В 1966 году на советские экраны вышел очень хороший черно-белый фильм Геннадия Полоки «Республика ШКИД», снятый по одноименной повести Григория Белых и Л. Пантелеева (псевдоним писателя Алексея Еремеева). Картина была приурочена к двум круглым датам – 50-летию установления советской власти и 40-летию выхода повести в свет. Кинолента стала настоящим хитом: ее посмотрело больше 30 миллионов зрителей, и она стала лидером проката. Несмотря на всеобщее признание, Пантелеев остался недоволен творением Полоки. По его словам, в фильме слишком мало позитива и довольно много негатива.
Автор, который в 1920-х годах сам учился в школе-коммуне имени Ф.М. Достоевского, признавал, что среди ребят-беспризорников царили воровство, ростовщичество; периодически происходили жестокие драки. Но при этом подростки – по воспоминания того же Пантелеева – увлеченно читали, изучали иностранные языки, ставили театральные пьесы и даже сочиняли стихи. Пантелеев был чрезвычайно недоволен, что фильм поверхностно коснулся этой стороны жизни шкидовцев.
Впрочем, трудно упрекнуть Геннадия Полоку в недостоверности изображаемых событий. Картина отлично передает дух 1920-х годов. Это было время НЭПа – относительной свободы в экономике и социальной сфере. В этот период было разрешено многое из того, за что уже через пару лет арестовывали и даже приговаривали к высшей мере наказания. В центре внимания режиссера – педагогическая деятельность основателя школы Виктора Николаевича Сорокина (настоящая фамилия педагога – Сорока-Росинский) по перевоспитанию подростков-хулиганов.
Виктор Сорока-Росинский придерживался демократического принципа учебы и воспитания школьников, но допускал принуждение – с последующим переходом к самоуправлению, самодеятельности и соревновательности. Он воспитывал своих подопечных коллективно, однако учитывал индивидуальность каждого ученика. Именно эти методы педагога находятся в центре внимания картины. Для демонстрации успеха его методики режиссер, который и написал сценарий, не пожалел ни красок, ни эмоций, которые буквально бьют через край.
Создателей фильма упрекали в том, что они показали слишком быстрый процесс перевоспитания подростков. Но похоже, иначе было нельзя: хронометраж картины ограничен, а сюжет должен был обязательно вселить в зрителей чувство оптимизма и веры в эффективность советской педагогики.