Советский детектив «Золотая мина» : 5 интересных фактов о съёмках фильма

24 июня 1978 года состоялась премьера телевизионного художественного фильма «Золотая мина».

По огромному количеству писем, которые пришли в редакцию телевидения после показа картины, сразу всем стало ясно, что двухсерийный фильм с захватывающим сюжетом очень понравился телезрителям!

Это был безусловный успех! И у руководства «Госкино» даже появилась мысль смонтировать версию этого фильма для кинопроката. Но в то время «Гостелерадио» конкурировало с «Госкино», поэтому телевизионщики, конечно же, были против такой идеи. И чтобы похоронить её на корню, через пару месяцев фильм дважды показали повторно на ТВ в вечернее и утреннее время, включая районы Дальнего Востока. Как говорится, «по просьбам трудящихся». Что на самом деле было правдой.

«Золотая мина» стал третьим фильмом в карьере 39-летнего Евгения Татарского и первым большим успехом молодого режиссёра. И хотя его дипломная короткометражка «Пожар во флигеле» получила Гран-при на кинофестивале в Мюнхене, сам Татарский своим первым большим успехом считал именно «Золотую мину».

Хотя всё начиналось не так радостно.

Слабый сценарий, который никто не хотел снимать

Удивительно, но сценарий к этому фильму больше десяти лет без дела пролежал в архиве «Ленфильма», так как режиссёры отказывались его снимать, считая его слабым и неинтересным. Написал его начинающий сценарист и бывший следователь МВД Павел Грахов ещё в середине шестидесятых годов. В основу сюжета он положил реальное уголовное дело про беглого преступника, которого несколько лет не могли поймать, потому что тот кардинально изменил свою внешность.

Возможно, недостаток сценарного опыта не позволил Грахову ярко раскрыть эту интересную историю, но Татарский эту историю в сценарии всё же разглядел.

Он обратился к своему другу, опытному сценаристу Артуру Макарову, чтобы тот подправил сценарий. И вскоре появилась новая версия киносюжета «Золотая мина», которую худсовет «Ленфильма» сразу же утвердил. Детективная история стала более динамичной и с яркой интригой. А роль преступника Косова-Брунова, по поручению Татарского, Макаров сразу писал для Олега Даля.

Артур Макаров был приёмным сыном Тамары Макаровой и Сергея Герасимова. Он написал десятки сценариев, в том числе к таким известным фильмам, как «Приезжая», «Один шанс из тысячи», «Колье Шарлотты», «Новые приключения неуловимых» и др.

Жанна Прохоренко попала в фильм «по блату», а Лариса Удовиченко — случайно

До съёмок фильма Татарский не планировал приглашать актрису Жанну Прохоренко. Но гражданский муж актрисы Артур Макаров, когда по просьбе Татарского взялся за этот сценарий, сразу поставил режиссёру условие, что в фильме будет сниматься Прохоренко. Больше того, сам Макаров предложил для неё роль сестры Бориса Брунова, которой не было в первом варианте сценария.

И которую он написал специально для Жанны. Татарскому ничего не оставалось, как с этим согласиться. Впрочем, потом он об этом и не пожалел.

А вот 22-летняя Лариса Удовиченко на роль лейтенанта милиции Лебедевой попала совершенно случайно. Дело в том, что Татарский хотел снять в этой роли актрису Светлану Смехнову. Ему понравилось, как она сыграла одну из дочерей в фильме Сергея Герасимова «Дочки-матери».

Как позже рассказала ассистентка Татарского, режиссер ей поручил привести на пробы: «ту актрису, которая сыграла дочь Елены Алексеевны и Вадима Антоновича». Но не уточнил, кого он имел ввиду. И ассистентка подумала, что речь идёт о Ларисе Удовиченко, которая тоже сыграла в том фильме дочь главных героев — Галю.

Удовиченко пригласили на «Ленфильм» и сделали фотопробы, а режиссёр в это время был в отъезде.

Когда он вернулся и увидел фотопробы Удовиченко в милицейской форме, то решил её утвердить. Лишь позже он признался, что просил пригласить другую актрису. Но эту ошибку ассистентов посчитал счастливой случайностью.

Режиссёр Евгений Татарский считал Олега Даля своим талисманом

Евгений Татарский был тем редким режиссёром, которому удалось искренне подружиться с Олегом Далем. И актёр тоже дорожил этими отношениями с режиссёром, у которого ему было интересно сниматься.

Картины Татарского, в которых снимался Олег Даль, всегда были успешными. Это не только двухсерийная «Золотая мина», но трёхсерийный фильм «Приключения принца Флоризеля». Режиссёр считал Даля своим счастливым талисманом. Он собирался снять его и в своём следующем детективе «Без видимых причин». Но внезапная смерть Даля эти планы изменила.

«Гипноз» Олега Даля позволил снять одну из самых проникновенных сцен в фильме

Роль любовницы Брунова-Косова исполнила 28-летняя Любовь Полищук. Актриса очень нервничала по поводу того, что не сможет сыграть свою роль достойно. Тем более что партнёром был сам Олег Даль, который уже тогда был легендой. Вот что позже рассказала Полищук о съёмках эпизода их прощальной встречи на корабле:

«Съёмки очень сложные, это одна из самых трудных сцен. И тут ещё приходит Олег Иванович Даль. Ну, меня, конечно, трясёт. Я на подкошенных ножках, глазки в кучку, пошла в дамскую комнату посидеть, перекурить это дело, передумать. Возвращаюсь, а у меня ничего не успокаивается, вот здесь вот колотун. Наконец, подошел режиссер и сказал: «Ну, ладно, все успокоились». А сам видит, что я просто на грани срыва. Подходит Олег Иванович Даль. Он всё сразу понял. Снял очки, взял мою руку, вот так её облапил двумя руками, прижал к щеке. И посмотрел мне не в глаза, а в зрачки, вот такое ощущение, что он вот перелил в меня это. Может, он волшебник был, я не знаю, но у меня ушёл вот этот холодец, я выпрямила спину, я почувствовала себя артисткой и его партнёршей. Мы пошли и сыграли всё с первого дубля».



Все актёры снимались в своей личной одежде

В этом фильме большинство актёров и актрис играли в своей личной одежде. Режиссёр пошёл на это не только из-за экономии бюджета. Он решил: раз сюжет фильма из современной жизни, а исполнители играют, по сути, своих сверстников, то каждому из них будет удобнее играть в той одежде, которая ему привычнее.

Правда, окончательное решение принимал всё же он сам. Но все актёры прекрасно справились с этим заданием, понимая суть своих персонажей. И приходили на съёмки в соответствующих обстановке нарядах.

Олег Даль слыл среди актёров большим модником. Он один из первых в СССР, кто стал носить модные водолазки и джинсовые костюмы. Его персонаж тоже был в некоторой степени пижоном. Поэтому дефицитная джинса, которая была на Брунове-Косове, вполне вписывалась в его образ.

Тоже самое можно сказать и об «оперативных работниках» Киндинове и Удовиченко. Евгений Киндинов везде играл в своих личных костюмах, модных джинсах и импортных рубашках.

А Удовиченко для поездки на «блатную дачу» нашла модное платье у подружки по общежитию ВГИКа.

Ещё проще было Михаилу Глузскому, который почти весь фильм играл в своём повседневном костюме, в котором обычно ездил на работу на киностудию.

Лишь пару раз ему пришлось переодеваться в милицейскую форму, когда это требовалось по сценарию. Тоже самое касается и других исполнителей, занятых в картине.

Режиссер в плане одежды дал актёрам и актрисам полную свободу. И в целом его надежды оправдались. Все персонажи выглядели вполне органично.

Этому советскому детективу исполнилось почти полвека. Но те зрители из нынешнего поколения, которые смотрят картину впервые, обычно не могут оторваться от просмотра до конца фильма. В этом и есть магия настоящего детективного кино.

Load More Related Articles