеде-травматологе Андрее Краснове.

Талант Александра Тютрюмова был многогранен. Его называли «самым артистичным бизнесменом и самым деловым артистом Петербурга». А ещё он много преподавал — был доцентом кафедры продюсирования кино и телевидения в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения, а также профессором кафедры актерского искусства Волгоградского государственного института искусств и культуры. Кстати, из-за схожести аббревиатуры этого института (ВГИИК) с альма-матер Тютрюмова иногда называли профессором ВГИК. Ещё он успевал вместе со своим другом Семёном Стругачёвым играть на разных сценических площадках Петербурга антрепризные спектакли «Просто бэби, или Любовь по-французски» и «Любовь по-итальянски».

При этом, напомню, формально актёрского образования он так и не получил.

Наконец, после снятого его студией документально-постановочного фильма «Крылов. Реальность и вымысел», в котором, кстати, великого русского баснописца он сам и сыграл, Тютрюмов загорелся идеей организовать в Петербурге музей Ивана Андреевича Крылова, а также создать сквер «Слон и Моська» на углу Греческого проспекта, между 2-ой и 3-ей Советскими улицами.

Может быть, в память не только Крылова, но и Александра Тютрюмова, городским властям исполнить эту мечту актёра?

Четвёртого мая прошлого, 2023-го, года актёра госпитализировали с сильными болями в Мариинскую больницу. Там ему сделали операцию, но он так и не пришёл в себя после наркоза. Александр Тютрюмов скончался утром 7 мая 2023 года. Прощание с актёром, продюсером, режиссёром прошло 10 мая в культовом для всех любителей кино месте — петербургском кинотеатре «Родина», а отпевание — в Храме Рождества Христова на Песках. Александра Тютрюмова похоронили на Большеохтинском (Георгиевском) кладбище Санкт-Петербурга. На могиле Александра Тютрюмова ещё не установлен постоянный памятник. Я побывал здесь за пару недель до первой годовщины его смерти. Видно, что поклонники артиста сюда приходят часто…

Load More Related Articles