«Июшка, у нас еще будут дети, а этого нужно оставить в роддоме» : любовь и трагедия в жизни Ии Саввиной

Ия стояла, отвернувшись к окну, а слезы так и лились по лицу.

— Ну ты чего, милая? Почему так расстроилась? — пожалела молодую маму проходившая мимо медсестра.
— Мне предлагают отказаться от мальчика…

Детство

Ия Саввина родилась недалеко от Воронежа 2 марта 1936 года. Родители дали малышке очень необычное имя, что по-грузински означает фиалка. Мать девочки, Веру Ивановну, знала вся округа, она была замечательным врачом. Однажды Ия спросила у мамы, почему её так назвали, и та ответила:

— Я сначала хотела назвать тебя Светочкой. Ты была светленькая — глазки, волосики… А потом подумала: вдруг потемнеет? И решила, что лучше ты будешь Ией.

Отец, Сергей Гаврилович, ушел на войну, когда дочери было пять лет. Но после победы в семью не вернулся — встретил другую женщину. Детская обида на папу осталась с Ией на всю жизнь.

Уже будучи взрослой, она любила перечитывать его письма к ней, где мужчина не каялся и не просил прощения, а просто делился с дочкой, как и чем живет. Как бы там ни было, но своего единственного сына Саввина назвала в честь отца — Сережей.

К счастью, Ия не осталась без отцовского воспитания. Второй муж Веры Ивановны был военнослужащим, и в семье царил армейский порядок. Тяжелое военное детство, семейная трагедия и постоянные переезды закалили характер девочки. За бескомпромиссность и силу воли друзья даже стали называть ее «стальная фиалка».

Несмотря на то, что приходилось часто менять школы, Ия очень хорошо училась. Была активисткой, с энтузиазмом принимала участие в школьной жизни и окончила ее с золотой медалью. Она всегда любила литературу и поэтому решила поступать на журфак в МГУ.

Саввиной удалось совместить учебу в университете со студенческим театром. Именно здесь она сделала свои первые шаги к актерской карьере, хотя никогда не грезила ни о театре, ни о кино.

«Дама с собачкой»

Девушка настолько искренне и увлеченно играла в постановке начинающего режиссёра Ролана Быкова «Такая любовь», что Алексей Баталов, приглашенный в качестве гостя, сразу увидел в ней героиню будущего фильма «Дама с собачкой». Это он представил юную студентку режиссеру Иосифу Хейфицу, который несколько лет искал актрису на роль Анны Сергеевны.

Уже вечером Баталов позвонил Хейфицу:

— Я ее видел! Это она, та самая актриса, которая нам нужна. Как две капли воды похожая на нашу Даму с собачкой.
— Как фамилия?- спросил Иосиф Ефимович.
— Она из начинающих. Но может приехать, и вы сами все увидите.

Появившись на пробах, Ия сразу же заявила режиссеру, что не знает даже, с какой стороны подойти к камере. Но Хейфица это не испугало.

В 1960 году на международном Каннском кинофестивале фильм получил приз «За гуманизм и художественные качества» и лучшую женскую роль. Зрители и жюри отметили профессионализм актрисы. Но даже не подозревали, что главную роль исполнила девушка, не имеющая актерского образования. Тем не менее она мгновенно стала узнаваемой и популярной артисткой.

К слову, сейчас эту картину называют легендарной, и по ней учатся студенты театральных ВУЗов.

Карьера

После такого ошеломительного успеха Юрий Завадский пригласил дебютантку в театр им. Моссовета. Новенькую в театре поначалу невзлюбили за острый язычок и за то, что могла мастерски всем ответить. Но после того как в 1965 Саввиной довелось сыграть в одном спектакле с Фаиной Раневской, которая приняла одаренную партнершу, все злопыхатели замолчали.

Женщины были очень похожи по характеру: обе талантливы, ненавидели лицемерие и несправедливость, могли съязвить и поставить на место зарвавшегося оппонента. Они сдружились и всю жизнь поддерживали теплые отношения.

Ее первый спектакль «Нора» высоко оценила и Любовь Орлова, исполнявшая эту роль ранее. А в 1969 г. прогремела премьерная постановка «Петербургские сновидения» по произведениям Достоевского, где молодая артистка предстала в роли Сонечки Мармеладовой.

Параллельно с работой в театре Саввину приглашали сниматься в кино. Всего в ее фильмографии около 60-ти работ. Но своей главной удачей актриса считала героиню фильма Андрона Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Картина вышла в 1967г. и до сих пор считается классикой советского кино.

Интересен фильм был еще и тем, что профессиональных актеров там практически не было. Все роли исполняли обычные жители с округи, где проходили съемки. Актриса совершенно свободно чувствовала себя в окружении сельских жителей, была естественна и органична в образе деревенской девушки. А вот в продолжении этой истории через 30 лет сниматься категорически отказалась.

— Это не Ася! Не ее характер, не ее душа! — заявила она после того, как прочла сценарий.

Кто только не уговаривал актрису хотя бы посетить съемочную площадку. Но спорить с ней было бесполезно.

Кроме Аси, зрители помнят и любят и ее более поздних персонажей: Долли из «Анны Карениной», Нину из «Каждый день доктора Калинниковой», Ирину Васину из «Слезы капали».

Еще одна картина — «Продлись, продлись очарованье…» о поздней любви двух пенсионеров, приоткрывает перед зрителем потаенные уголки души не только героини, но и самой актрисы. Удивительно, но некоторые черты героини были присущи и ей самой. Наверное, поэтому ей так удался этот запоминающийся образ.

Не кино единым

В 1969 г. она получила предложение поучаствовать в интересном проекте по книге Алана Милна «Винни-Пух и все, все, все». Режиссер Федор Хитрук долго искал голос, которым будет говорить Пятачок. Когда же услышал Ию, предложил поработать над озвучкой.

Саввина без колебаний согласилась, тем более эту сказку очень любил ее сын. Она взяла за основу манеру речи Беллы Ахмадулиной и Пятачок стал говорить тонким распевным голосом.

В 1977 году Олег Ефремов пригласил Саввину поработать в труппе МХАТа. Скоро она стала одной из ведущих актрис театра и, как говорил его худрук, добавила чистого интеллигентного звучания. Нередко она играла на сцене и чеховских героинь. Типаж дамы начала века очень был ей к лицу.

К слову, у Саввиной и Олега Ефремова было настоящее родство души.

—За него — хоть в огонь, хоть в воду, -не раз говорила Ия.

Коллеги рассказывали, что режиссер несколько раз звал ее замуж:

— Ну, когда уже ты ко мне переедешь? Давай, решайся!
— Ну что ты, Олежка!. Какие мы с тобой супруги. Давай-ка я лучше тебя покормлю,- смущалась она и приглашала на ужин.

Кроме работы в кино и театре, Ия Сергеевна писала интересные статьи и очерки. Многие отмечали, что у нее был острый склад ума и прекрасный слог. Саввина знала всего Бродского, любила Рубцова, зачитывалась Маяковским. Недаром окончила журфак МГУ! Хрупкая на вид, она успевала много работать и при этом уделять внимание семье и особенно своему больному сыну.

Давай оставим его здесь…

Сережа родился в первом браке. Еще в студенческом театре МГУ Ия познакомилась со студентом Всеволодом Шестаковым. Они много общались во время репетиций, а затем дружба переросла в любовь. В 21 год супруга подарила мужу сына.

Только радость молодых родителей была недолгой — ребенок родился с синдромом Дауна. В те годы о таких детях знали очень мало и матери предложили сразу от него отказаться.

— Я слышала, что такие дети рождаются только у алкоголиков. У приличных же людей такого ребенка быть не может,- рассуждала соседка по палате.
— Болезнь лечению не поддается. Даже если он проживет 40 лет, он навсегда останется дитем,- вторила ей врач, принимавшая роды.
— Июшка, у нас еще будут дети. Я согласен с врачами, нам нужно оставить его здесь,- не отставал от них Всеволод.

Ия и сама была готова все бросить и отказаться от сына. Но вмешалась свекровь. Властная, но очень добрая женщина Янина Адольфовна твердила, не уставая:

— Это наш ребенок, и мы его вырастим! Да, будет тяжело. Но я помогу. Вместе мы справимся.

Так и вышло. Впоследствии Ия ни разу не пожалела о принятом тогда решении. Несмотря на диагноз, она любила своего «солнечного» мальчика. Мужественно боролась за то, чтобы он чувствовал себя полноценным человеком. Раскрыла для него мир литературы и искусства. И смогла доказать, — он такой же, как все! Только чуть особенный.

Всеволоду пришлось отойти на второй план, ведь все внимание жены занимал сын. Общие трудности скрепляют многих супругов. К сожалению, эту семью беда разрушила. Они развелись, но остались родными людьми. Бывший муж, к тому времени уже профессор-гидролог, часто навещал Сережу, занимался с ним английским.

Не оставила внука и Янина Адольфовна.Уволившись с работы, бабушка занималась с ним школьными предметами. Часто забирала к себе. Парнишка купался в любви и заботе близких ему людей. Ради сына Ия купила небольшой уютный домик с приусадебным участком в деревне под Костромой, где они любили бывать все вместе.

Личное счастье

Судьба подарила актрисе и личное счастье. Летом 1979-го главный режиссер Архангельского молодежного театра Виктор Панов пригласил нескольких московских артистов поехать вместе с его коллективом на Соловецкие острова. В этой компании оказалась Ия и актер Театра на Таганке Анатолий Васильев.

Увидев ее, мужчина очень удивился. Он и раньше сталкивался с Ией, но тогда она показалась ему жутко пафосной и высокомерной. Да и тут он не испытал никаких предчувствий любви. Лишь удивился.

— А эта парящая над миром Саввина-то что здесь делает? -спросил он у друзей.

Но в той деревне вдруг выяснилось, что они оба страстно любят рыбалку и собирать грибы. Их общее увлечение со временем переросло в дружеское общение. Постепенно Анатолий стал самым близким и родным человеком для Ии и Сережи.

Главным в сердце Саввиной всегда был сын. Но эта женщина умела и дружить. После совместных съемок в фильме «Служили два товарища» Ия по-настоящему сдружилась с Владимиром Высоцким. Ходили разговоры, что их связывали более теплые чувства. Но сама артистка не любила об этом говорить. Смерть Высоцкого стала для Саввиной настоящей трагедией.

Тесно она общалась и с семейной парой — Сергеем Юрским и Натальей Теняковой. Одно время Ия даже приютила их в своей квартире, когда те внезапно решились переехать из Ленинграда в Москву.

Самым близким другом Ия всегда считала Юрия Богатырева. Актриса опекала его, как заботливая мамочка ребенка, хотя он был всего на 11 лет ее моложе. Он и правда был как большой ребенок, — наивный и искренний. Она готова была принимать его в любое время суток, кормить, выслушивать и давать советы.

Их совместный день рождения они всегда отмечали вместе у Саввиной в квартире. Актриса очень вкусно готовила, красиво накрывала на стол. И, пригласив совместных друзей, они пировали до утра.

Когда Богатырев умер Ия собрала материал и за свой счет издала шикарный альбом, где были представлены написанные им портреты друзей и композиции на темы любимых фильмов.

С Анатолием Васильевым Ия Сергеевна прожила более 30 лет. В 2011 году Саввина предложила ему расписаться, ведь все это время они прожили в гражданском браке. А через несколько дней актриса скончалась вследствие осложнений меланомы.

Была ли Июшка с ним счастлива, Анатолий Исаакович так и не узнал. Сам он никогда не спрашивал, а она не говорила. Да и в любви в их семье было не принято признаваться. Сережа пережил свою маму на 10 лет, и все эти годы Анатолий не переставал о нем заботиться.

Load More Related Articles