Тюремный роман Софико Чиаурели и Армена Джигарханяна

И еще один замечательный советский фильм, который сегодня почти забыт, не входит в кем-то отобранную постоянную ротацию советского кино, которое крутят по ТВ. И очень редко можно о нем услышать упоминание в СМИ. Популярная в свое время мелодрама, которую телезрители увидели в День советской милиции в 1978 г. Известный советский писатель Александр Чаковский, главный редактор тогдашней «Литературной газеты», на встрече с со зрителями в Останкино назвал этот фильм одним из лучших за последнее время.

Фильм снят на киностудии «Арменфильм». Армянское кино, в отличие от своих соседей в Грузии, не так популяризировалось в СССР. На память может прийти только трилогия о Камо с Гургеном Тонунцем, музыкальные фильмы «Песня первой любви» и Невеста с Севера» со шлягерами Арно Бабаджаняна, «Здравствуй, это я» с начинающим Арменом Джигарханяном, и вот этот двухсерийный телефильм 1978 г., который сегодня и вспомним.

Фильм называется «Аревик». Сняли его Аркадий Айрапетян и Аркадий Агабабов. Имена этих режиссеров сегодня никому почти неизвестны. Но вот главные роли в фильме исполнял совершенно уникальный дуэт двух великих советских актеров — Софико Чиаурели и Армен Джигарханян.

Сейчас с именем Софико Чиаурели связывают лишь образ секретарши Алисы Постик в комедийном детективе Аллы Суриковой 1983 г. «Ищите женщину». Кстати, на роль инспектора Грандэна первоначально планировался Михаил Ульянов, но он уехал с театром на гастроли. Затем был приглашен Армен Джигарханян, но руководство студии посчитало. что инспектор в его исполнении раскроет преступление в течение 20 минут и зритель не поверит, что эксцентричная Алиса может два часа экранного времени морочить голову такому орлу-сыщику. В итоге на роль простодушного Грандэна пригласили однокурсника Софико Чиаурели по ВГИКу Леонида Куравлева.

Вот так не состоялся у Софико еще один дуэт с Арменом Джигарханяном. В «Аревик» грузинка Чиаурели играет армянку Аревик Гарегиновну Геворкян, простую работницу Ереванского часового завода. Сидит на конвейере и собирает будильники. Перед нами королева и Чиаурели должна убедить зрителя, что это простая сборщица с часового завода, бывшая деревенская девчонка, перебравшаяся в город.

Чтобы там не вспоминали про «Ищите женщину», но совершенно забытая роль Аревик, на мой взгляд, лучшая у Софико Чиаурели. Она здесь полностью раскрывает свой выдающийся талант эмоционально-эксцентричной и драматической актрисы мирового уровня. Аревик — по армянски «солнышко». И именно такое солнышко и играет Чиаурели.

Тот день у Аревик начался очень удачно. На завод приехала киногруппа снимать репортаж на производственную тему. Начальство и режиссер выбрали передовую работницу Аревик для сьемок с рассказом о заводе. Ее отпустили с обеда, чтобы она переоделась и сделала себе прическу для репетиции. И еще ей повезло купить остродефицитный ковер. Ковры привезли для продажи в рассрочку работникам завода. А еще за ней стал очень откровенно ухаживать кинорежиссер, который снимал репортаж.

Но Аревик после работы надо отвезти ковер домой, и она ловит такси. Несмотря на возражения водителя такси, она кое-как помещает негабаритный ковер в салон и тут же начинает хвастаться своей покупкой. Но водитель не расположен к общению. Он хмур и немногословен. И начинает уже раздражаться на эмоциональную болтушку Аревик.


Водителя играет Армен Джигарханян. Поскольку этот фильм бенефис Софико Чиаурели, задача нашего великого Армена Борисовича была особо ни выделяться, ни заслонять собой Софико, а наоборот, молчаливостью и тихой мрачностью своего героя Андроника Андриасяна оттенять эмоциональность Аревик. Лед и пламя. И ему это удалось. Джигарханян в тени Чиаурели, его пребывание на экране не больше 15 минут из более чем двух часов, но он не теряется, он и за кадром главное действующее лицо наравне с Софико.

Заболтала Аревик водителя, он отвлекся и неожиданно под колеса его машины выскочил из-за стоявшего грузовика дедушка, божий одуванчик. Сбил Андо этого одуванчика, но не стал останавливаться сбежал с места происшествия. А потом стал умолять Аревик, что ему нельзя сейчас садиться в тюрьму, даже на колени пред ней встал. Но испугавшаяся Аревик, схватив злополучный ковер, быстро ушла.

Вот после этого случая и перевернулась жизнь Аревик. Одуванчик сильно не пострадал, отделался ушибами. Андроника привлекли к уголовной ответственности. Аревик главный свидетель. И в гости к Аревик пришли друзья Андроника, таксисты. И главный у них толстый таксист Жора, друг детства Андроника. Его играет один из лучших армянских актеров, народный артист СССР Хорен Абрамян.

Оказывается у Андроника два месяца назад умерла жена, осталось двое маленьких детей и престарелая больная мать. Никак ему нельзя садиться в тюрьму. И попросил Жора изменить Аревик показания, сказать, что Андо уехал с места происшествия, чтобы вызвать «скорую помощь». И перед хорошим человеком Аревик стоит дилемма — дать ложные показания в суде, чтобы спасти другого хорошего человека и самой стать преступницей за лжесвидетельство, или же сказать правду и оставить сиротами двух маленьких детей.


Аревик сказала правду. Андо дали год лишения свободы. Закон есть закон. И начинается у Аревик совсем другая жизнь. Она начинает ухаживать за детьми и старушкой матерью Андо. Несмотря на то, что и толстый Жора и мать Андо считают ее главной виновницей несчастья, гонят и оскорбляют ее.

И тут проявляются уникальный актерский талан Софико Чиаурели. Когда она говорит — это веселая, эксцентричная Аревик, а когда молчит — невозможно оторваться от этих глаз, полных печали и тоски. Аревик развелась с мужем, чтобы не мешать ему копить деньги на машину, главную цель его жизни. Живет очень скромно, снимая квартиру. И ведь пользуется вниманием у мужчин, в фильме у нее два поклонника — кинорежиссер и соседский паренек, но все это не то.

То как Софико смотрит в камеру и молчит рассказывает о ее героине гораздо больше многих страниц диалогов. В мировом кино так могли делать, наверное, только великие Грета Гарбо и Анна Маньяни и Джульета Мазина.



И оказывается Аревик кругом виновата. На работе сказала правду про пожилую работницу из ее бригады, которая к ней не очень хорошо относится, та тут же потеряла сознание. Сказала правду на суде — сделала несчастными Андо, его мать, детей и друзей во главе с Жорой.

И, чтобы окончательно выяснить вопрос с Андроником, она едет к нему на свидание в колонию. Финальная сцена между Софико Михайловной и Арменом Борисовичем — тут все должны рыдать. Виртуозная игра двух великих мастеров. Эмоциональная и справедливая Аревик, и внешне спокойный, но чувствуется какой там внутри темперамент, уже умиротворенный Андроник. И одно их самых необычных объяснений в любви и предложений руки и сердца. После бурного выяснения кто же и в чем виноват, Андроник говорит


«Я хочу. чтобы мои дети росли возле тебя. И чтобы они были похожи на тебя.»

И говорит он это так, как может сказать только Армен Джигарханян — крепко и толково, по мужски, без лишних экспрессий и очень убедительно. И кто же сможет отказать такому мужчине, да еще с детьми, которые ее уже с первого взгляда назвали мамой.

И вновь Чиаурели совершенно гениально молчит и смотрит в камеру.


Вот это и есть высший актерский пилотаж. Когда актер может бесконечно молчать, держать паузу и ни на секунду не отпускать зрителя.

На шести международных кинофестивалях ( Локарно, Сан-Себастьян, Дюарнен, Прага, Сан-Ремо) с 1966 г. по 1978 г. Софико Михайловна Чиаурели была удостоена премий за лучшее исполнение женской роли в различных кинофильмах. За роль Аревик ей была присуждена в 1978 г. первая премия за лучшее исполнение женской роли на международном фестивале телевизионных фильмов в Праге.

А в 1982 г. композитор К. Орбелян и поэт Л. Дурьян написали песню «Аревик». В исполнении Георгия Минасяна песня стала победительницей Всесоюзного фестиваля песни «Песня-82». Песню показали 1 января 1983 г. по первой программе ЦТ в заключительном концерте фестиваля, а сразу же после концерта состоялась премьера другого шедевра с Софико Чиаурели «Ищите женщину». Вот такое кольцо между двумя лучшими ролями великой актрисы.

Load More Related Articles