Каким образом определяется подлинная звездность того или иного актера? Его постоянным мельканием на экране? Величиной гонораров? Зрительскими оценками картин с его участием? Числом подписчиков в социальных сетях? Кассовыми сборами? Объективности не хватает любому из методов подсчета – иногда кто-то любим просто потому что любим, даже вопреки презрению критиков и участию в сомнительных проектах. Таким «плохим парнем» мне видится, например, Джейсон Стэтем – вряд ли кто-то назовет его великим артистом или может гарантировать кассовый успех новой ленты с его именем на постере, но публикой он горячо любим. Неистово и мемно.
Полагаю, вам не нужно напоминать о том, какой путь прошел Джейсон, чтобы стать героем «пацанских пабликов». В кино Стэтем пришел довольно поздно, успев и спортом позаниматься на высочайшем уровне, и по подиуму походить, и глотнуть свободного воздуха дикой уличной торговли. Переломом в жизни будущей звезды стало знакомство с режиссером Гаем Ричи и участие в съемках хулиганского триллера «Карты, деньги и два ствола» – не то чтобы Стэтем «на утро проснулся знаменитым», но Джейсон определенно нашел свое место в жизни. Теперь, спустя 26 лет после актерского дебюта, он может удовлетворенно оглянуться назад и одобрительно покачать головой – сделано много, проекты попадались разные, деньги заработаны большие, всё, как положено настоящей звезде.
Давайте и мы окинем взглядом карьерную арку героя сегодняшнего материала, потому что большое видится на расстоянии, но что еще более интересно – на расстоянии видится и нечто совершенно неожиданное.
Джейсон несомненно является звездой боевиков – несмотря на несколько выходящих за пределы этого жанра ролей, мы воспринимаем его как парня, который не расстается с оружием и живет по особому кодексу людей, не знающих, что такое мир и спокойствие. Стэтем снялся во множестве оригинальных проектов, он запускал собственные франшизы и филигранно вписывался в уже работающие серии фильмов – вы легко вспомните десяток или даже полтора с его участием. Вроде бы названия этих лент на слуху, они успешно прокатываются по всему миру, их несложно найти на онлайн-платформах. Однако, если попробовать изучить линейку лент Стэтема с самыми высокими оценками, можно заметить печальную для актера тенденцию.
В качестве опоры я выбрал знаменитый агрегатор рецензий Rotten Tomatoes – на нем и критика адекватна, и зрительские голоса собираются таким образом, что их сложно заподозрить в накрутке. Могу сразу отметить, что Стэтема на RT не любят – критический рейтинг его картин здесь редко выходит в положительную зону (оно и понятно, высоколобые киноведы ценят совсем другое кино), но тем интереснее взглянуть на карьеру актера под новым углом. С этой оптикой открывается много интересного, особенно относительно самостоятельности и жанровых преимуществ Джейсона. Похоже, и мы, и режиссеры, и сам Стэтем не очень верно понимают, что перед нами за человек.
Итак, знаете ли вы, какой фильм с участием Джейсона Стэтема критики оценивают выше всего? Никогда не поверите, но это комедийный боевик «Шпион», главную роль в котором исполнила Мелисса Маккарти. Если вы помните, это пародийный фильм, использующий самые заезженные приемы Бондианы и прочих шпионских картин – Стэтем в нем исполняет роль чрезмерно серьезно настроенного суперагента, который, впрочем, очень плохо справляется со своими обязанностями, являясь по сути ходячим шаблоном. В то же время, ставшая шпионом поневоле героиня Маккарти, вопреки своему внешнему виду, принимает вызовы лучше профессионалов. Да, Джейсону здесь отведена второстепенная роль, но он в ней невероятно хорош.
Здесь-то и и находится первая зацепка большой и интересной закономерности – дело в том, что Джейсон идеально подходит на роль мегамачо, но такого, который только всё портит и которому лучше находиться в стороне от по-настоящему серьезных дел. На протяжении всего фильма агент Ричард Форд появляется исключительно для того, чтобы разрушить тщательно продуманные командованием планы своей твердолобостью, неспособностью к импровизации и самовлюбленностью. И тот факт, что Стэтем эффективен именно в микродозах, заставляет оглянуться на остальную его фильмографию – попробуйте, и вы увидите, что наилучшим образом этот актер проявляет себя тогда, когда ему не нужно тянуть на себе весь фильм. Джейсон – идеальный «второй пилот».
Посудите сами – несмотря на обширную коллекцию ролей и репутацию идеального воплощения образов одиноких мстителей и вершителей справедливости, в своих лучших картинах Стэтем либо находится на втором плане, либо входит в ансамбль исполнителей на общих основаниях. Будь то уже упомянутые «Шпион» и «Карты, деньги и два ствола» или же «Форсаж 7» и «Ограбление на Бейкер-стрит» – фильмы, имеющие высочайший рейтинг на Rotten Tomatoes – в них Джейсон играет вспомогательную роль. Это может показаться странным, ведь мы воспринимаем актера как харизматичного ведущего артиста, на которого делают ставки и создатели фильма, и потенциальные зрители, но факты остаются фактами – неоспоримо то, что Стэтем лучше работает вторым планом.
В первой десятке картин, отмеченных критиками самыми высокими оценками, есть только один фильм, где Джейсон Стэтем выступает как отдельная самостоятельная единица – это боевик «Пчеловод», вышедший в самом начале 2024 года. Остальные – от «Большого куша» до «Неудержимых 2» – демонстрируют Стэтема командным игроком, если не королем пятого плана, как в «Форсаже 8». Собственно, с командных картин Гая Ричи Джейсон и стартовал – в «Картах» и «Куше» у него были роли достаточно заметные, чтобы разместить имя на постере в первых строках, но это не «сольники». А вот по-настоящему самостоятельные «Механик» и «Перевозчик» были приняты уже не столь однозначно – в одиночном плавании актеру всегда чего-то не доставало…
Но это еще не все наблюдения – вторым любопытным аспектом изучения фильмографии Стэтема является вывод о том, что картины с участием этого актера получают заметно более высокие оценки в тех случаях, когда Джейсон в них делает крен в комедийную сторону. По сути, хоть сколько-то серьезно для своих наиболее известных картин Стэтем выглядит только в «Форсаже 7», где ему досталась роль злодея, и в «Ограблении на Бейкер-стрит», частично основанном на реальных событиях. В других – будь то «Большой куш», «Хоббс и Шоу» или «Адреналин» – выигрышно выглядит более легкий и смешливый образ актера. Лучше всего у Джейсона получается высмеивать самого себя, и тот самый «Шпион», с которого я начал рассказ, является лучшим подтверждением этой тенденции.
И напротив, наименьшего коммерческого и критического успеха добились те ленты, в которых Стэтем делает попытку проявить серьезность или даже драматизм. Помните фильмы, в которых Джейсон играет на нешуточных щах? Неудивительно, что вы их забыли – «Револьвер» Ричи и «Во имя короля» Уве Болла мало кто хочет пересматривать. Эти ленты и без того полны недостатков, так еще и Стэтем на себя не похож. Всё это говорит о том, что рецептура успеха у актера предельно проста – для восторгов публики и положительных рецензий критиков Джейсону всего-то нужен простой советский проект с хорошим актерским ансамблем и ролью, которая позволит подурачиться или хотя бы пошутить. Не такие уж и невыполнимые требования.
Открытием, однако, я бы это не назвал – всё лежит на поверхности. Больше того, и сам Джейсон, и его агенты наверняка что-то такое давным-давно вычислили. И на вопрос «А чего же он снимается во всяком шлаке вроде «Мег 2», «Паркера» или «13»?» ответ имеется очень простой. Сольные проекты сделали Стэтема тем, кем мы его знаем – именно они закрепили за ним славу едва ли не главной звезды экшена XXI века. Пусть такое кино не нравится критикам, пусть его громят в прессе и закидывают «гнилыми помидорами», зрители смотрят и часто остаются максимально довольными. А имея репутацию звезды боевика, сложно отказаться от предложений сняться в очередном «Механик: Воскрешение».
К тому же, если посмотреть на список последних работ Джейсона, он кажется, стал более придирчив в выборе новых проектов – его фильмографию пополнили несколько сильных картин, где Стэтем держит внимание зрителей практически в одиночку. Мы вспоминали «Пчеловода», но примерно так же тепло критики и зрители сперва приняли «Гнев человеческий», а сейчас с интересом ожидают «Сделку Левона» – боевик, который Дэвид Эйр снимает по сценарию Сильвестра Сталлоне. Может статься, что карьера актера, благодаря проведенной работе над ошибками, делает новый крутой поворот. Вдруг Джейсон пойдет по стопам Клинта Иствуда и с возрастом перейдет к крепким ролям суровых одиночек, способным не только смешить, но и растрогать?
Как всё сложится мы узнаем очень скоро – на 2025 год намечены релизы «Сделки Левона» и боевика «Метеж» французского режиссера Жана-Франсуа Рише. Где-то там же маячит «Форсаж 11» и перспектива еще одного «Хоббса и Шоу». Будет интересно через призму этих работ оценить, как развивается карьера «последнего киногероя» Джейсона Стэтема. Сможет ли он свои сильные стороны и несомненные таланты органично вписать в среду, которая так претит критиканам? Или же актер махнет на оценки рукой и будет работать для обожающей его публики и преданных фанатов? Золотая середина здесь вряд ли возможна, поэтому скучно точно не будет.