Как снимали «А зори здесь тихие» : 18 интересных фактов о фильме, кадры со съемок и кто из актеров жив до сих пор

Кого из актрис режиссер назвал пигалицей, почему Тихонова сняли с роли Васкова и по какой причине кино не хотели выпускать в прокат? Обо всем этом — в моей сегодняшней статье.

Писатель Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. В 1941-м Васильев ушел добровольцем на фронт, попал в окружение под родным Смоленском, сумел самостоятельно выбраться, после чего был направлен сначала в полковую кавалерийскую школу, затем в пулеметную. В 1943 году будущий литератор был контужен под Вязьмой, и на фронт уже не возвращался. Тем не менее, во время участия в страшной войне Васильев получил огромный опыт, который позже и отразил в своих произведениях.

1. Сначала Борис Васильев хотел сочинить рассказ о «лесной войне», причем не про женщин, а про мужчин. Группа солдат осталась в лесу без поддержки и была вынуждена вступить в неравный бой с фашистами. Это реальная история. В 1916 году в тогда еще царской России запустили так называемую Мурманскую железную дорогу длиной почти полторы тысячи километров. Она связывала Мурманск с «большой Россией». В 1935 году дорогу переименовали в Кировскую, в честь недавно убитого Сергея Мироновича Кирова. Именно по КЖД во время войны доставлялось множество грузов по ленд-лизу. Вот эту-то железную дорогу и планировала взорвать группа немецких диверсантов. Ну а шестеро бойцов во главе с сержантом долгое время сдерживали фашистских нелюдей — до прихода подразделений СМЕРШ. Выжил только сержант, все солдаты погибли.

2. Васильев начал описывать этот подвиг, но потом понял — из-под пера выходит «просто очередная повесть о войне«. И тогда писателю пришла в голову блестящая идея заменить солдат на женщин-зенитчиц. Их образы стали собирательными, кроме Сони Гурвич — ее Борис Львович «списал» со своей жены Зори Поляк. Добавлю, что в Великой Отечественной Войне участвовало более 350 тысяч женщин, поэтому сюжет, придуманный Васильевым — вполне реальный, а совсем даже не сказочный. Повесть была напечатана в журнале «Юность», в №8 за 1969 год и получила огромное количество читательских откликов.


На всякий случай напомню, что это не кадр из «раскрашенной» версии, а цветная вставка в оригинальный черно-белый фильм.

3. «А зори здесь тихие» решили экранизировать. Режиссером назначили Станислава Ростоцкого. Во-первых, у него за плечами уже было несколько выдающихся фильмов. В их числе «Дело было в Пенькове», «Герой нашего времени» и «Доживем до понедельника». Во-вторых, Ростоцкий сам был фронтовиком и знал про войну не понаслышке. В-третьих, у режиссера имелись личные мотивы. В Великую Отечественную Ростоцкого спасла от смерти медсестра Анна Бекетова (Чугунова), дотащив его, раненого, до госпиталя. Именно Чугуновой Ростоцкий и посвятил свой великий фильм. Режиссер привел Бекетову на премьеру, но к сожалению старушка была уже слепая, и Станислав Иосифович рассказывал ей, что происходит на экране.

4. В конце 1960-х — начале 70-х годов на экраны вышло несколько замечательных военных фильмов. Это и «Офицеры», и «Белорусский вокзал», и «Щит и Меч».

5. Когда я узнал, что «А зори здесь тихие» снимал Станислав Ростоцкий, первая мысль была — «а почему старшину Васкова играл не Тихонов«? В самом деле, Вячеслав Васильевич снимался у Ростоцкого практически постоянно. И ведь действительно — на роль Васкова рассматривались два основных претендента: Георгий Юматов и тот же Тихонов. Но потом Вячеслава Васильевича утвердили «в качестве» Штрилица. Тихонов просто физически не смог бы одновременно участвовать в двух столь масштабных проектах. И тогда на роль Васкова решили подобрать малоизвестного актера. Им стал Андрей Мартынов.

Андрей Леонидович закончил ГИТИС и работал в столичном Театре Юного Зрителя. Опыта в кино никакого, к тому же Мартынову было всего 26 лет, а Васкову по повести 32 года. Тем не менее, Ростоцкий увидел Васкова именно в Мартынове. На пробах молодой артист расплакался — настолько тронул его сюжет. И конечно же после этого был немедленно утвержден. Станислав Ростоцкий обучил Мартынова стрелять, плавать на лодке, колоть дрова и топить баню. Другой любопытный факт: съемки часто проходили в плохую погоду, и Ростоцкий притащил на площадку ящик водки — чтобы актрисы растирали тело и грелись. Затем съемочная бригада дружно выпивала традиционный напиток, но Мартынов был единственным, кто не притрагивался к спиртному. А еще Андрею Леонидовичу для съемок пришлось отрастить настоящие усы. Кроме того, актеру надевали специальные накладки на плечи.

Удивительно, что «А зори здесь тихие» стали первой работой Мартынова в кино. И сразу грандиозный успех. Представляете себе, я только во время подготовки этой публикации понял, что старшина Васков и Олег Каталин из моего любимого сериала «Следствие ведут Знатоки» — один и тот же актер. Надо же так суметь перевоплотиться!

6. На роли девушек тоже решили пригласить никому не известных актрис — чтобы у зрителей не возникало с ними никаких «ненужных» ассоциаций. Исключением стала Ольга Остроумова, снимавшаяся у Ростоцкого в «Доживем до понедельника». Помните, как Александра Демьяненко во время работы над «Операцией Ы» красили в блондина? Вот и Остроумову также покрасили в рыжий цвет, сделали завивку да так, что в кадре актриса совершенно не смотрелась. Ольгу Михайловну даже хотели снять с картины, но через недельку цвет сошел, а Остроумова еще и слегка подзагорела.

7. На роли зенитчиц был большой конкурс. Станислав Ростоцкий отсмотрел фотографии 3 тысяч участниц. В основном — выпускницы и студентки театральных институтов. Актрис выбирали с участием всех членов съемочной группы, среди которых было много фронтовиков.

8. Елену Драпеко (Лиза Бричкина) взяли в фильм благодаря Нине Меньшиковой — жене Станислава Ростоцкого. Именно Нина Евгеньевна убедила мужа, что Драпеко идеальная кандидатура. Актрисе сделали «накладной» бюст, нарисовали веснушки, высветлили брови и приказали говорить с «оканьем», поскольку по сценарию её героиня родом с Вологодчины. Между прочим, другой претенденткой на роль Бричкиной была Нина Русланова. Как вам такая Лиза?

9. Ирину Шевчук (Рита Осянина) сначала смотрели на роль Жени Камельковой. Но Станислав Ростоцкий назвал актрису «пигалицей» и «выгнал» в массовку. Правда позже, поразмыслив, всё-таки утвердил на роль Осяниной.

10. По легенде, мэр Нижнего Новгорода подарил актрисе Ирине Долгановой «Волгу» — в знак признательности за великолепное исполнение роли Сони Гурвич. Судя по всему, это событие произошло уже после распада СССР. Почему именно Нижнего Новгорода? Потому что с 1971 года Ирина Валерьевна играет в Нижегородском государственном театре юного зрителя.

11. Съемки проходили в Карелии, в деревне Сяргилахта. Ночевали в Петрозаводске, а с утра отправлялись на натуру. Ехать почти 100 километров, и поэтому спать часто приходилось по 2 — 3 часа. Фильм требовалось снять за одно лето, иначе через год девушки внешне могли бы сильно измениться. Например, похудеть или располнеть.

12. Чтобы максимально приблизиться к реальности, режиссер подкладывал актрисам в вещмешки кирпичи — так им было тяжелее ходить. Сложнее всего команде далась сцена на болоте, где гибнет Лиза Бричкина. В болото заложили взрывчатку, в результате чего образовалась воронка. Режиссер заставил Елену Драпеко не просто полностью погружаться в зловонную жижу, но и ждать, пока над актрисой исчезнут круги. На самом деле болото сверху было жидким, а ниже — тягучим и толстым, с ледяной крошкой (в Карелии вечная мерзлота). Не зря сапоги постоянно выталкивали Елену Драпеко на поверхность. По-настоящему утонуть в таком болоте можно было лишь через несколько часов. Что, собственно, и описано в повести Васильева. Но в кино Бричкина тонет быстро. Всего сняли 12 дублей. Гримерам приходилось периодически дорисовывать актрисе веснушки и поливать водой волосы, так как они быстро пачкались от грязи. Но в итоге на пленке жуткая сцена вышла чрезвычайно правдоподобной.

13. Огромные трудности возникли у Ростоцкого при подготовке эпизода в бане. Режиссеру пришлось долго уговаривать актрис, которые категорически отказывались сниматься, предлагая задействовать дублерш. В конце концов Ростоцкий добился-таки своего: ему важно было показать зрителю, что на экране трагически погибают именно женщины, а никак не мужчины. Собрали бригаду из осветителей и операторов-женщин, репетировали в купальниках, а из мужчин при съемке единственного дубля присутствовали только режиссер и оператор Вячеслав Шумский.

14. Помните очень реалистичную реакцию Жени Камельковой, когда она увидела убитую Соню? Дело в том, что Ирину Долганову так правдоподобно загимировали, что другие актрисы при взгляде на нее не смогли сдержать эмоций. Что и попало в кадр.

15. В сцене гибели Гали Четвертак пиротехники ошиблись, и актрисе Екатерине Марковой разорвало гимнастерку на спине. К счастью, под одеждой была для страховки закреплена дощечка, поэтому Екатерина Георгиевна не пострадала.

16. Сам Станислав Ростоцкий считал главной в фильме фразу: «в течение третьего июня на фронте ничего существенного не произошло. На некоторых участках фронта происходили бои местного значения«. А на самом деле погибло пять человек, у каждого из которых могла бы сложиться счастливая жизнь. И режиссер сожалел, что не все зрители правильно поняли посыл великой кинокартины.

17. Некоторое время «А зори здесь тихие» не хотели выпускать на экраны по трем причинам. Во-первых, потому что на экране пьют. Во-вторых, из-за сцены в бане. А в-третьих, поскольку главные героини в финале погибают, что не очень монтировалось с представлениями о военном кино. Как это часто бывало, решающую роль сыграло мнение Леонида Ильича Брежнева, которому фильм понравился.

18. У «А зори здесь тихие» было две премьеры. Первая — 27 августа 1972 года на Венецианском кинофестивале. Вторая — 4 ноября того же года, уже в СССР. Двухсерийный фильм посмотрело 66 миллионов человек, а еще он занял первое место в опросе читателей журнала «Советский Экран».

Как сложились судьбы актеров «А зори здесь тихие»?

Андрей Мартынов (Васков) — 78 лет.

Ирина Долганова (Соня Гурвич) — 74 года.

Елена Драпеко (Лиза Бричкина) — 75 лет.

Екатерина Маркова (Галя Четвертак) — 77 лет.

Ольга Остроумова (Женя Комелькова) — 76 лет.

Ирина Шевчук (Рита Осянина) — 72 года.

Load More Related Articles