— А ведь такие мечты у меня были… — эти слова Жанна сказала однажды тихо, будто прощаясь.
Прошло 10 лет с тех пор, как её не стало. Но стоит случайно услышать «Где-то летом» или «Малинки», как Фриске снова рядом — яркая и улыбчивая, будто пела только вчера. И пусть вокалом не блистала, но в ней было то, что не подделаешь — харизма и внутренняя энергия.
О ней говорили: одна из первых, кто вырвался из образа «типичной поп-девочки» и стал самостоятельной медийной фигурой.
Но те, кто знал Жанну ближе, видели: за внешним блеском была бесконечная внутренняя работа. Она преодолевала слабость, страх и одиночество.
С самого начала — на выживание
Она родилась недоношенной, брат-близнец не выжил. И с первых дней жизни у Жанны появилась задача — выжить, быть сильной. За себя и за него, за двоих.
Она взрослела в строгой семье офицера, дисциплина в доме — железная. Отец учил плавать, просто кидая с лодки. Однажды родители уехали в Германию, оставив её одну ,12-летнюю, на несколько недель с больной собакой. Она справилась. Не жаловалась.
Балет, акробатика, танцы, гимнастика — будто искала, где именно её сцена. Всё давалось легко. Но за лёгкостью всегда стояло усилие.
Кастинги, мебель и случайный поворот
Журналистика, хореография, театральный кружок, торговля мебелью, реклама пылесосов — она хваталась за всё. В кино не взяли, журфак — бросила. Слишком неуютно было в мире, где всё по правилам.
Танцы стали для Жанны первой ступенькой к сцене. В 1996 году, когда она работала хореографом во Дворце спорта, её заметил Андрей Грозный — как раз в тот момент, когда собирал новый состав «Блестящих» и искал человека, способного добавить группе сценическую пластику.
Жанна танцевала легко и уверенно. Грозный предложил ей поработать с девочками. А спустя несколько репетиций стало ясно: рядом с ней остальные солистки выглядели ярче, а сама она — словно создана для сцены.
Он предложил ей стать одной из «Блестящих». Жанна согласилась — будто знала, что её место именно там. Её фамилия Копылова (по маме) осталась в прошлом. А появилась Жанна Фриске — в честь бабушки Паулины, которую она очень любила.
Сцена дала ей признание, внимание и возможность быть собой.
Жанна притягивала взгляды — харизмой, улыбкой, лёгкостью. Но сама к себе относилась просто: то говорила — «обычная», то смотрела в зеркало и радовалась: «Сегодня выгляжу отлично». Всё, по её словам, зависело от настроения.
Состав «Блестящих» менялся, а Жанна оставалась. Её не зря называли лицом группы.
«Последний герой» и первый звоночек
На экране — яркая, сильная, всегда с идеальным макияжем. А на необитаемом острове — с тепловым ударом, аллергией, отравлением лягушками.
Она не жаловалась, не капризничала, не думала о том, как выглядит. Просто молча выдержала, и дошла до финала.
После были и «Цирк», и «Ледниковый период», и «Сердце Африки». Тогда никто не задумывался, что все эти перегрузки могли запустить в её организме то, с чем уже не справиться.
Сольный старт и один альбом
После проекта Жанна неожиданно объявила о том, что уходит из группы. В 2005-м она выпустила сольный альбом с лаконичным названием «Жанна». Он стал первым — и последним.
Дальше были только синглы. Но какие! «Малинки» и «Где-то летом» звучали отовсюду. Лёгкие, яркие — как она сама.
«Ночной дозор», спорткары и одиночество
Жанна не замыкалась на сцене. Параллельно начала сниматься в кино. В «Ночном дозоре», и в продолжении, сыграла ведьму Алису. Красная куртка, стрижка, чокер — образ и сейчас многие считают культовым.
Фильмы, съёмки, спорткары. Она любила скорость и свободу. После концертов садилась за руль и ехала по пустым улицам Москвы — будто сбрасывала с себя чужие ожидания. Или убегала от чего-то своего.
О личном она почти не рассказывала. Но однажды сказала продюсеру Сергею Тюпаеву:
— Серёж, есть квартиры, машины, а любви-то и нет.
Он тогда не понял. А потом осознал: это не поза — это правда. Успех не всегда лечит одиночество.
По-настоящему открылась Жанна только один раз — когда ждала сына от Шепелева.
— Дорогой, наша история любви будет бегать в подгузниках, — написала она. Это была, пожалуй, одна из самых трогательных цитат в шоу-бизнесе.
Начались головные боли…
Когда родился Платон, Жанна всё чаще спала днём, зашторив окна. А потом потеряла сознание прямо в магазине. Диагноз — глиобластома.
Лечение в США, Германии, реабилитация в Юрмале. Были просветы: она снова ходила, даже пела в кругу семьи. Но болезнь взяла своё.
В последние месяцы она почти ослепла. Шепелев забрал сына — не хотел, чтобы тот видел, как мама угасает.
— Это был медленный процесс. Мы понимали — проиграли, — сказал он позже.
Родные Фриске считают иначе. Они до сих пор не могут простить, что Платон исчез из их жизни. Продолжают пиариться на имени Жанны, ходят по шоу, и поливают Шепелева грязью.
Они сохраняют её квартиру такой, какой Жанна оставила. Хранят дневники. Чтобы однажды сын смог увидеть, какая мама была на самом деле.
15 июня 2025 года
У надгробья Жанны — цветы, поклонники, родные. Владимир Борисович поправляет корзины с розами, звучит его любимая песня «Малинки». Сестра Наташа приехала с дочкой Луной. Появилась Ольга Орлова — крестная Платона и подруга Жанны.
Шепелева и Платона не было. Отец по прежнему оберегает сына от публичных мероприятий. Но у каждого — своя правда, своя боль. Семья по-прежнему не может общаться с мальчиком. Но, наверное, однажды он всё узнает и многое поймёт.
Продюсер Сергей Тюпаев тоже приехал. Снова вспомнил их давний разговор:
— Тебя же каждый второй мужчина любит.
— Любят не меня, Серёж. Любят Жанну Фриске.
Он признался: только теперь понял, насколько это точная фраза. Медийность не даёт права быть просто собой и быть просто любимой.
А вы помните, какой была Жанна? Напишите. Иногда память — это лучшее, что мы можем отдать тем, кто ушёл.