«Срочно худей! А то у тебя щёки со спины видны» : услышала она от Кончаловского, а потом вышла за него замуж.

«Так больше нельзя. Это нечестно. Ни я, ни Егор тебе не нужны. Давай разведёмся», — однажды не выдержала Наталия.

-4

«Наташа, можно заехать? Хотел бы взглянуть на одну книгу у вас. Чаем угостите?» — раздавался в телефонной трубке голос Николая.

И вот он снова приезжал, подолгу листал страницы, пил чай, а она сидела напротив и никак не могла взять в толк: чего, собственно, этому загадочному человеку от нее надо?

Детство и балетные мечты

Она появилась на свет 24 сентября 1946 года в Москве.

В ее жилах текла удивительная смесь кровей.

Мама, Мария Константиновна, была полькой, чья семья бежала от ужасов Первой мировой, а отец, Утевле Туремуратович, — казахом.

Отец был военным, окончил престижную академию Фрунзе, и по распределению его направили в Алма-Ату, куда он и перевез все свое большое семейство.

Жена же посвятила себя дому и воспитанию пятерых детей.

Наташа росла активным и невероятно самостоятельным ребенком.

Однажды ее взгляд зацепился за объявление о наборе в балетную школу.

В тот же день она пришла домой и решительно объявила матери о своем намерении.

Мария Константиновна была не в восторге от этой идеи, опасаясь, что танцы пойдут в ущерб школьным урокам.

Но девочка проявила недюжинное упрямство.

Тогда мать пошла на хитрость, поставив условие: «Хорошо, но все справки и документы будешь собирать сама».

Она была уверена, что девятилетняя дочь отступит.

Но Наташу это нисколько не смутило.

Она в одиночку обошла все инстанции, собрала нужные бумаги, сама отвезла их и сдала экзамены.

И поступила!

Началась суровая жизнь: подъем в пять утра, долгая дорога на троллейбусе, изнурительные часы у балетного станка, а потом бегом в обычную школу.

Конечно, она часто опаздывала, учителя ворчали, в дневнике появлялись плохие оценки, но девочка упрямо стискивала зубы и продолжала свой путь.

Тем более что ее упорство приносило плоды — в балете ее хвалили, и уже через год талантливую девочку отправили на просмотр в Москву, в знаменитое училище при Большом театре.

И снова успех!

Ее приняли, предоставив место в интернате.

Вскоре она уже танцевала на главной сцене страны в одних спектаклях с признанными звездами, выступала в Кремле и в Театре Станиславского.

Ей пророчили блестящую карьеру.

Но перед самым выпуском врачи вынесли суровый вердикт: врожденный порок сердца.

О большом балете пришлось забыть.

Ей позволили доучиться, и Наталия уже готовилась возвращаться домой, в Алма-Ату, но тут в дело вмешался случай.

Судьбоносная встреча и кинодебют

Молодой режиссер Андрон Кончаловский как раз подыскивал героиню для своей картины «Первый учитель».

Ему требовалась совсем юная девушка азиатской внешности, и он отобрал нескольких кандидаток с младших курсов хореографического училища.

Первая роль Наталии Аринбасаровой в фильме "Первый учитель"

Но то ли по ошибке, то ли по какой-то другой причине на «Мосфильм» вызвали выпускницу Аринбасарову.

Ничего не подозревающая Наташа приехала на студию.

Кончаловский, вероятно, сразу понял, что произошла накладка, но решил посмотреть, что будет дальше, и начал пробы.

Как только отсмотрели первые отснятые пленки, режиссер вызвал ее к себе в кабинет и без обиняков заявил:

«Ну что, Наталия, роль твоя.

Но есть условие: Срочно худей! А то у тебя щеки со спины видно».

Впрочем, лишний вес был не главной проблемой.

Куда серьезнее обстояли дела с учебой.

У нее на носу были выпускные экзамены, а съемки требовали немедленного отъезда в Киргизию.

«Ты в своем уме? Какое еще кино?! — негодовала ее педагог.

— У нас все готово к госэкзамену! Или диплом, или твои съемки, выбирай!»

Ситуацию спас Кончаловский.

Используя свои связи, он договорился, чтобы Наташе позволили сдать все экстерном.

В итоге, уезжая из Москвы, она имела на руках и диплом, и официальное направление на работу в театр Алма-Аты, куда, как оказалось, она больше никогда не вернется.

Ему было 26, ей — всего 17.

Именно тогда, на съемках, он впервые заговорил с ней о чувствах.

«Вот исполнится тебе восемнадцать — сразу поженимся, — убеждал он ее.

— Только ты способна подарить мне то спокойствие, в котором я смогу творить».

Говорил он красиво, много, вдохновенно.

А юная Наташа слушала его пламенные речи и не могла понять: верить этому или нет?

В голове билась только одна мысль: «И что же теперь будет?»

-3

Международный триумф

Когда работа над фильмом была завершена, Кончаловский повез его на суд высокого начальства во Фрунзе.

Картина партийным боссам категорически не понравилась — они посчитали, что режиссер показал киргизов какими-то дикарями.

В итоге премьера прошла тихо, почти подпольно.

Фильм спасло лишь громкое имя его создателей и то, что ленту отправили на престижный фестиваль в Венецию.

А оттуда Аринбасарова вернулась с «Кубком Вольпи» за лучшую женскую роль.

В столицу она вернулась уже в статусе международной звезды.

Газеты и журналы наперебой брали у нее интервью, ее лицо не сходило с обложек.

Этот триумф помог ей с легкостью поступить во ВГИК, да не к кому-нибудь, а на легендарный курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

Герасимов и Макарова обычно не разрешали своим студентам сниматься, но для нее сделали исключение, учитывая ее профессиональный бэкграунд.

Ее муж написал сценарий для ее следующей картины «Ташкент — город хлебный».

Затем последовали работы в фильмах «Джамиля» и «Песнь о Маншук», где она сыграла отважную пулеметчицу.

Эту роль Аринбасарова до сих пор считает одной из главных в своей карьере.

Семейные испытания

Вскоре они с Андроном наконец поженились.

На первом же курсе у них родился сын Егор.

Жизнь превратилась в сумасшедший марафон: съемки, лекции, зачеты, семья.

Малыша, конечно, пришлось оставить на попечение няни.

-4

Вероятно, этот бешеный ритм и стал одной из причин разлада в их отношениях.

Наталия начала замечать, что муж все больше отдаляется.

Он возвращался домой поздно, и от него пахло не только выпивкой, но и чужими женскими духами.

Но она молчала, наивно полагая, что такова уж богемная жизнь.

«Ты долго это терпеть собираешься?» — спрашивали подруги.

«Ничего, вот закончит он «Дворянское гнездо», и все наладится», — отвечала она, пытаясь обмануть саму себя .

Но лучше не становилось.

В конце концов ее терпение лопнуло.

Однажды она сама начала этот тяжелый разговор: «Так больше нельзя. Это нечестно. Ни я, ни Егор тебе не нужны. Давай разойдемся».

«Хорошо», — ответил он так быстро, словно только этого и ждал.

Их развели практически моментально.

Кончаловский тут же оформил отношения с француженкой Вивиан и уехал из страны.

Но и Наталия недолго оставалась в одиночестве.

Очень скоро в ее жизни появился человек, который был полной противоположностью ее бывшему мужу.

-5

Новый роман: Николай Двигубский

Николай Двигубский был из круга друзей Кончаловского.

Он родился в Париже, в семье русских эмигрантов, там же получил блестящее художественное образование.

Высокий, элегантный, с безупречными манерами и пронзительными серо-голубыми глазами, он считался первым красавцем ВГИКа и объектом всеобщих воздыханий.

Пока Наталия была замужем за его другом, Николай словно не видел ее в упор.

Но как только они развелись, он тут же появился на горизонте.

Звонил почти каждый день под предлогом узнать, не нужна ли помощь.

Заходил в гости — то за книгой, то просто на чашку чая.

И при этом вел себя как истинный джентльмен: никаких двусмысленных намеков или вольностей.

Наталия чувствовала, что рано или поздно эта неопределенность должна разрешиться.

И вот однажды он спросил: «Вы не могли бы уехать со мной?»

«Что вы такое говорите! Я из Москвы — ни ногой», — отрезала она, будучи уверенной, что он предлагает ей эмигрировать.

На этом разговор закончился.

А через некоторое время до нее дошла новость: Двигубский женился на Ирине Купченко.

Но каково же было ее изумление, когда всего через пару месяцев Николай снова появился у ее дверей под предлогом проведать Егора.

И его визиты возобновились.

Аринбасарова была в растерянности: как общаться с женатым человеком?

Развязка наступила скоро.

«Я люблю вас», — однажды сказал он.

«Между нами ничего не может быть, — твердо ответила она. — Вы женаты».

«Это была ошибка…» — последовал ответ.

Сердце подсказывало ей, что этот мужчина ей небезразличен, но разум сопротивлялся.

Тем не менее, она позволила ему ухаживать за собой.

Наталия Аринбасарова с Николаем Двигубским и детьми

А вскоре Николай развелся с Купченко.

Аринбасарова вспоминала, что поначалу их совместная жизнь была непростой.

Николай порой вел себя как большой ребенок: мог на несколько дней замкнуться в себе, а мог спустить все семейные сбережения на какую-нибудь антикварную безделушку.

Но Наталия постепенно привыкла к его странностям.

Она нашла общий язык с его матерью, которая поначалу была против их союза.

Она научилась его понимать.

И в какой-то момент они стали самой счастливой парой на свете.

Николай был настоящим рыцарем и не боялся демонстрировать свои чувства.

Подруги сгорали от зависти, когда он, элегантный красавец, опускался на колени прямо в гардеробе, чтобы помочь жене застегнуть сапог.

Он стал прекрасным отцом для Егора, и даже после рождения их общей дочери Кати его отношение к пасынку не изменилось.

Казалось, это и есть та самая тихая гавань.

Но их брак распался, когда дочь пошла в первый класс.

Причина была до банального проста: Николай, талантливый художник, наотрез отказывался работать.

Ему предлагали проекты в кино, заказывали иллюстрации для журналов, но он на все отвечал отказом, считая это ниже своего достоинства.

За десять лет их брака он принял участие лишь в двух картинах — «Зеркале» Тарковского и «Сибириаде» Кончаловского.

При этом он был идеальным мужем и отцом во всем остальном: занимался домом и детьми, готовил, носил жену на руках.

Наталия понимала, что второго такого мужчину она не найдет.

Но его принципиальное нежелание содержать семью сводило ее с ума.

Конец второго брака

И все же, возможно, они бы так и жили дальше.

Но однажды Наталия стала невольным свидетелем его телефонного разговора о переезде в Париж.

У нее все оборвалось внутри.

«Неужели он уезжает? Один?» — пронеслось в голове.

Николай закончил разговор и сел рядом.

-7

«Андрон зовет в Париж. Поедешь со мной?» — спросил он.

«Ты в своем уме? — взорвалась она.

— У меня двое детей, здесь вся моя жизнь, родные! Что я там буду делать, посудомойкой работать?»

Это был долгий и тяжелый разговор.

«Наташа, пойми, там есть работа! — убеждал он. — Мы с Андроном снимем фильм!»

А потом, помолчав, добавил: «Захочешь — приедешь позже. Не захочешь — я вышлю тебе бумаги на развод».

Вот так просто. Ее семейное счастье рухнуло в один миг.

Впереди ее ждали не только заботы о двоих детях, но и унизительные вызовы в КГБ и сочувственные взгляды за спиной.

И он уехал.

Долго скитался по миру, но так и не нашел своего места.

Когда он вернулся, это был уже совсем другой человек — растерянный, надломленный.

Да и Наталия не смогла забыть обиду.

Какое-то время он жил у нее, по-старой памяти.

Но однажды она просто собрала его чемодан, поставила за дверь и сказала: «Уходи. Я больше тебя не держу».

Еще до их официального развода у Николая появилась новая пассия-француженка, с которой он и решил окончательно эмигрировать.

А Наталия тем временем нашла свое новое счастье с режиссером Эльдором Уразбаевым.

Спокойствие с Эльдором Уразбаевым

Они познакомились задолго до этого, еще в 1969-м, на съемках, где Эльдор работал вторым режиссером.

Он был из очень уважаемой узбекской семьи: отец — известный ученый-физик, мать — врач, из древнего аристократического рода.

Сам Эльдор окончил мехмат МГУ и даже успел поработать в науке, но потом круто изменил свою жизнь, уйдя в кино на самую скромную должность.

Наталья Аринбасарова и Эльдор Уразбаев

Он заприметил хрупкую актрису еще тогда, но она была замужем, да и он сам был несвободен.

Поэтому никаких шагов он не предпринимал.

Ухаживать за Наталией он начал лишь после ее разрыва с Двигубским.

Но в ЗАГС они не торопились, решив просто жить вместе.

Интересно, что Эльдор, став известным режиссером, ни разу не снял жену в главной роли.

В его знаменитых картинах ей доставались лишь небольшие эпизоды, и то, можно сказать, случайно.

Несмотря на это, Наталия Утевлевна считает эти шестнадцать лет самыми спокойными и счастливыми в своей бурной жизни.

Девяностые и сегодняшние дни

Идиллию разрушили «лихие девяностые».

Кинопроизводство встало, работы не было.

Эльдор тяжело переживал свою невостребованность, неспособность обеспечить семью.

Он замкнулся, стал другим.

А тут еще его сестра из Америки начала активно звать их к себе: «Приезжайте, откроете ресторан, все будет хорошо!»

Наталия была категорически против, а вот ее муж все чаще стал задумываться об отъезде.

Эта тема и стала тем камнем преткновения, который в итоге разрушил их брак.

Сегодня Наталии Утевлевне 78 лет.

С детьми

Она все еще получает предложения о съемках, но чаще говорит «нет», чем «да».

Соглашается, только если зовут ее дети — и сын Егор, и дочь Екатерина пошли по режиссерской стезе.

Актриса живет в доме сына, но в отдельной пристройке.

Егор полностью обеспечивает мать, а она с радостью помогает ему с внуками.

У него их трое: взрослая дочь Мария и двое маленьких сыновей.

Екатерина тоже стала мамой, воспитывая сына своего мужа от первого брака и приемную дочь Настю.

Load More Related Articles