Спортивная гимнастика — это всегда зрелищность, точность и та непередаваемая напряжённая атмосфера, которая царит на соревнованиях. Но мало кто задумывается, что за каждым прыжком или кувырком стоит целая эволюция этого вида спорта, в рамках которой одни элементы уходят в прошлое, а другие приходят им на смену.
Некоторые гимнастические элементы, о которых пойдёт речь ниже, были невероятно популярны в своё время. Но теперь их либо почти не увидишь на помосте, либо они запрещены. Почему так происходит? Давайте разберёмся.
1. Переворот через плечо — Roll-out skills
Сначала давайте поговорим об одном из самых ярких примеров — элементах с переворотом через плечо (roll-out skills). Это такие движения, когда спортсмен или спортсменка выполняет пол-оборота назад и заканчивает элемент перекатом, вместо того чтобы приземлиться стойкой на ноги.
Самый известный из подобных элементов — «Сальто Томаса», названный в честь американского гимнаста Курта Томаса. Это был сложнейший прыжок: 1,5 оборота назад с полуторным поворотом вокруг своей оси, завершаемый перекатом.
Ещё в 1992 году этот сложнейший элемент исполняла китайская гимнастка Сюймэй Хэ на Олимпийских играх. Однако со временем и именное сальто и сопутствующие элементы стали считаться слишком травмоопасными (особенно для шеи), потому что приземление должно было быть идеально точным.
Сейчас все они запрещены в женской программе, хотя раньше были в ходу. Интересно, что мужчины тоже постепенно от них отошли, правда, чуть позже — из-за изменений в правилах и стремления к более чистому техническому исполнению.
2. Петля Корбут
Ещё один элемент, который вызывал бурные аплодисменты — петля Корбут. Название элемента уже говорит само за себя.
Советская гимнастка Ольга Корбут была настоящей суперзвездой своего времени. И её флип на разноуровневых брусьях поражал воображение. Представьте: она стояла на верхней перекладине, делала резкое отталкивание назад, выполняла задний кувырок в воздухе, снова ловила перекладину и раскачивалась к нижнему брусу.
Элемент был потрясающе зрелищным, но в какой-то момент его официально запретили, потому что малейшая шероховатость в исполнении могла привести к самым печальным последствиям.
До этого петля Корбут была частью программы многих гимнастов, включая выступление самой Ольги на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году. Но после указанного года именной флип уже не исполнял никто.
3. Удары животом о перекладину — «Belly beats»
Также интересно вспомнить удары животом о перекладину (belly beats). Этот элемент был популярен в 80-х годах, когда ещё не были стандартом широкие расстояния между перекладинами.
Гимнасты начинала движение из стойки на руках на верхнем брусе, а затем резко опускались вниз, ударяя тазом либо животом о нижнюю перекладину. Чтобы всё получилось правильно, расстояние между брусьями должно было быть точно настроено под конкретную спортсменку или спортсмена.
Потом, когда правила изменились и перекладины стали дальше друг от друга, этот элемент стал менее актуальным. Зато появились новые возможности для выполнения сложных перелётов и связок, которые сейчас являются основой женских и мужских программ на брусьях.
4. Квадро-связки
Если мы уж заговорили о брусьях, то нельзя не упомянуть квадро-связки (quad series). Чтобы не усложнять описание просто скажу, что были комбинации из четырёх последовательных акробатических элементов на бревне.
В 80-х и в начале 90-х годов такие серии часто использовались как способ получить дополнительные баллы за связку. Иногда гимнастки даже включали оные в начальный элемент упражнения. Однако после изменения правил в 1997 году требования к бонусам за связки были скорректированы, и ценность таких длинных серий упала.
Сегодня из-за рационального подхода чаще всего встречаются трёхэлементные связки, а четырёхзвенные почти исчезли.
5. Два фронтальных кувырка подряд
Ещё один интересный факт: раньше на площадке для вольных упражнений было общепринято использовать два фронтальных кувырка подряд перед началом сложного акробатического элемента. Такие движения помогали набрать скорость и мощность. Но со временем пришла мода на «раунд-оф» — такой пружинящий кувырок, который даёт больше энергии для высоких прыжков.
Теперь же пространство чаще всего используется не для нескольких коротких кувырков, а для разбега, чтобы сделать ключевой прыжок выше и сложнее. Это связано с тем, что современные нормативы требуют большего уровня техники и контроля над телом.
6. Спуск Команечи
Ещё один ушедший в историю элемент — спуск Команечи. Названный в честь знаменитой Надии Команечи, он был одним из самых сложных гимнастических элементов в 70-х годах.
Если описывать его прямо грубо-просто, то он похож на обычный фронтальный спуск, но с добавлением пол-оборота и переходом в задний кувырок. Сейчас же такие движения потеряли свою ценность из-за появления гораздо более сложных спусков, поэтому их практически не встретишь на соревнованиях.
7. Старт Сильвас
Не забудем мы с вами поговорить и про старт Сильвас — довольно красивое, но редкое движение, которое выполняется в начале упражнения на бревне. При таком исполнении гимнастка прыгает в стойку на плечах с разведёнными ногами, а затем поворачивается в упор лёжа на груди.
В своё время этот элемент принёс Даниэле Сильвас золотую медаль на Олимпиаде в Сеуле в 1988 году. Но сегодня он почти не используется — риск упасть на старте слишком велик, а баллы за него уже не такие щедрые. Поэтому большинство спортсменок предпочитают безопасные и «гарантированные» стартовые элементы.
8. Тамблин из угла в угол
Особое внимание стоит уделить тамблину из угла в угол. Раньше многие гимнасты выполняли акробатические ряды, двигаясь от одного угла помоста до другого и обратно без пауз. Сейчас такие движения встречаются всё реже, потому что акцент сместился на качество каждого отдельного элемента — на точность приземления, плавность связок и общую форму.
Современные судьи строже относятся к ошибкам, и выполнять длинные тамблевые ряды стало рискованно — за каждую неточность легко получить штраф.
9. Прыжки через опору
Что касается прыжков через опору, то здесь тоже произошли значительные изменения. Если раньше считался сложным элементом простой фронтальный прыжок с отталкиванием руками, то теперь эти элементы считаются базовыми. Вместо них используются намного более сложные варианты: двойной Юрченко с поворотом и другие.
Всё это связано с тем, что уровень подготовки спортсменов значительно вырос. И борьба за медали требует всё новых и новых достижений и модификаций привычных элементов.
Любой спорт эволюционирует
Важно понимать, что любые изменения в программе происходят не просто так. Они диктуются стремлением к безопасности, развитию техники и соответствию мировым стандартам. Многие элементы, которые кажутся нам ушедшими в прошлое, были важной ступенькой в развитии гимнастики. Благодаря им мы имеем те сложные и зрелищные упражнения, которые видим сегодня.
Но если присмотреться, можно заметить, что иногда старые элементы возвращаются в новом виде. Например, некоторые компоненты roll-out упражнений можно увидеть в современных акробатических связках, а некоторые запрещённые и забытые движения из области брусьев — в силовых элементах на других снарядах. Это говорит о том, что ничего не пропадает бесследно. Просто форма меняется, адаптируясь к новым условиям и возможностям.
Может показаться, что всё становится только сложнее и современнее, но на самом деле гимнастика — это как музыка: в ней есть свои классические произведения и современные интерпретации. И те, кто следит за этим видом спорта, хорошо понимают, что каждый новый сезон может преподнести неожиданные повороты. То, что сегодня кажется устаревшим, завтра может стать основой нового элемента. Только с адаптацией под современные стандарты.