Это была настоящая «бомба», взорвавшаяся, когда этого никто не ожидал. А устроил «взрыв» Марк Рудинштейн, в 2007 году засевший за мемуары под названием «Убить звезду». В книге он катком прошёлся по некоторым артистам, обнажая некрасивую подноготную их жизни, скрывающуюся за яркими фантиками. Во всяком случае, именно так восприняли тогда эти мемуары обиженные актёры.
Фестиваль «Кинотавр» Марк Рудинштейн создал в 1990 году и продюсировал до 2005. Всё, о чем поведал он в своей книге, продюсер наблюдал во время очередного проведения этого мероприятия.
Заметим, что книга Рудинштейна свет не увидела. Он её написал, по контракту его сочинение должно было выйти через пять лет, а через три года после написания мемуаров можно было опубликовать отрывки, что и сделал один из журналов. Этого отрывка (впрочем, довольно большого) хватило, чтобы на голову кинопродюсера посыпались ужасные проклятия со стороны тех, кого он упомянул, и позже Марк решил книгу вообще не публиковать.
Почему же так возбудилась отечественная кинобогема, и что такого страшного поведал Рудинштейн в этом отрывке?
Народный: «Я просила интервью, он сказал – без проблем, надо только найти место»
Очень много — об Олеге Янковском, ибо, «Народный», как его называет Рудинштейн, был лицом (президентом) «Кинотавра».
«Жадноват Народный, ох жадноват. Ни рубля в Сочи не тратит: единственный в гостинице «люкс» за девятьсот долларов в сутки ему оплачивает «Кинотавр». Приемы, устраиваемые в этом самом «люксе» для полезных Народному людей, — тоже.
Нет, время от времени он делится со мной деньгами, которые щедро дают ему «поклонники таланта». Но эти суммы не покрывают даже ресторанных счетов Народного».
«Народный» ведёт себя высокомерно, а когда у Рудинштейна возникают проблемы с ведущим, в ответ на униженные просьбы продюсера выучить слова и выйти на сцену, Янковский встаёт в позу: «я лицо фестиваля, а не шоумен!» Хотя ведущего (министра культуры Михаила Швыдкого) фестиваль лишился по вине Олега.
Марк обнародовал и весьма болезненную для семьи Янковских информацию, которая, впрочем, в артистической среде была секретом Полишинеля: сын Филипп принимал наркотики, и его жена Оксана Фандера серьёзно подумывала о разводе.
Шокирующей выглядит и история, как журналистка отправилась с «Народным» брать у него интервью в номере.
«В офисе появилась давешняя журналистка — вся какая-то растерзанная. Я бросился к девушке и, схватив её за плечи, заорал:
— Ты видела, кто на тебя напал?
— Еще бы не видеть! – девушка была зла, но не испугана. – Народный ваш! Я просила интервью, он сказал – без проблем, надо только найти место. И повёл в номер. А там…»
Надо упомянуть, что в сочинской гостинице «Жемчужина» каждый год Рудинштейн из пяти номеров создавал тайный резерв. В этих номерах могли уединиться влюблённые парочки, несмотря на то, что в Сочи обычно приезжали со своими официальными половинами. Так, у Янковского была условленная с Марком фраза: «Пойду поработаю с бумагами». Она означала: «Дай мне ключ от одного из твоих пяти номеров».
Рудинштейн подчёркивал, что Янковский делал всё, чтобы до супруги не доходили слухи о его приключениях, мол, в их роду женятся раз и навсегда!
Алкаши и геройство бухого Михаила Ефремова
Про некоторых актёров даже не скажешь, что злоупотребляли алкоголем, они просто бухали по-чёрному. Так, досталось Михаилу Ефремову (в мемуарах — Митя Перфемов) и его другу Александру Баширову. В одном из фрагментов описывается, как Баширова рвало у парапета набережной, зато Ефремов, в стельку пьяный, спас друга от зловещего человека с ножом: красной нитью через повествование проходит рассказ о том, как у Рудинштейна неизвестные злодеи вымогали деньги и угрожали зарезать кого-нибудь из гостей (кстати, ножевое ранение получил директор Абдулова).
«Человек в чёрном подошёл почти вплотную и замахнулся — в руке был нож! «Берегись!» — заорал я изо всех сил. И тут произошло чудо. Темнота рядом с ним вдруг ожила, снизу взметнулась нога и ударила нападавшего прямо в живот. Следом раздался пьяный вопль: «Что это ты делаешь? Да я тебя сейчас самого зарежу, зараза!» Это был Миша, валявшийся у парапета, а нападавшего и след простыл».
Хуже было, когда Ефремов сильно подводил, чуть ли не срывая очередное мероприятие фестиваля.
«Меня ждали в Зимнем театре, где я вместе с Сонатой Ритвиновой (Ренатой Литвиновой) и Михаилом Перфемовым должен представлять фильм «Море.Корабль.Моряк». Показ был внеконкурсный, но народу в зал набилось много.
Стоим за кулисами, и тут Митя говорит:
— Я в туалет.
— Ты что, нам на сцену выходить! – пытаюсь остановить его я.
— Файф минут! — сказал Перфемов и исчез.
Слово свое он сдержал — явился точно через пять минут. Но уже в стельку пьяным.
— Соберись, Митя! — только и успел прошипеть я перед выходом к зрителям.
И вот мы с Ритвиновой шествуем к микрофонам, а сзади вдруг раздается страшный грохот — Перфемов падает. В зале смеются. А он встает на четвереньки и ползет за нами. Дополз, гавкнул и с трудом поднялся.
— Вот какие весёлые артисты сегодня в этом зале, — пытаюсь выкрутится я. Соната берет микрофон, но не успевает сказать и двух слов о фильме, как Митя начинает орать:
— Ну что ты, б…, несешь! Что ты, п…, в кино понимаешь!
На сцену выскакивают два дюжих охранника и тащат сопротивляющегося Перфемова за кулисы».
Александр Абдулов: одержимый игрок, проигрывающий астрономические суммы
Высказался Рудинштейн и по поводу Александра Абдулова, фигурирующего в мемуарах под своим именем. С одной стороны, Марк ему сочувствовал по поводу личной жизни (хотя актёр его об этом не просил), так как был уверен: Саша любил и любит только одну женщину, Ирину Алфёрову (на фестивале Абдулов появился с Ларисой Штейнман, по словам Рудинштейна, присосавшейся к актёру, как пиявка). А с другой — сделал одно очень нехорошее предположение.
Марк с Александром вместе участвовали в благотворительном мероприятии «Задворки», где около двух лет собирали пожертвования на реставрацию церкви рядом с «Ленкомом». Однажды, кто-то из знакомых сказал Рудинштейну, мол, разуй глаза, Абдулов — игрок, в казино просаживает фантастические суммы, сколько можно собирать деньги на церковь, давно уже пора было отреставрировать.
Странно, что Рудинштейн пересказал слухи, ибо, за руку не пойман — не вор. Ну а что Абдулов был игроком — это факт. Астрономические суммы проигрывал, но ведь и выигрывал. И в Сочи он, естественно, бывал в казино.
Всем сёстрам — по серьгам! Алкоголички и бывшая звезда фильмов для взрослых
Не умолчал продюсер и о женщинах. Татьяна Догилева не смогла вести фестиваль вместо Швыдкого, поскольку ругалась со своим супругом Михаилом Мишиным: тому не нравилось, что жена злоупотребляет спиртным в компании актёров-собутыльников, и… Мишин поставил бедной Догилевой фингал!
Попытались поручить ведение фестиваля Ирине Розановой, но, по словам Рудинштейна, ассистенты ему сообщили, что актриса запила и второй день не выходит из номера. Положение, кстати, спас Янковский, который всё-таки провёл мероприятие.
Любовь Тихомирова была охарактеризована, как особа, которая в Сочи всегда была нарасхват, меняя мужчин как перчатки, и каждый из её любовников с придыханием рассказывал, что она суперженщина, просто созданная для постели. Рудинштейн саркастично заметил, что в этом ничего удивительного нет, учитывая, что она была звездой фильмов для взрослых…
«Рудинштейн — тварь!»: реакция на мемуары
После опубликования отрывка Рудинштейн пережил нелёгкое время. Книгу он писал, когда все герои были живы, а журнал напечатал его воспоминания в годовщину смерти Янковского. Марк такого не ожидал. Пришлось ему извиняться перед вдовой актёра и невесткой: «не хотел причинять вам боль».
— Макаревич честно сказал: «Я считаю, что каждый может писать все, что хочет. Но ты, Марк, обидел моих друзей. Поэтому я с тобой общаться не буду». Я уважаю такую позицию, — рассказывал Рудинштейн. — А Ярмольник сделал всё, чтобы выжать из этой истории максимальные дивиденды. Если б не его усилия, скандал был бы значительно скромнее. И ведь добился своего: получил приз имени Олега Янковского!
Обозлился Рудинштейн и на Михаила Ширвиндта (сына Александра Ширвиндта). Марк ещё до мемуаров случайно проболтался журналистам на «Кинотавре», что у женатого Михаила роман с Юлией Бордовских, всего лишь показав на них со словами «вот какие красивые пары тут ходят». Уже тогда Ширвиндт рвал и метал, а так как в мемуарах Марк опять упомянул про интрижку Михаила, тот писал в соцсетях: «Рудинштейн — тварь!» И дальше — мол, он сидел в тюрьме и пусть лучше бы занимался своими мальчиками и девочками, намекая на педофилию, хотя Рудинштейна посадили в 86-м году на шесть лет по экономической статье, он был оправдан через 11 месяцев.
— А вот Таня Догилева, к примеру, меня поддержала, — вспоминал Рудинштейн. — Я про неё рассказал, чего уж там, не самую красивую историю.
Она могла бы и обидеться на то, что я про всё это написал, но она, напротив, меня поддержала. Позвонила и сказала: «Марк, держись!»
Догилева ведь впоследствии не скрывала, что страдала алкоголизмом, и это было очень серьёзно, она лечилась в клинике. Но завязала и делится своим опытом, предостерегая слабых. Это очень достойно.
Непонятно на что обиделся Владимир Машков, обозвав Рудинштейна больным человеком. Машков в откровениях Марка — единственный, кто даёт ему советы, что делать со злодеями-шантажистами, и смотрится очень положительно. Правда, и Машков ищет любовных приключений, но он был свободен, как ветер на тот момент. Или нет…
Любовь Тихомирова заявила, что ей точно обижаться не на что, и она польщена словами Рудинштейна про постель.
— Да, я такая! — лишь улыбалась актриса.
Кто ничего не говорил и ни на что не обижался — так это Жерар Депардье. Он с удовольствием приезжал, веселился и не отказывал себе в выпивке. Француз привозил вино с собственного виноградника, и расхаживал везде с бокальчиком в руке. Да, однажды напился, упал прямо с унитаза и расшиб себе голову, а когда через год Рудинштейн прилетел в Канны и в беседе с организаторами сказал, кто он, они рассмеялись:
— Сочи? Знаем мы Сочи, это тот самый город, где Депардье упал с унитаза!
А судьи кто?
Любопытно, что Марк Рудинштейн выставлял себя невинной овечкой, критикуя актёров и актрис, «жирующих» во время фестиваля. Но разве фестиваль — не детище его создателя? Кто, к примеру, придумал предоставлять актёрам «нумера»?
— Это были комнаты релаксации, — довольно улыбался продюсер. — Я, кстати, считаю предметом собственной гордости, что через девять месяцев после завершения «Кинотавра» многие наши актрисы рожали детей. В стране подрастают девять мальчиков и девочек, зачатых в Сочи, — в частности, у Вероники Долиной и Ларисы Гузеевой.
Станислав Говорухин, Лариса Гузеева и Алика Смехова на «Кинотавре»
Когда Рудинштейн продал «Кинотавр», у него состоялся весьма показательный диалог с новыми владельцами.
— Наверное, странно себя чувствуешь?
— Да, многое изменилось. Но самое главное, думаю, вы сохранили.
— Ты о чём? — удивились они.
— Пять номеров…
Ребята хитро усмехнулись:
— Целы они, Марк, конечно, целы. Хорошую традицию нарушать нельзя.