— Ты моя жена, и я должен сделать тебе предложение, — сказал Олег Лизе.
Когда они появились в комнате ее мамы, чтобы сказать об этом, та проворчала:
— Не могли потерпеть еще час, когда мне вставать на работу?
Но по всему было ясно: она очень рада. Даль ей очень нравился…
Детство
25 мая 1941 года в семье инженера люблинского литейно-механического завода Ивана Зиновьевича Даля и учительницы литературы Павлы Петровны родился сын Олег.
А меньше чем через месяц началась война. Мать с детьми (в семье подрастала еще дочь Ираида) отправилась в эвакуацию в Воронежскую область. Отец с заводом уехал в Куйбышев. Но как только устроился, перевез жену и детей к себе. А после победы все вернулись домой.
Жила семья не богато, но очень весело. Иван Зиновьевич всю жизнь любил музыку, сам научился играть на мандолине и хорошо пел. Павла Петровна устраивала в квартире детские концерты. С большим удовольствием принимал в них участие и маленький Олежек.
Он вообще рос веселым и озорным мальчишкой, заводилой и авторитетом у друзей. Это не мешало ему с увлечением заниматься живописью, петь в хоре при Дворце пионеров и с упоением зачитываться поэзией.
Родители Олега Даля
Желание сына стать актером родителями было воспринято спокойно. Хотя отец поначалу сомнения все же высказывал. Однако возражать не стал. После окончания школы юноша отправился поступать в Щепкинское театральное училище.
Длинный, худющий он так гордо и самозабвенно декламировал монолог Ноздрева, что преподаватели покатывались со смеху. Но стоило ему его прервать и трагическим голосом продолжить отрывок из «Мцыри» как бурный приступ веселья среди приемной комиссии прекратился.
— Изумительный молодой человек,- попыхивая сигареткой, констатировала Вера Пашенная.
Ее слова прозвучали как «приговор». Олег Даль был зачислен на курс Николая Анненкова.
«Современник»
Еще студентом Даль на пробах обошел многих своих однокурсников и снялся в киноленте «Мой младший брат». Там талант юного дарования заметил главный режиссер «Современника» Олег Ефремов и пригласил на показ.
Отрывок, который читал молодой актер на сцене театра был восторженно принят не только главным режиссером, но и труппой. А это дорогого стоило. Ведь так она голосовала и принимала каждого будущего своего артиста.
В тот момент казалось, что это настоящий триумф. Однако первые пять лет своего пребывания в «Современнике» Олега терзали мысли о том, что его не ценят. Он хотел стать популярным и любимым. Но к тому моменту в театре уже сформировалась своя элита и сдавать позиции молодым не собиралась.
Весь репертуар «Современника» был составлен под главрежа и его «любимчиков». Даль не без основания считал, что может ярко раскрыться на сцене. А ему просто не позволяли это сделать: не предлагали значимых ролей. И даже Ефремов не мог на это повлиять, так как решение принимала труппа — голосованием.
По сути, рождение Даля как актера состоялось в кино после того, как он снялся в «Первом троллейбусе» и «Человеке, который сомневается». В 1966 году Владимир Мотыль пригласил его на роль Жени Колышкина в картину «Женя, Женечка и «катюша». Режиссеру пришлось отстаивать его кандидатуру перед худсоветом, даже несмотря на две проваленные кинопробы.
— В нем нет стихийного обаяния,- начал один из членов худсовета.
— Согласен. Не хватает ему русского национального начала, -подхватил другой.
— Ндааа… Далю не хватит сил сыграть интеллектуала,- добавил третий.
— Даль очень перспективен. И моя вера в него безусловна,- возразил им Мотыль.
Первые успехи в кино
И оказался прав. Именно в этой картине раскрылись многообразие и широта дарования и таланта актера. Способность работать на контрастах — вносить в трагедию долю иронии, а о смешном сказать с грустью.
И пусть чиновники пытались прикрыть «Женю, Женечку и «катюшу», заявляя, что она искажает события военных лет. Пусть ее выпустили минимальным количеством копий и ограничили в показах, эта трагикомедия полюбилась телезрителям и вошла в Золотой фонд советского кинематографа.
После выхода фильма на экраны популярность Олега Даля начала расти. Несмотря на то, что он всегда стремился к идеалу в работе и этой манией совершенства изводил себя и коллег, с ним хотели работать режиссеры.
Так его позвали сниматься в картину «Хроника пикирующего бомбардировщика», в которой его персонажем стал летчик Соболевский. У режиссера сказочника Надежды Кошеверовой он сыграл Кукольника и Солдата в «Старой старой сказке», а следом Ученого и его Тень в экранизации «Тени».
Непокорный
Пошли дела в гору и в театре. После блестяще сыгранной небольшой, но очень важной роли Игоря в постановке «Всегда в продаже» Ефремов вдруг понял, что Даль — одна из самых его удачных находок. Мало того, он прощал ему всё. Даже постоянные «срывы» и откровенную демонстрацию независимости и свободы.
Однажды во время спектакля «Валентин и Валентина» Олег, присев на край сцены, попросил у зрителя из первого ряда прикурить. За что получил строгий выговор и публичное порицание на собрании:
— Мальчишка! Позор! Неуважение к публике!- стыдили его коллеги.
Другой раз во «Вкусе черешни» актер и вовсе понес отсебятину. И снова на очередном собрании коллеги разносили его в пух и прах. А вот Ефремов никак его не наказывал. Он ценил и верил в него. Их даже называли Олег-маленький и Олег-большой. Хотя друзьями они, конечно, никогда не были.
Но кое-что их, несомненно, связывало: оба были талантливы и популярны, оба увлечены своей профессию. И даже женщину любили одну и ту же…
Нина
С Ниной Дорошиной, которая была на семь лет его старше, Олег познакомился на съемках фильма «Первый троллейбус». Считается, что Даль влюбился в нее сразу. И неудивительно. Актриса в те годы была очень хороша собой. Стройная, холеная, всегда безупречно одетая, на высоченных каблуках, с копной вьющихся волос. Многие мужчины сходили по ней с ума.
Но тогда, на съемках, она никаких надежд влюбленному в нее молодому актеру не дала.
— Юный, чистый, красивый, — говорила Дорошина о Дале того периода.
Их отношения начались позже, уже в «Современнике». Они работали в одном спектакле и, по словам артистки, «дорепетировались до свадьбы».
Была и другая версия. Нина безумно любила женатого Ефремова. А тот любил ее. Правда, никаких обещаний не давал, хотя актриса очень надеялась и верила. Но после того, как у Олега Николаевича родился сын, Дорошина заявила:
— Вот возьму и выйду за самого красивого, самого молодого актера в театре! Назло!
Нина Дорошина и Олег ефремов на сцене
Лучшей кандидатуры, чем Даль, и придумать себе было сложно. Молодые люди стали готовиться к свадьбе. Невеста сшила себе умопомрачительное платье. Отмечать торжество было решено у друзей артистки — детей Василия Сталина, брата и сестры Бурдонских.
В их огромную квартиру помимо родственников была приглашена вся труппа «Современника».А вот Ефремова старались не пустить, но он все же явился в середине вечера.
— Горько!- кричали гости.
И только Олег Николаевич все сидел и молчал. А потом пригласил Нину танцевать. После чего посадил к себе на колени со словами:
— А любишь ты, лапуля, все равно только меня!
Слова о том, что его жена любит и будет любить другого, настолько ранили новобрачного, что тот психанул и ушел в ночь. Три дня Олег находился непонятно где.
А когда вернулся, они с Дорошиной стали пытаться сложить семью. Бурдонские любезно предоставили им комнату в своей квартире. Но жизнь молодоженов не задалась. Боль надломила молодого человека. Всегда стремившийся к идеалу Даль стал сомневаться в себе, в людях, в женщинах. Спустя два года супруги официально развелись.
Сейчас уже никто не скажет, но есть мнение, что всю жизнь Олег Даль любил только Дорошину. Даже уже женившись, актер приходил к ней домой, они общались. Ни о каких близких отношениях речи, конечно, уже не шло. Но Нина Михайловна до последних дней вспоминала его как родного и близкого человека.
Таня
После болезненного развода Дорошина вернулась к Ефремову, а наш герой захотел доказать себе и другим, что чего-то стоит и может свести с ума любую женщину. Так он закрутил роман с красавицей Татьяной Лавровой.
Для начала он представил ее родителям, и девушка пришлась им по душе. Мать невесты, кинооператор Галина Пышкова, и отчим, режиссер Владимир Герасимов — тоже одобрили выбор дочери.
Никакой свадьбы на этот раз решили не устраивать. Молодые просто расписались в ЗАГСе, причем Татьяна взяла фамилию мужа. Какое-то время пара снимала жилье, а потом родители купили им кооперативную квартиру в Сокольниках.
Олег Даль и Татьяна Лаврова
Но совсем скоро супруги начали ссориться. В семье всегда кто-то должен уступать, а в случае с Олегом и Татьяной никто этого делать не желал. Трудный характер Даля не давал ему сдерживать себя. Одна из самых своенравных актрис «Современника» не собиралась сносить выходки мужа. Через полгода и эта семья распалась.
Уход из театра и тяжелая зависимость
После того как в 1970 году Олег Ефремов перешел во МХАТ, покинул «Современник» и Даль. Актер много снимался и о театре не думал. Но когда Ефремов пригласил его на роль Пушкина в спектакле «Медная бабушка» — согласился.
Закипела работа. Но в разгар репетиций Олег вдруг разразился ругательством:
— Шаманы! Карлики!- кричал он. — Пьеса мне не нравится. Режиссер (Михаил Казаков) тоже. Ефремов спекулирует на судьбе Гения со своей ужасной постановкой! Я прекращаю с вами всякое общение!
Позже артист уехал в Ленинград, где два сезона выступал на сцене Театра Ленинского комсомола. А потом вновь вернулся в «Современник» под руководством Галины Волчек. Но и здесь не сложилось…
Как человек с тонкой душевной организацией, Олег тяжело переносил любые свои неудачи и колкие выпады от коллег. К сожалению, он не знал, как с этим справиться, и видел только один вариант — алкоголь. Даль страдал запоями и обладал тяжелым характером, не признававшим авторитетов.
Нередко он срывал репетиции и съемки, мог легко разругаться с режиссером прямо на съемочной площадке, а то и вовсе ее покинуть. Из-за этого с ним боялись работать, хотя и признавали: играл он гениально.
За свою недолгую творческую карьеру актер снялся в 14 самых известных проектах: «Вариант «Омега», «Звезда пленительного счастья», «Не может быть!». Ему довелось сыграть и своего любимого героя Печорина в фильме-спектакле «Страницы журнала Печорина». Но, безусловно, работы могло быть намного больше, если бы не его скандальная слава.
Так, выпив перед записью, Даль не смог самостоятельно исполнить песню «Миг» в картине «Земля Санникова» (пришлось заменить его Олегом Ануфриевым). Это стало серьезным сигналом о проблемах в жизни артиста. Он все чаще терял над собой контроль.
На съемках фильма «Плохой хороший человек» Даль настолько сдружился с Владимиром Высоцким, что даже называл его старшим братом. Они были похожи по темпераменту и характеру, оба считались непростыми людьми. А еще их объединила одна общая беда.
Марина Влади привезла Высоцкому противоалкогольные ампулы, и оба актера «зашились». Но роковая случайность во время спектакля «Двенадцатая ночь» снова заставила его вернуться к прежнему состоянию. Даль споткнулся и упал со сцены, сильно повредив колено.
Несмотря на жуткую боль, он доиграл свою роль до конца. А на следующий день выяснилось, что повреждённый коленный сустав нуждается в срочной операции. Актер не сомневался, что спектакль просто заменят другим. Но выяснилось, что в «Двенадцатую ночь» был быстро введен другой исполнитель — Константин Райкин.
В этот момент он и сорвался! Снова началось самобичевание, комплексы, а вместе с тем — прогулы, срывы съемок и уход в алкогольный угар. Из «Современника» он ушел сам!
У Олега было еще несколько попыток найти свой театр, который стал бы для него настоящим домом. Два года он отдал эфросовскому Театру на Малой Бронной, затем был Малый. О первом он вспоминал как о потерянном времени, по поводу второго любил шутить:
— Но хоть похоронят по-человечески.
Даль так и не смог найти себя на сцене. А вскоре и в кинематографе начались проблемы. У актера сложилась репутация человека, который чуть что, бросает съемки.
Не сложилось
Так случилось с культовым фильмом «Экипаж» Александра Митты. Режиссер хотел видеть Олега Даля в роли Скворцова и долго того уговаривал. В итоге две недели съемок превратились в сущий ад для всех. Через две недели Даль оказался на больничной койке с воспалением легким, а позже отказался сниматься, заявив, что ему не нравится сценарий. Эту роль блестяще исполнил Леонид Филатов.
Похожая ситуация случилась и с картиной «Ирония судьбы». Даль отказывался, Эльдар Рязанов настаивал. Пробы прошли очень весело и всем понравились. Но, как известно, на экране зрители увидели Андрея Мягкова.
Михаил Козаков мечтал поработать с актером в картине «Безымянная звезда». Но съемки долго откладывались, и когда сценарий наконец запустили в производство, Даль написал Козакову письмо:
— Прости, не могу. Староват…
В результате роль учителя досталась Игорю Костолевскому.
***
И все же в его фильмографии очень много работ, полюбившихся зрителям: «Золотая мина», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», «Расписание на послезавтра», «Приключения принца Флоризеля».
Но одной из его любимых была роль Зилова в фильме «Отпуск в сентябре». Даль, можно сказать, сыграл самого себя: мечущегося героя, страдающего от несовершенства окружающего мира.
Лиза
Если бы не поддержка его третьей жены Елизаветы Апраксиной, сложно сказать, увидели бы мы полюбившихся героев, сыгранных этим удивительным актером. С ней судьба свела его еще на съемках «Короля Лира», девушка работала монтажером у режиссера Козинцева.
После съемок они разъехались по разным городам: Лиза — в Ленинград, Олег — в Москву. Но иногда созванивались. Однажды Даль пригласил девушку на свой спектакль в «Современнике». Приехав, она первым делом позвонила ему.
— Какая еще Лиза?- вдруг услышала девушка на том конце провода.
Обиженная, ничего не понимающая, она вернулась домой. А вскоре, как ни в чем не бывало, он сам ей перезвонил. Оказалось, что в тот момент он готовился к репетиции и даже не сообразил, кто ему звонит.
Через полгода Даль сделал Лизе предложение. Та с радостью согласилась. С восторгом приняла зятя и мать девушки — Ольга Борисовна, дочь известного ученого-литератора Бориса Эйхенбаума.
Тихая, спокойная, интеллигентная Лиза всегда заботилась о муже, искренне им восхищалась, всю свою жизнь подстраивала под него и все прощала. Наконец-то измученная душа получила то, что не могли дать первые две жены: внимание и заботу.
Несбывшиеся мечты
В 1976 году Даль принял решение поступать на Высшие режиссерские курсы. Но через две недели лекций оттуда ушел.
— Скучно!- делился он с женой. — Они абсолютно ничего мне не дают, я все это знаю.
Возможно, это было правдой. Потому что через 4 года его пригласили преподавать актерское мастерство на режиссерский курс во ВГИК. Казалось, он нашел себя. Новое дело увлекало.
— Я отдам все свои знания,- восторженно заявлял он. — Я хочу делиться с молодыми. Рассказать, объяснить, научить.
К сожалению, судьба не отпустила ему на это времени. Осенью 1980-го Даль вдруг сильно разболелся, похудел еще больше и ослаб. Врачи посоветовали ему пройти полное обследование. Но вместо этого они с Лизой решили просто поменять обстановку и уехали на всю осень и зиму за город, сняв теплую дачу.
Перед самым Новым годом Даль вынужден был вернуться в Москву, его срочно ввели в постановку «Берег» на роль внезапно скончавшегося актера театра. Но на спектакле у Олега случился нервный срыв. Он забыл текст, еле доиграл, а потом вновь заливал свое горе вином.
3 марта 1981 года Олег Даль умер в одной из гостиниц Киева, куда приехал на пробы фильма. Его умоляли не пить, но он не удержался, а ночью ему стало плохо. Артист попытался открыть дверь, чтобы позвать на помощь. Но не смог… Вот так трагически и нелепо закончилась его жизнь. Актеру было 39 лет.