Сегодня в кинематографе почти на каждый успешный фильм приходится множество ненужных сиквелов, однако некоторые режиссёры отказались снимать продолжение, даже несмотря на огромный зрительский интерес.
Они проявили редкое стремление к сохранению творческого подхода, ведь для них единственной настоящей причиной для создания сиквела было наличие истории, которую действительно необходимо рассказать. В этом материале предлагаю поближе разобрать такие примеры.
Приятного чтения!
Квентин Тарантино (Убить Билла 3)
«Убить Билла» — это удивительная дань уважения кинематографу боевых искусств, которую Квентин Тарантино выпустил в виде двух частей: первая часть вышла в 2003 году, а вторая — в 2004 году. Ума Турман сыграла роль Невесты, жаждущей отомстить Биллу, и фильм привлёк внимание целого поколения зрителей к жанру боевых искусств.
Хотя история Невесты завершилась в двух частях, сам Тарантино в интервью упоминал идею сиквела и даже рассуждал о возможности снять не только третий, но и даже четвёртый фильм, с уже повзрослевшей дочерью Невесты.
Однако Тарантино всегда тщательно продумывает своё творческое наследие и не раз заявлял, что хочет завершить карьеру после десяти полнометражных фильмов. С учётом того, что ему осталось снять всего один фильм, долгожданный выход третьей части кажется маловероятным, поскольку режиссёр, скорее всего, сосредоточится на другой истории, несмотря на высокий зрительский запрос на продолжение.
Дэвид Финчер (Бойцовский Клуб 2)
«Бойцовский клуб» стал одним из самых противоречивых фильмов 90-х и знаковым произведением для Дэвида Финчера, Эдварда Нортона и Брэда Питта. Как и культовая экранизация романа Чака Паланика, «Бойцовский клуб» точно передал дух цинизма поколения X, затрагивая темы капитализма, мужественности и морального разложения.
История об одиноком, неудовлетворённом, страдающем от бессонницы герое, втянутом в заговор бойцовских клубов, борьбу с раздвоением личности и план по разрушению и восстановлению современного общества, идеально уловила дух времени и оставила зрителей с желанием увидеть продолжение.
И хотя Паланик написал сиквел в виде графического романа в 2016 году, зрителям не стоит ожидать продолжения. Финчеру не только это не интересно, но и он заявлял, что даже не хочет пересматривать оригинал. В прошлом году в одном из интервью он так и заявил:
«Я не смотрел его уже 20 лет. И не хочу.»
В общем, с таким отношением продолжение от Финчера выглядит маловероятным.
Кристофер Нолан (Начало 2)
Фильмография Кристофера Нолана включает множество картин, для которых зрители с удовольствием посмотрели бы сиквелы. Однако, за исключением трилогии «Тёмный рыцарь», Нолан избегает возвращения к уже завершённым проектам.
Его стиль работы направлен на создание самостоятельных историй, и, несмотря на то, что богатые и воображаемые миры его фильмов вполне могли бы разрастись в серии сиквелов, он предпочитает переходить к новым и уникальным проектам.
Один из фильмов, сиквел которого публика очень бы хотела увидеть, — это «Начало». Вторая часть наверняка бы стала кассовым хитом, ведь оригинал собрал более 800 миллионов долларов, но изначально «Начало» было задумано как самостоятельный фильм, и, похоже, Нолан предпочитает сохранить его таким, поскольку он подчёркивал, что не заинтересован в работе над продолжением.
Возвращение к этой истории также разрушило бы субъективную, открыто-завершённую концовку, так как потребовало бы дать окончательный ответ на вопрос, был ли Дом Кобб в реальности или во сне.
Роберт Земекис (Форрест Гамп 2)
«Форрест Гамп» стал вторым по кассовым сборам фильмом 1994 года, собрав более 678 миллионов долларов, уступив только «Королю Льву» от Disney. С Томом Хэнксом в главной роли, эпическая история Форреста Гампа — человека с невысоким уровнем интеллекта, который оказался на пути ключевых событий американской истории XX века — тронула сердца зрителей и получила шесть премий «Оскар».
Но мало кто знает, что Роберт Земекис и Том Хэнкс планировали снять продолжение по продолжению автора оригинала, «Гамп и компания», но несмотря на успех первой части, планы на продолжение прервало событие, изменившее мир.
После 11 сентября 2001 года Земекис пересмотрел свою позицию относительно сиквела, а сценарист Эрик Рот рассказал, что отправил сценарий сиквела как раз за день до ужасной трагедии. После и он, и Хэнкс, и Земекис решили, что история Форреста Гампа потеряла актуальность в изменившемся мире, и работа над сиквелом так и не началась.
Стивен Спилберг (Инопланетянин 2)
Сегодня, если фильм оказывает такое же влияние на массовую культуру, как «Инопланетянин» в 80-х, продолжение было бы гарантировано, а проект стал бы основой для масштабной франшизы.
Несмотря на то, что «Инопланетянин» в своё стал самым кассовым фильмом всех времён, пока его не превзошёл другой фильм Стивена Спилберга, «Парк юрского периода», его наследие осталось нетронутым, и он по-прежнему считается одним из лучших семейных фильмов с цельной, завершённой историей.
Однако это было не всегда так, и Спилберг всерьёз рассматривал идею сиквела. После оглушительного успеха первой части Спилберг и Мелисса Мэтисон набросали набросок сюжета для продолжения, но позже Спилберг понял, что этот сиквел лишь «лишит оригинал его чистоты», и с тех пор отбросил идею возвращения к этой истории.
Кристофер Нолан (Четвёртый фильм по «Тёмному рыцарю»)
Трилогия «Тёмный рыцарь» Кристофера Нолана стала одной из самых значимых франшиз о супергероях и оказала неоспоримое влияние на сам жанр. Его тёмная и мрачная версия Бэтмена привнесла в супергероику уровень художественности и глубины, которых ранее не хватало фильмам подобного жанра.
Будучи режиссёром, который никогда ранее не снимал сиквелы, Нолан сделал исключение для этой трилогии, и она стала эталоном, с которым теперь сравнивают все современные фильмы о супергероях.
Несмотря на то, что Нолан завершил трилогию и перешёл к новым проектам, зрители надеялись на воссоединение с Кристианом Бэйлом для четвёртой части, однако когда в 2023 году Нолана спросили о возможном продолжении, он ответил коротким «Нет».
Роберт Земекис (Назад в будущее 4)
Сюжетная основа «Назад в будущее», связанная с путешествиями во времени, позволяет создавать бесконечные истории, охватывающие всю мировую историю. Однако, несмотря на культовый статус франшизы и очевидный интерес зрителей, «Назад в будущее» останется трилогией, поскольку режиссёр Роберт Земекис решительно против продолжения, ремейка и перезапуска.
Кроме того, актёр Майкл Дж. Фокс, сыгравший Марти МакФлая, завершил карьеру из-за проблем со здоровьем, что создаёт ещё больше препятствий для возвращения Марти и Дока Брауна.
В 2008 году Земекис сравнил идею съёмок новой части Назад в будущее без Фокса со «стейком, но без говядины». Земекис твёрдо заявил, что не позволит снимать «Назад в будущее 4» или ремейк с новым актёром, но не исключил возможности возвращения к франшизе. У него есть определённый интерес к созданию полнометражной версии «Назад в будущее» в виде мюзикла, но по его словам Universal Pictures не заинтересовались этим проектом.