«Так больше нельзя. Это нечестно. Ни я, ни Егор тебе не нужны. Давай разведёмся», — однажды не выдержала Наталия.
«Наташа, можно заехать? Хотел бы взглянуть на одну книгу у вас. Чаем угостите?» — раздавался в телефонной трубке голос Николая.
И вот он снова приезжал, подолгу листал страницы, пил чай, а она сидела напротив и никак не могла взять в толк: чего, собственно, этому загадочному человеку от нее надо?
Детство и балетные мечты
Она появилась на свет 24 сентября 1946 года в Москве.
В ее жилах текла удивительная смесь кровей.
Мама, Мария Константиновна, была полькой, чья семья бежала от ужасов Первой мировой, а отец, Утевле Туремуратович, — казахом.
Отец был военным, окончил престижную академию Фрунзе, и по распределению его направили в Алма-Ату, куда он и перевез все свое большое семейство.
Жена же посвятила себя дому и воспитанию пятерых детей.
Наташа росла активным и невероятно самостоятельным ребенком.
Однажды ее взгляд зацепился за объявление о наборе в балетную школу.
В тот же день она пришла домой и решительно объявила матери о своем намерении.
Мария Константиновна была не в восторге от этой идеи, опасаясь, что танцы пойдут в ущерб школьным урокам.
Но девочка проявила недюжинное упрямство.
Тогда мать пошла на хитрость, поставив условие: «Хорошо, но все справки и документы будешь собирать сама».
Она была уверена, что девятилетняя дочь отступит.
Но Наташу это нисколько не смутило.
Она в одиночку обошла все инстанции, собрала нужные бумаги, сама отвезла их и сдала экзамены.
И поступила!
Началась суровая жизнь: подъем в пять утра, долгая дорога на троллейбусе, изнурительные часы у балетного станка, а потом бегом в обычную школу.
Конечно, она часто опаздывала, учителя ворчали, в дневнике появлялись плохие оценки, но девочка упрямо стискивала зубы и продолжала свой путь.
Тем более что ее упорство приносило плоды — в балете ее хвалили, и уже через год талантливую девочку отправили на просмотр в Москву, в знаменитое училище при Большом театре.
И снова успех!
Ее приняли, предоставив место в интернате.
Вскоре она уже танцевала на главной сцене страны в одних спектаклях с признанными звездами, выступала в Кремле и в Театре Станиславского.
Ей пророчили блестящую карьеру.
Но перед самым выпуском врачи вынесли суровый вердикт: врожденный порок сердца.
О большом балете пришлось забыть.
Ей позволили доучиться, и Наталия уже готовилась возвращаться домой, в Алма-Ату, но тут в дело вмешался случай.
Судьбоносная встреча и кинодебют
Молодой режиссер Андрон Кончаловский как раз подыскивал героиню для своей картины «Первый учитель».
Ему требовалась совсем юная девушка азиатской внешности, и он отобрал нескольких кандидаток с младших курсов хореографического училища.
Но то ли по ошибке, то ли по какой-то другой причине на «Мосфильм» вызвали выпускницу Аринбасарову.
Ничего не подозревающая Наташа приехала на студию.
Кончаловский, вероятно, сразу понял, что произошла накладка, но решил посмотреть, что будет дальше, и начал пробы.
Как только отсмотрели первые отснятые пленки, режиссер вызвал ее к себе в кабинет и без обиняков заявил:
«Ну что, Наталия, роль твоя.
Но есть условие: Срочно худей! А то у тебя щеки со спины видно».
Впрочем, лишний вес был не главной проблемой.
Куда серьезнее обстояли дела с учебой.
У нее на носу были выпускные экзамены, а съемки требовали немедленного отъезда в Киргизию.
«Ты в своем уме? Какое еще кино?! — негодовала ее педагог.
— У нас все готово к госэкзамену! Или диплом, или твои съемки, выбирай!»
Ситуацию спас Кончаловский.
Используя свои связи, он договорился, чтобы Наташе позволили сдать все экстерном.
В итоге, уезжая из Москвы, она имела на руках и диплом, и официальное направление на работу в театр Алма-Аты, куда, как оказалось, она больше никогда не вернется.
Ему было 26, ей — всего 17.
Именно тогда, на съемках, он впервые заговорил с ней о чувствах.
«Вот исполнится тебе восемнадцать — сразу поженимся, — убеждал он ее.
— Только ты способна подарить мне то спокойствие, в котором я смогу творить».
Говорил он красиво, много, вдохновенно.
А юная Наташа слушала его пламенные речи и не могла понять: верить этому или нет?
В голове билась только одна мысль: «И что же теперь будет?»
Международный триумф
Когда работа над фильмом была завершена, Кончаловский повез его на суд высокого начальства во Фрунзе.
Картина партийным боссам категорически не понравилась — они посчитали, что режиссер показал киргизов какими-то дикарями.
В итоге премьера прошла тихо, почти подпольно.
Фильм спасло лишь громкое имя его создателей и то, что ленту отправили на престижный фестиваль в Венецию.
А оттуда Аринбасарова вернулась с «Кубком Вольпи» за лучшую женскую роль.
В столицу она вернулась уже в статусе международной звезды.
Газеты и журналы наперебой брали у нее интервью, ее лицо не сходило с обложек.
Этот триумф помог ей с легкостью поступить во ВГИК, да не к кому-нибудь, а на легендарный курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
Герасимов и Макарова обычно не разрешали своим студентам сниматься, но для нее сделали исключение, учитывая ее профессиональный бэкграунд.
Ее муж написал сценарий для ее следующей картины «Ташкент — город хлебный».
Затем последовали работы в фильмах «Джамиля» и «Песнь о Маншук», где она сыграла отважную пулеметчицу.
Эту роль Аринбасарова до сих пор считает одной из главных в своей карьере.
Семейные испытания
Вскоре они с Андроном наконец поженились.
На первом же курсе у них родился сын Егор.
Жизнь превратилась в сумасшедший марафон: съемки, лекции, зачеты, семья.
Малыша, конечно, пришлось оставить на попечение няни.
Вероятно, этот бешеный ритм и стал одной из причин разлада в их отношениях.
Наталия начала замечать, что муж все больше отдаляется.
Он возвращался домой поздно, и от него пахло не только выпивкой, но и чужими женскими духами.
Но она молчала, наивно полагая, что такова уж богемная жизнь.
«Ты долго это терпеть собираешься?» — спрашивали подруги.
«Ничего, вот закончит он «Дворянское гнездо», и все наладится», — отвечала она, пытаясь обмануть саму себя .
Но лучше не становилось.
В конце концов ее терпение лопнуло.
Однажды она сама начала этот тяжелый разговор: «Так больше нельзя. Это нечестно. Ни я, ни Егор тебе не нужны. Давай разойдемся».
«Хорошо», — ответил он так быстро, словно только этого и ждал.
Их развели практически моментально.
Кончаловский тут же оформил отношения с француженкой Вивиан и уехал из страны.
Но и Наталия недолго оставалась в одиночестве.
Очень скоро в ее жизни появился человек, который был полной противоположностью ее бывшему мужу.
Новый роман: Николай Двигубский
Николай Двигубский был из круга друзей Кончаловского.
Он родился в Париже, в семье русских эмигрантов, там же получил блестящее художественное образование.
Высокий, элегантный, с безупречными манерами и пронзительными серо-голубыми глазами, он считался первым красавцем ВГИКа и объектом всеобщих воздыханий.
Пока Наталия была замужем за его другом, Николай словно не видел ее в упор.
Но как только они развелись, он тут же появился на горизонте.
Звонил почти каждый день под предлогом узнать, не нужна ли помощь.
Заходил в гости — то за книгой, то просто на чашку чая.
И при этом вел себя как истинный джентльмен: никаких двусмысленных намеков или вольностей.
Наталия чувствовала, что рано или поздно эта неопределенность должна разрешиться.
И вот однажды он спросил: «Вы не могли бы уехать со мной?»
«Что вы такое говорите! Я из Москвы — ни ногой», — отрезала она, будучи уверенной, что он предлагает ей эмигрировать.
На этом разговор закончился.
А через некоторое время до нее дошла новость: Двигубский женился на Ирине Купченко.
Но каково же было ее изумление, когда всего через пару месяцев Николай снова появился у ее дверей под предлогом проведать Егора.
И его визиты возобновились.
Аринбасарова была в растерянности: как общаться с женатым человеком?
Развязка наступила скоро.
«Я люблю вас», — однажды сказал он.
«Между нами ничего не может быть, — твердо ответила она. — Вы женаты».
«Это была ошибка…» — последовал ответ.
Сердце подсказывало ей, что этот мужчина ей небезразличен, но разум сопротивлялся.
Тем не менее, она позволила ему ухаживать за собой.
А вскоре Николай развелся с Купченко.
Аринбасарова вспоминала, что поначалу их совместная жизнь была непростой.
Николай порой вел себя как большой ребенок: мог на несколько дней замкнуться в себе, а мог спустить все семейные сбережения на какую-нибудь антикварную безделушку.
Но Наталия постепенно привыкла к его странностям.
Она нашла общий язык с его матерью, которая поначалу была против их союза.
Она научилась его понимать.
И в какой-то момент они стали самой счастливой парой на свете.
Николай был настоящим рыцарем и не боялся демонстрировать свои чувства.
Подруги сгорали от зависти, когда он, элегантный красавец, опускался на колени прямо в гардеробе, чтобы помочь жене застегнуть сапог.
Он стал прекрасным отцом для Егора, и даже после рождения их общей дочери Кати его отношение к пасынку не изменилось.
Казалось, это и есть та самая тихая гавань.
Но их брак распался, когда дочь пошла в первый класс.
Причина была до банального проста: Николай, талантливый художник, наотрез отказывался работать.
Ему предлагали проекты в кино, заказывали иллюстрации для журналов, но он на все отвечал отказом, считая это ниже своего достоинства.
За десять лет их брака он принял участие лишь в двух картинах — «Зеркале» Тарковского и «Сибириаде» Кончаловского.
При этом он был идеальным мужем и отцом во всем остальном: занимался домом и детьми, готовил, носил жену на руках.
Наталия понимала, что второго такого мужчину она не найдет.
Но его принципиальное нежелание содержать семью сводило ее с ума.
Конец второго брака
И все же, возможно, они бы так и жили дальше.
Но однажды Наталия стала невольным свидетелем его телефонного разговора о переезде в Париж.
У нее все оборвалось внутри.
«Неужели он уезжает? Один?» — пронеслось в голове.
Николай закончил разговор и сел рядом.
«Андрон зовет в Париж. Поедешь со мной?» — спросил он.
«Ты в своем уме? — взорвалась она.
— У меня двое детей, здесь вся моя жизнь, родные! Что я там буду делать, посудомойкой работать?»
Это был долгий и тяжелый разговор.
«Наташа, пойми, там есть работа! — убеждал он. — Мы с Андроном снимем фильм!»
А потом, помолчав, добавил: «Захочешь — приедешь позже. Не захочешь — я вышлю тебе бумаги на развод».
Вот так просто. Ее семейное счастье рухнуло в один миг.
Впереди ее ждали не только заботы о двоих детях, но и унизительные вызовы в КГБ и сочувственные взгляды за спиной.
И он уехал.
Долго скитался по миру, но так и не нашел своего места.
Когда он вернулся, это был уже совсем другой человек — растерянный, надломленный.
Да и Наталия не смогла забыть обиду.
Какое-то время он жил у нее, по-старой памяти.
Но однажды она просто собрала его чемодан, поставила за дверь и сказала: «Уходи. Я больше тебя не держу».
Еще до их официального развода у Николая появилась новая пассия-француженка, с которой он и решил окончательно эмигрировать.
А Наталия тем временем нашла свое новое счастье с режиссером Эльдором Уразбаевым.
Спокойствие с Эльдором Уразбаевым
Они познакомились задолго до этого, еще в 1969-м, на съемках, где Эльдор работал вторым режиссером.
Он был из очень уважаемой узбекской семьи: отец — известный ученый-физик, мать — врач, из древнего аристократического рода.
Сам Эльдор окончил мехмат МГУ и даже успел поработать в науке, но потом круто изменил свою жизнь, уйдя в кино на самую скромную должность.
Он заприметил хрупкую актрису еще тогда, но она была замужем, да и он сам был несвободен.
Поэтому никаких шагов он не предпринимал.
Ухаживать за Наталией он начал лишь после ее разрыва с Двигубским.
Но в ЗАГС они не торопились, решив просто жить вместе.
Интересно, что Эльдор, став известным режиссером, ни разу не снял жену в главной роли.
В его знаменитых картинах ей доставались лишь небольшие эпизоды, и то, можно сказать, случайно.
Несмотря на это, Наталия Утевлевна считает эти шестнадцать лет самыми спокойными и счастливыми в своей бурной жизни.
Девяностые и сегодняшние дни
Идиллию разрушили «лихие девяностые».
Кинопроизводство встало, работы не было.
Эльдор тяжело переживал свою невостребованность, неспособность обеспечить семью.
Он замкнулся, стал другим.
А тут еще его сестра из Америки начала активно звать их к себе: «Приезжайте, откроете ресторан, все будет хорошо!»
Наталия была категорически против, а вот ее муж все чаще стал задумываться об отъезде.
Эта тема и стала тем камнем преткновения, который в итоге разрушил их брак.
Сегодня Наталии Утевлевне 78 лет.
Она все еще получает предложения о съемках, но чаще говорит «нет», чем «да».
Соглашается, только если зовут ее дети — и сын Егор, и дочь Екатерина пошли по режиссерской стезе.
Актриса живет в доме сына, но в отдельной пристройке.
Егор полностью обеспечивает мать, а она с радостью помогает ему с внуками.
У него их трое: взрослая дочь Мария и двое маленьких сыновей.
Екатерина тоже стала мамой, воспитывая сына своего мужа от первого брака и приемную дочь Настю.