Глаголева просила эпизод из ленты вырезать, или хотя бы переснять, а режиссёр уговаривал Веру, что ничего страшного не случилось…
Вера есть Вера
Она сыграла в пяти десятках фильмов. Большеглазая, словно из другого мира, она притягивала тем, что все понимали: на улицу такую не встретишь, в класс или в рабочий кабинет такая не придёт. Михаил Глузский, вместе с которым она играла в картине «Без солнца» по горьковской пьесе «На дне», как-то сказал, что Вера Глаголева не имела школы, но была феноменально талантлива, предельно естественна, она не играла, а просто жила в кадре. Режиссёрского образования у неё тоже не было, но она сняла семь картин, которые взяли больше сорока призов в России и за границей, к двум своим лентам она написала сценарий и два продюссировала сама.
Детство
Вера появилась на свет 31 января 1956 года в Москве. Отец, Виталий Павлович, преподавал в школе биологию, мама, Галина Наумовна была учительницей младших классов. Родители завербовались преподавать в русской школе в ГДР, и четыре года Вера прожила в Карл-Маркс-Штадте. Вернувшись в СССР, родители развелись, отец, оставив всё, уехал на Север. Вера была папиной дочкой, и когда он ушёл, любить его не перестала.
Вера росла пацанкой. Брат Борис, которого она очень любила, был старше её на три года, и с ним она бегала в мальчишеских ватагах, лазала по деревьям и через заборы, в футбол играла в воротах, потому, что ничего не боялась. У неё была единственная кукла по имени Димка – другие ей были без надобности. Вера увлеклась экзотической и по сей день стрельбой из лука, уже к 9-му классу стала мастером спорта, и тренер утверждал, что у неё острый глаз, твёрдая рука, прекрасная выдержка, и если она не бросит заниматься, может попасть на олимпиаду и выиграть первое для Советского Союза «золото». Боря шил Вере одежду, в детстве она ходила в брюках и очень коротких шортах, всякий раз вызывая гнев у бабулек, сидящих на лавочке возле подъезда. В парикмахерскую Вера не ходила: стрижки ей делал брат, и именно он придумал и соорудил «каре» под Мирей Матье, с которым Вера проходила всю жизнь.
«На край света…»
Театр и кино Вера любила, но только смотреть – в актрисы в отличие от многих одноклассниц, она не рвалась. Как-то, когда Вера училась в 10-м классе, школьная подруга раздобыла пропуск на один из закрытых просмотров, которые устраивали на студиях в учебных целях, чтобы показать, как не надо снимать советское кино. Новичком на «Мосфильме» Вера не была, а потому вела себя спокойно и естественно, на шею к знаменитостям не бросалась. Уже известный к тому времени Родион Нахапетов, сыгравший в десятке картин и готовившийся снимать свой третий режиссёрский фильм «На край света», мельком посмотрел на двух девчонок, разгуливавших по коридору студии, но таких там толпы бродили, да и исполнительница главной роли у него уже была. Всё, скорее всего, так бы и закончилось, но оператор Константин Суповицкий увидел девушек в буфете, и позвал Нахапетова, чтобы показать одну из них. Нахапетов послал к Вере своего ассистента по актёрам, но Вера отмахнулась, сказала, что она лучница, мастер спорта, и что кино ей не интересно. Тогда уже сам Нахапетов попросил девушку просто подыграть актёру Вадиму Михеенко, уже утверждённому на главную роль. Отказать красавцу Родиону Вера не смогла. Во время съёмок первого же дубля оператор взял Верины глаза крупным планом, и Нахапетов понял, что утвержденной на главную роль актрисе придётся отказать. После премьеры выдающийся советский режиссёр Евгений Габрилович сказал, что этот фильм открыл новую звезду. Нахапетов влюбился, Вера не могла не влюбиться, расписались они в 1975-м, когда Родион снимался у Никиты Михалкова в фильме «Раба любви», в 1978-м родилась дочь Анна, спустя два года – Мария.
«Зонтик для новобрачных»
Нахапетов снял жену ещё в пяти фильмах, причём, в главной роли – только в двух. В музыкальной притче «О тебе», Глаголева, вместо того, чтобы говорить, как все люди, пела. На съёмках «Зонтика для новобрачных» Нахапетов и Глаголева никак не могли найти общего языка: Вере очень не нравилось, что по сюжету женатый мужчина, у которого трое детей, едет отдыхать с любовницей, и в Крыму перед молодой парой, которую случайно встретили, они изображают счастливую крепкую семью. При этом фальшь предстояло играть не ей, а Алексею Баталову и Нийоле Ожелите. Вера была старше своего партнёра Никиты Михайловского на 8 лет, и не понимала, как играть юную девушку. Нахапетов убедил Веру сыграть в этой картине, но тогда они впервые серьёзно поссорились, и все свои следующие фильмы Нахапетов снимал уже без неё.
«В четверг, и больше никогда»
Нахапетов вообще не любил, когда Вера снималась у других режиссёров, и от многих предложений она отказалась. На съёмки фильма «В четверг, и больше никогда» к Анатолию Эфросу Нахапетов отпустил жену, поставив Эфросу условие, что тот разрешит ему присутствовать на съёмках. Вера работала вместе с Олегом Далем и Иннокентием Смоктуновским, и на их фоне не потерялась, замечательно сыграла юную наивную деревенскую девушку Варю, влюблённую в главного героя, столичного доктора Сергея Андреевича, которого играл Даль, и забеременевшую от него. «В четверг, и больше никогда» до сих пор считается одной из лучших в СССР «картин не для всех». После окончания съёмок Эфрос пригласил Глаголеву в театр на Малой Бронной, где служил режиссёром, но Родион, считавший, что Вере в театре, как актрисе, делать нечего, к Эфросу её не отпустил, застращав тем, что там настоящий террариум. Вера позже в нескольких интервью говорила, что очень сожалеет, что ей не удалось попробовать себя на сцене, да ещё и под руководством такого выдающегося театрального режиссёра, как Эфрос.
«Торпедоносцы»
Одним из любимых у Глаголевой стал фильм «Торпедоносцы», который Семён Аранович снял по сценарию, написанному Алексеем Германом и его женой Светланой Кармелитой по неоконченному роману Юрия Германа, часто бывавшего во время войны в Мурманске. В этом фильме Глаголева снималась вместе с Нахапетовым, который играл бывшего жениха её сестры. На мой взгляд, «Торпедоносцы» – один из сильнейших фильмов о войне, снятых послевоенным режиссёрским поколением.
«Снайперы»
1985 год был для Глаголевой самым урожайным в карьере: вышло сразу пять фильмов с её участием, причём, в четырёх она играла главные роли. Во время съёмок картины Болотбека Шамшиева «Снайперы» в эпизоде с подбитым немецким истребителем пиротехники переборщили с горючими веществами, и огонь полетел на Глаголеву, которая готовилась к очередному дублю. Она успела упасть, но волосы ей, всё-таки, опалило.
«Искренне Ваш…»
В картине Аллы Суриковой «Искренне Ваш…» Глаголева играла актрису Катю Корнееву, которая очень хотела блеснуть на сцене, и мечтала сыграть в тургеневской пьесе «Месяц в деревне». Вера не была профессиональной актрисой, у неё не было поставленного театрального голоса, а играла она актрису, и Сурикова озвучивать роль пригласила Анну Каменкову. Глаголева очень обиделась, но потом отношения с Суриковой наладились. Одним из партнёров Глаголевой в этом фильме был Армен Джигарханян, игравший директора театра Серафимова. Картина оказалась во многом пророческой: Глаголева в «Месяце в деревне» не сыграла, но поставила по нему фильм «Две женщины», а Джигарханян и в самом деле стал директором своего театра.
«Выйти замуж за капитана»
Но, пожалуй, самым знаменитым фильмом, где играла Глаголева, стал «Выйти замуж за капитана» Виталия Мельникова. О её Лене Журавлёвой, целеустремлённой и пробивной фоторепортёрше мечтали многие офицеры. На съёмках картины Виктор Проскурин, игравший Александра Блинова – того самого капитана пограничника, женой которого была не прочь стать Лена, спровоцировал скандал с Глаголевой: во время съёмок эпизода купания в речке, он стянул с неё купальный бюстгальтер. Вера, ни до, ни после в «обнажёнке» не снимавшаяся, была просто ошарашена, и ей даже не пришлось ничего играть. Потом начались уговоры: Глаголева просила эпизод из ленты вырезать, или хотя бы переснять, а Мельников уговаривал Веру, что ничего страшного не случилось. В конце концов, воспитанный в строгости советский зритель увидел сцену с полуобнажённой Глаголевой, и, думаю, не очень ошибусь, если скажу, что многие из тех 11,5 млн., что посмотрели картину в первый год, ходили на неё не по разу именно из-за того скандального эпизода. В 1986 году журнал «Советский экран» признал Глаголеву актрисой года, а Николая Рыбникова, игравшего её противного соседа по коммуналке – лучшим актёром второго плана.
Единственным фильмом 1985 года, где Глаголева играла не главную роль, был «Воскресный папа» Наума Бирмана, но в этой картине Вера снималась вместе с шестилетней дочерью Аней, и играли они мать и дочь.
«Сошедшие с небес»
В 1985-м Наталья Трощенко начала снимать на «Ленфильме» драму «Сошедшие с небес», и Глаголеву на роль медсестры Маши утвердила без проб. Вторую главную роль – раненого лётчика – играл Александр Абдулов, и их с Глаголевой дуэт стал несомненной удачей. Фильм очень сложный для восприятия, телеканалы её редко показывают. Когда я смотрел ленту первый раз, был уверен, что главные герои каким-то чудом спаслись после боёв за Аджимушкайские катакомбы: они жили, работали, любили. Но оказалось, что это мечты о мирной жизни, иллюзии, а на самом деле их убили. Зритель этого не знал до самого конца, но актёры-то знали, что они играют призраков, но делали всё настолько естественно, что не было сомнений в том, что герои живы, а они, оказывается, были уже на небесах.
Развод
Вера была человеком общительным, очень открытым, а Родион, наоборот, шумных компаний сторонился, был весь в себе, и на этой почве у любящих друг друга людей возникло недопонимание. К тому же режиссёру Нахапетову становилось всё тяжелее работать в СССР, и, когда в конце 80-х стало возможно, он уехал в творческую командировку в США. Вера с дочерьми за океан не поехали, и два года в Москве ждали возвращения мужа и отца. Связь в те годы была так себе, звонить часто не получалось, да и дорогое это даже по нынешним временам удовольствие, но раз в неделю они всё равно разговаривали, и Вера ничего не почувствовала: Родион, ведь, и в самом деле был очень хорошим актёром. Поэтому для Глаголевой известие о том, что у мужа начался роман с американской гражданкой продюсером Натальей Шляпниковой, которую на американский манер звали Наташей Шляпникофф, стало громом среди ясного неба. После 14 лет совместной жизни Вера сочла, что муж их предал, и 1991-м они развелись. Нахапетов остался в США, лишь иногда наведывался в новую Россию, а в одной из серий «Убойной силы» снялся, не выезжая из Америки. Вера же занялась режиссурой, о чём давно думала. Снимаясь у мужа и других режиссёров, она наблюдала за ними, за работой оператора. Это и была её школа: специального режиссёрского образования у неё не было, да и вообще всё ее образование так и ограничилось десятилеткой.
Новый брак
В 1990 году в Одессе на кинофестивале «Золотой Дюк» Вера познакомилась с бизнесменом Кириллом Шубским, и попросила у него денег на свою первую картину «Сломанный свет» об актёрах, оставшихся без работы во времена краха советской киноиндустрии. Денег Кирилл не дал, но телефонами они обменялись, и встретились в Москве 30 сентября в день Веры, Надежды и Любви. Потом на машине Кирилла они поехали в Ленинград, где в то время жила Галина Наумовна с Машей. В 1993-м в Швейцарии родилась Настасья. Деньги на картину Глаголева нашла, но из-за проблем с авторскими правами вышел «Сломанный свет» только в 2001-м, и оказался не ко времени. Это был единственный режиссёрский фильм Глаголевой, в котором она играла сама.
В 1995-м Глаголева стала Заслуженной артисткой России, в 2011-м Народной.
«Бедная Саша»
В 90-е Глаголева работала как актриса, и следующую свою картину сняла лишь через 15 лет В фильме Тиграна Кеосаяна «Бедная Саша» роль банкирши Ольги Васильевны должна была играть Елена Майорова, но она трагически погибла буквально за месяц до начала съёмок. В 1999-м вышла мелодрама Валерия Ахадова «Женщин обижать не рекомендуется», где Глаголева играла внешне беззащитную учительницу Веру Кириллову, которая взяла в руки управление крупной судоходной компанией, и те, кто посягал на её права, на своей шкуре убедились в справедливости утверждения, вынесенного в заголовок фильма. Антиподом Кирилловой стала героиня фильма «Заказ», снятого Глаголевой в 2005 году: после ухода мужа Анна впала в тяжёлую депрессию, и, не в силах наложить на себя руки, заказала случайному знакомому собственное убийство.
«Одна война»
Через год вышла любовная драма «Чёртово колесо», в которой снималась Настя, а в 2009-м, вероятно лучшая режиссёрская картина Глаголевой «Одна война». Фильм рассказывал о женщинах, сосланных на один из ладожских островов за то, что родили детей от немцев. Этих несчастных женщин презирали, плевали им в лицо, называли «немецкими подстилками». Заявку на картину отклоняли трижды, ведь эту тему никто сроду не поднимал, и никто никогда не задался вопросом: а как должны были жить и выживать на оккупированных территориях, те, кого государство не смогло ни защитить, ни эвакуировать. В этом фильме Глаголева снова сняла дочь Аню. Картина лишний раз подтвердила библейскую истину: не судите, да не судимы будете. Фильм, снятый в холодной карельской Питкяранте всего за месяц, собрал полтора десятка призов в России и за границей.
«Две женщины»
Знаменитый английский актёр многократный номинант на «Оскара» и «Золотой глобус» Рэйф Файнс, когда ему показали этот фильм и предложили сыграть Михаила Ракитина в новой картине Глаголевой «Две женщины» по пьесе Ивана Тургенева «Месяц в деревне», сразу согласился, однако пришлось долго ждать, пока в его графике найдётся окно. Когда он, наконец, приехал, каждый вечер после ужина Вера играла с ним в шахматы. Игроком он был слабым, и всегда проигрывал. Но тут у Веры стало ухудшаться здоровье, и муж уговорил её поехать на обследование в Италию. Съёмки снова откладывались, а когда их закончили, и картина вышла на экраны, на неё обрушился буквально золотой дождь: 23 приза в России и по всему миру.
После съёмок «Двух женщин» они снова поехали в те же клиники, и там сказали, что болезнь отступила, что все показатели пришли в норму.
Брак дочери
В 2016 году Настя уехала в США к одному из лучших бомбардиров НХЛ Александру Овечкину, с которым случайно познакомилась за год до этого, а в 2017-м в Барвихе они сыграли свадьбу. Тёща была страстной болельщицей, просыпалась ни свет, ни заря, чтобы посмотреть очередной матч с Овечкиным, звонила ему, поздравляла с победами. К сожалению, три главных события в жизни Александра и Насти случились уже после смерти Веры: рождение детей Сергея и Ильи, и выигрыш Овечкиным пока единственного своего Кубка Стэнли.
В 2016-м Глаголева начала снимать фильм «Не чужие» по пьесе Ольги Погодиной-Кузминой «Глиняная яма». Снимали в Тульской области, работали по 12 часов, словно Вера что-то предчувствовала. Отсняв основной материал, Вера и Кирилл улетели на отдых в Баден-Баден. Там Вере стало плохо, её поместили в клинику. Приехал Овечкин с Настей, Аня с Машей, и неотлучно дежурили в палате. 16 августа 2017 года на 62-м году жизни Вера Глаголева умерла. Тело перевезли в Москву и похоронили на Троекуровском кладбище.