Этот фильм был принят зрителями восторженно. После успеха ленты актриса Светлана Тома, которая сыграла Раду, стала невероятно популярной. На ее творческие встречи приезжали целые цыганские таборы, и их жители отказывались признавать в скромной девушке свою любимую героиню.
Томе нужно было убедить публику, потому она появлялась на сцене в цыганских нарядах. Фильм был принят цыганами разных слоев, хотя некоторые вопросы к создателям остались.
Условные цыгане и съемочный процесс
До сих пор остаётся загадкой, какие цыгане изображены в киноленте. Для румынских (о них писал Максим Горький, чьи рассказы легли в основу фильма) они кажутся слишком гламурными, словно сошли прямо с обложки. Их наряды и прически идеальны. Облик также совершенно не совпадает с традиционным представлением о русских цыганах. В целом, можно сказать, что образы в фильме получились идеализированными.
Большая часть съемок фильма проходила в Закарпатье, а в качестве актеров принимали участие московские цыгане из известных семей — Бузылёвы, Жемчужные и Волшаниновы. Они не только возрождали дух старинных цыганских песен на экране, но и оказывали консультации режиссеру фильма Эмилю Лотяну. Кроме того, для поддержания атмосферы фильма в качестве массовки был задействован цыганский табор кочевников из Закарпатья.
Претензии и конфликты
На съемочной площадке у режиссера постоянно возникали разногласия с цыганами. «Москвичи» настаивали на увеличении гонораров, а кочевники указывали режиссеру, как нужно работать. Режиссеру приходилось вступать в споры, однако он всегда относился к цыганам уважительно. Его поражало, как даже дети в таборе свободно разговаривали на разных языках. Режиссер замечал отличия между кочевниками и оседлыми цыганами, и пытался отразить это в киноленте. В реальной жизни цыгане едва ли пляшут и поют при каждом удобном случае, как показано в фильме. Сегодня этот момент напоминает стереотипные представления американцев о России: гармошка и медведь.
Режиссер и актеры скрупулезно готовились к съемкам. Лотяну ездил по разным таборам, изучал жизнь цыган, слушал песни и музыку. Григоре Григориу, исполнявший роль Лойко, несколько недель прожил в настоящем таборе и учился управлять лошадьми. Рада тренировалась ходить легко и изящно (для этого ей даже надевали на ноги грузы), запоминала важные жесты, осваивала верховую езду.
Эротика, обнаженка и критика
Изначально Лотяну стремился отыскать актрису для роли Рады среди цыганок. Он искал шикарных цыганских женщин в таборах, однако они отвечали категорическим отказом на предложение сниматься, мотивируя это тем, что их общество не одобрит такое решение. По сюжету главная героиня должна была обнажиться перед Лойко. А это было неприемлемо для цыганок. Они приводили аргумент: незамужняя женщина так никогда не поступит. В итоге Лотяну пришлось отказаться от своей идеи и обратиться к профессиональным актрисам.
Роль была поручена не Светлане Томе. Этот опыт научил режиссёра уважать культурные особенности и традиции различных народов, и он был благодарен цыганкам за то, что они открыли ему глаза на свою культуру.
Эпизод с главными героями, которые купаются в ледяной Тисе, поставил Тому в нелёгкое положение. Съемки проходили поздней осенью, одежда промокла, а течение стало уносить девушку от берега. Во время эротической сцены рядом находились лишь несколько человек, причем полностью занятых съёмкой, некому было прийти на помощь. Однако все обошлось благополучно, хотя позднее оказалось, что некоторое количество материала было утеряно из-за неисправной камеры. Лотяну пришлось объединить две серии в одну. Картина стала первой лентой в СССР, содержащей эротическую сцену с обнаженной женщиной. Из-за этого даже пошли слухи, что какой-то чиновник хотел запретить показ в Москве, но ему это не удалось.
Между Томой и Лотяну сложились напряженные отношения. Режиссер часто выходил из себя, повышал голос, и в какой-то момент актриса решила вернуться в Москву. Неудивительно, ведь съёмки проходили при жаре в 35 градусов, начинались в 5 утра и заканчивались после захода солнца. Но самый тяжелый момент был связан с танцем Рады и Лойко в раскалённой степи. Режиссёр настоял на том, чтобы актёры плясали босиком на железном листе. Якобы это помогало им «удерживать» эмоции.
Светлана думала, что её исключат из фильма, но ошиблась. Съёмочная группа терпеливо ожидала возвращения актрисы. Она вернулась только спустя 10 дней. Съемки продолжились, но до самого конца общение Лотяну со Светланой было напряженным и сдержанным.
Спорные моменты и сцены
Помимо откровенной сцены, цыганки выразили недовольство и возрастом главной героини. В таборах принято отдавать девушек замуж в раннем возрасте, а Рада явно не соответствовала этому обычаю. К тому же, ее требования к потенциальным женихам вызвали удивление. Подобные манеры можно объяснить только тем, что Рада была единственной дочерью авторитетного Данило, и он чрезмерно избаловал свою любимицу.
Критику вызывал и наряд Рады. Она носила в два раза больше юбок, чем положено— не четыре, а восемь.И к тому же, незамужняя цыганка могла по традиции надевать лишь браслеты и бусы. А на героине Томы позвякивало монисто и сверкали головные украшения. И еще: на девушке не было ни одной старой/рваной юбочки.
Помимо прочих неточностей, критику вызывает и курение трубки юной Радой. В цыганской культуре делать это разрешено лишь пожилой женщине, воспитавшей детей. Незамужняя девушка, осмелившаяся курить трубку, рисковала подвергнуться наказанию. Возможно, режиссер стремился подчеркнуть эмансипацию Рады или придать ей экзотический образ. Однако такое поведение не соответствует цыганским традициям. Впрочем, есть и другое возможное объяснение: Рада могла провести детство за пределами табора, поскольку ее отец Данило был солдатом и привел дочь с собой после отставки.
В кульминационной сцене Рада ведет себя ужасно. После проведенной с Лойко ночи она публично унижает его, требуя, чтобы он упал на колени и облобызал ей руки. У цыган существует особое отношение к нижней части женского тела. Мужчине будет нанесено ужасное оскорбление, если дама перешагнет через него. Когда кого-то изгоняют из табора, проводят особый ритуал с женской юбкой, которой следует бить по голове провинившегося. Следовательно, требование Рады к Лойко является невыполнимым. Помимо недавней потери друзей, Лойко должен публично унизить себя. Естественно, он не смог смириться с этим. Зрители-цыгане осудили поступок Рады, считая, что уважающая себя женщина не станет так принижать мужчину.
Еще один спорный момент в фильме — драка на ножах на рынке. Дмитрий Бузылев, сыгравший брата Рады, настоял на использовании настоящего оружия, отказавшись от бутафории. Однако стоит вспомнить, почему цыгане устроили драку: из-за того, что один цыган обманул другого, предложив краденую лошадь. Согласно законам цыган, им нельзя обманывать друг друга. Это противоречие ставит под сомнение достоверность эпизода.
Но эти огрехи не повлияли на популярность фильма. И зрители всех национальностей с удовольствием смотрели на цыган, наблюдали за развитием сюжета и сопереживали главным героям. Фильм получился прекрасным!