Многие режиссеры любят оставлять в фильмах намеки для друзей или внимательных зрителей. Эльдар Рязанов – не исключение.
Историю про Катанянов – друзей Рязанова, которых режиссер упоминал во многих фильмах, – слышали все. А вот эти скрытые шутки и намеки «для своих» вы замечали?
1. «Дайте жалобную книгу», 1964 г. Шутка от замдиректора
Помните сцену заседания по поводу работы ресторана «Одуванчик»? Журналист Никитин (Олег Борисов) и Николай Иванович (Николай Крючков) играют забавную сценку про обслуживание в общепите. В финале они спрашивают:
– Ну что, неплохо сыграли?
– Красиво, как в театре Сатиры, – ехидно отвечает замдиректора ресторана. Замдиректора играет Анатолий Папанов, ведущий актер театра Сатиры.
Глядя на живую реакцию Постникова (Николай Парфенов), сидящего рядом, я иногда думаю – не было ли это симпатичной импровизацией, оставленной в фильме?
2. «Берегись автомобиля». 1966 г. Загадочные клиенты Семицветова
Рязанов любил играть с именами своих знакомых.
Как все помнят, продавец в комиссионке Дима Семицветов (Андрей Миронов) занимался тем, что «придерживал» дефицитные товары, чтобы продавать их с наценкой, а наценку клал в карман. Контакты таких добытчиков передавались из уст в уста. Вот и безымянной покупательнице магнитофона (Галина Волчек) услуги Димы посоветовали друзья.
Помните диалог покупательницы и Димы?
– Я от Олега Николаича.
– ?
– Приятеля Леонида Осиповича!
До недавнего времени я была уверена, что это реверанс самому знаменитому Леониду Осиповичу в СССР – Утёсову.
Но мудрые люди в комментариях просветили меня, что имеется в виду Леонид Иосифович – а именно Эрман, директор «Современника», где служила Волчек, не покидавший своего поста на протяжении почти всей истории этого театра.
Лишь на 12 лет он прерывал свою карьеру в «Современнике» – уйдя во МХАТ вслед за другом и соратником Олегом Ефремовым. А с 1989 года вновь вернулся в родные театральные стены.
Ну а «Олег Николаевич» – это дружеская шутка в адрес самого Ефремова, снимавшегося в «Берегись автомобиля» в роли Максима Подберезовикова.
3. «Ирония судьбы, или С легким паром!». А что это смотрят герои в новогоднюю ночь?
Во время праздничного ужина Нади (Барбара Брыльска) и Ипполита (Юрий Яковлев) по телевизору идет фильм Леонида Квинихидзе «Соломенная шляпка». В главных ролях – Андрей Миронов и Людмила Гурченко.
Это очевидная шутка режиссера. Дело в том, что и Миронов, и Гурченко пробовались на главные роли в «Иронии судьбы».
Сам Рязанов рассказывал об этом так:
Жребий свел Гурченко на кинопробе с Андреем Мироновым. И то, что она играла прежде в паре с Мироновым в «Соломенной шляпке», оказало в данной ситуации дурную услугу обоим исполнителям.
Они, как давно и хорошо сыгранный эстрадный дуэт, понеслись в лихой комедийной манере, очень далекой от моих режиссерских намерений. Перед камерой играли два комедийных «зубра», которые не могли соскочить с манеры и интонации «Соломенной шляпки». На экране действовали жизнерадостные и смешные персонажи, но «из другой оперы». Это был период, когда я сам прощался с условной комедийной легкостью, искал новую стилистику, другую интонацию. Поэтому и отверг эту уверенную актерскую пару. Боялся, что они собьют меня с толку. Я еще сам только-только нащупывал что-то новое для себя, сам еще не был достаточно тверд.
Э.Рязанов. «Неподведенные итоги»
Актеры не обиделись и потом охотно снимались у режиссера. А Рязанов все-таки нашел способ на несколько секунд «внедрить» их дуэт в фильм!
4. «Служебный роман», 1977 г. «До свидания, Карлен Семеныч!»
Когда Людмила Прокофьевна прощается с гостями на неудавшемся вечере Самохвалова, одному гостю она лично подает руку и обращается к нему почтительно, по имени-отчеству. Видимо, перед нами большая шишка. Или… очередная шутка режиссера и актеров?
Действительно, сцена прощания – забавная придумка Алисы Фрейндлих. Директор картины Карлен Семенович Агаджанов любил сниматься в эпизодах. Фрейндлих решила разыграть его – попрощаться с ним лично. Реакция Агаджанова была совершенно спонтанна, а импровизация органично вошла в фильм.
Впрочем, «Служебный роман» – такой кладезь шуток, намеков, интересных совпадений и забавных ситуаций, что они достойны отдельной статьи.
4. «Вокзал для двоих», 1982 г.: кто такой «дядя Миша»?
Героиню Нонны Мордюковой зовут «дядя Миша» в честь погибшего мужа-железнодорожника. На стене в её доме висит портрет покойного мужа.
Историю остальных фотографий я, честно признаться, не знаю, а вот на фото – актер Вадим Спиридонов в гриме Фёдора Савельева из фильма «Вечный зов». Здесь нет какого-то глубинного смысла – просто милая шутка.
А рассказ «дяди Миши» об импортной кассете – явная пародия на культовый фильм «Челюсти»:
– Две серии, как носорог людей бодает. Страшно! То-то она и называется не то «Рога», не то «Зубы».
Бонус: не сознательная режиссерская шутка, а просто любопытный факт.
Лариса Шепитько – советская женщина-режиссёр, автор фильмов «Восхождение», «Ты и я», «Крылья», жена Элема Климова («Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Агония»). Её трагическая и яркая судьба – тоже тема для отдельной статьи.
Ну а в 1956 году она вместе с однокурсниками «засветилась» в массовке у Рязанова в картине «Карнавальная ночь». На экране она появляется буквально на пару эпизодов. Кто тогда знал, что это – будущая легенда!