Самые повторяющиеся ошибки в изображении древнего Рима в кино

Некоторые знатоки замечают в исторических фильмах о Древнем Риме такие неочевидные вещи, как зулусскую боевую песню, которую в «Гладиаторе» Ридли Скотта распевают германские варвары. Однако большинство киноляпов в фильмах и сериалах, посвящённых римской истории, намного проще. Более того, некоторые из них создатели фильмов допускают специально. К примеру, реалистично показать античную езду воина в доспехе на лошади без стремян для современного актёра вряд ли вообще возможно.

От железных доспехов в исторических фильмах Голливуд отказался уже в 1959 году, когда на съёмках «Бена-Гура» актёры в них не смогли даже изобразить воинское приветствие. С тех пор во всех фильмах про античность доспехи кожаные, в лучшем случае пластиковые, крашеные под железо. Ещё одна проблема с доспехами — в кино легионеров, независимо от эпохи, облачают в лорику сегментату, которую в реальности стали носить только в I веке н.э.

Более серьёзный ляп связан с римской системой званий и должностей. В современном мире воинские звания чётко отделены от гражданских должностей, мэра города нельзя спутать с полковником. А вот римляне называли квесторами как гражданских чиновников с весьма широкими полномочиями, так и помощников легата, то есть офицеров легиона. То же самое относилось и к легатам, преторам, трибунам. Самих римлян такая система устраивала, но как объяснить её современному зрителю? Сценаристы обычно даже не пытаются, они просто называют всех римских военачальников «генералами», хотя прямого аналога этого воинского звания в Древнем Риме не было.

Ещё важнее ляп, связанный с обращением римских граждан в рабство. В фильмах и сериалах это происходит постоянно: рабом становится Максимус в «Гладиаторе», в рабство обращают детей Луция Ворена в сериале «Рим». Между тем продажа в рабы свободного римского гражданина являлась тягчайшим уголовным преступлением. На практике такое происходило только когда римлянин попадал в плен к пиратам, и у него не было родных, готовых заплатить выкуп.

Если вдруг кто-то из римлян оказывался руках работорговцев, и он при этом находился на римской территории, ему было достаточно вслух сказать: «Я — римский гражданин», — чтобы его немедленно выпустили. А детям даже говорить бы не понадобилось, ведь сын свободного римлянина носил на шее буллу (амулет), которая отличала его от детей иностранцев или рабов. Не менее распространённый ляп, который тоже присутствует в сериале «Рим» — угроза римскому гражданину казнью через распятие. В Риме распинали только рабов и иностранцев, римлян казнили иными способами.

Сам город Рим во всех фильмах, даже если действие происходит в эпоху Республики, блистает беломраморными зданиями, в реальности построенными во II-III веках. До того, за исключением храмов на Палатинском холме, здания в столице были в основном кирпичными. Столичные жители эпохи Цезаря могут прогуливаться мимо Колизея, возведённого в следующем веке. Женщины на трибунах Колизея во время представления сидят вперемешку с мужчинами, хотя в реальности на нижнем уровне дозволялось сидеть лишь весталкам (у них была отдельная ложа), все прочие римские дамы могли наблюдать за гладиаторскими боями только с самых верхних рядов.

В фильмах все статуи в Риме не раскрашены. Это даже не ляп, а обычное представление об античности, сформировавшееся в прошлые века. Лишь недавно учёные достоверно выяснили, что античные скульптуры красили в естественные цвета. Матроны, то есть замужние римлянки, в кино и сериалах постоянно разгуливают по улицам с непокрытой головой. Такое было возможно только в одном случае — если эта женщина желала публично опозорить и себя, и своего мужа. Римлянин мог развестись с женой, если она встречала его на пороге (даже не выйдя на улицу) без головного покрывала, ведь тем самым она демонстрировала полное отсутствие стыдливости.

С мужской одеждой в историческом кино дела обстоят ничуть не лучше. В сериале «Рим» бывшие легионеры щеголяют в футболках с принтом в виде аквилы. Римская туника не была похожа на футболку, а принты на ткань в античности наносить не умели. К тому же использовать для этого священный символ было чревато, ведь нательная одежда легко пачкается и рвётся. И без головного убора по римским улицам ходили рабы, но не свободные граждане. Даже у вольноотпущенников имелась специальная шапочка, чтобы их не путали с рабами.

Load More Related Articles