«Пьяный приехал с девушкой на аэродром, и пытался взлететь!» — как служил сын Сталина, и почему он стал генералом в 25 лет?

Василий Сталин вошёл в историю как один из самых молодых генералов Советской Армии. В марте 1940-го, по окончании лётного училища, сын вождя стал лейтенантом. В декабре 1941 г. ему было присвоено звание «майор». Причём сведений о том, что Василий был старшим лейтенантом и капитаном, нет. Получал ли он их вообще, или был произведён сразу из лейтенантов в майоры?

Всего через три месяца после получения звания «майор», 21-летнему Василию присвоили звание полковника (перешагнув через звание подполковника).

В апреле 1946-го, в 25 лет, сын вождя получил звание генерал-майора авиации. А в 1949 году – генерал-лейтенанта.

Даже невооружённым взглядом видна поспешность этих решений о присвоении сыну вождя воинских званий. Нельзя однозначно сказать, что Василий Сталин получил их незаслуженно. Он был хорошим лётчиком и командиром. Но – есть нюансы.


Генерал Сталин. Фото в свободном доступе.

Лётчик с гусарским характером

Младший сын вождя определился с выбором своей будущей профессии рано и решительно. Ещё в детстве он решил стать военным лётчиком.

Воспитывался и учился Василий вместе с приёмным сыном Сталина Артёмом Сергеевым. Окончив девять классов 25-й образцовой школы города Москвы, Василий Сталин в 1938 году поступил в Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу имени Мясникова. После неё сын советского лидера ещё повышал свою квалификацию в Военно-воздушной академии имени Жуковского, а также на Липецких авиационных курсах усовершенствования командиров эскадрилий.

Рвения к учёбе и прилежания в постижении наук Василий Сталин не проявлял. Занятия теоретические явно были для него очень скучными. Однако на практике сын вождя был совсем другим. Там он занимался очень охотно, и из училища вышел хорошим лётчиком, настоящим профессионалом, который очень любит своё дело.

С марта 1940 года Василий проходил службу в 16-м истребительном авиационном полку 57-й авиационной бригады ВВС Московского военного округа. Офицером был достойным – подчинённые его любили. Однако сын вождя отличался недисциплинированностью и неуёмной тягой к спиртному. В нетрезвом виде в нём просыпались некрасивые ухарские и гусарские замашки. Компания из мнимых друзей – прихлебателей лишь способствовала развитию этих пагубных привычек.

Например, однажды ночью Василий Сталин приехал на аэродром на своей машине сильно нетрезвым, вместе с какой-то девушкой. Он намеревался взлететь, и лишь с большим трудом удалось удержать его от этого опасного трюка.


Василий Сталин с отцом. Фото в свободном доступе.

«Его нельзя было держать в тылу!»

В мае 1941 года сын вождя получил должность инспектора-лётчика 2-го отдела Управления ВВС РККА. С сентября 1941 года он стал уже начальником инспекции Управления ВВС РККА. Но этой тыловой работой Василий тяготился, страдал от неё, и упорно рвался на фронт.

«Его нельзя было держать в тылу. Человек он был активный, моторный, смелый. Летал прекрасно, на фронт рвался, и его место было, безусловно, там»,– вспоминал Владимир Аллилуев.

В действующей армии Василий Сталин находился с июля 1942 года: сначала как командир 1-й особой авиагруппы 8-й воздушной армии, а потом (с февраля 1943 года – как командир 32-го гвардейского истребительного авиаполка).

Несмотря на то, что единственного оставшегося в живых сына Сталина всячески оберегали, – он лично участвовал в боевых вылетах и воздушных боях, сбил от 2 до 5 самолётов противника (по разным данным). Когда был сбит и погиб другой пилот из «золотой молодёжи» – Владимир Микоян, Василий написал на своём самолёте «За Володю!»

По свидетельству Героя Советского Союза С.Ф. Долгушина, «Василий Сталин полком командовал старательно, прислушивался к более опытным лётчикам. В феврале – марте 1943 года он делал боевые вылеты вместе с моей эскадрильей, и мы сбили 10 самолётов врага. С участием Василия – три. Причём надо отметить, что первым, атаковал их Василий, после этих атак самолёты теряли управление, и мы их потом добивали. Их можно было засчитывать Василию как сбитыми лично, но он их считал сбитыми в группе. Я однажды сказал ему об этом, но он махнул рукой и бросил коротко: «Не надо!»

Василий Сталин. Фото в свободном доступе.

«Вы что, правда считаете, что он этого достоин?»

В мае 1944 года Василий Сталин дорос до должности командира дивизии – 3-й гвардейской истребительной авиадивизии в составе 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса генерал-лейтенанта Е. М. Белецкого. Дивизия под его командованием принимает участие в боевых действиях в Белоруссии и Литве.

Белецкий характеризовал своего подчинённого как высокопрофессионального пилота, который умело летает на всех типах истребительной авиации, обладает отличной техникой пилотирования, тактически грамотен, любит лётное дело и обладает хорошими командирскими качествами.

С 22 февраля 1945 года сын вождя командовал 286-й истребительной авиадивизией 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта. Дивизия под его командованием принимает участие в Берлинской наступательной операции, по итогам которой Василий Сталин получил орден Суворова 2-й степени.

По данным аттестации в июле 1945 года, общий налёт сына вождя исчислялся в 3145 часов 45 минут.


Василий Сталин. Фото в свободном доступе.

За время войны Василий несколько раз получал не только хвалебные характеристики, но и взыскания – из-за своей неуёмной тяги к алкоголю и разным «алко-приключениям». Тяжёлые последствия имело одно из них – когда сын вождя организовал рыбалку с применением авиационных реактивных снарядов, в итоге которой инженер по вооружению его полка погиб, а один из лучших лётчиков был ранен и навсегда потерял возможность летать. Сам Василий тоже получил ранения в ноги.

Неудивительно, что вождь целых 11 раз (!) блокировал инициативы подхалимов о присвоении его сыну генеральского звания. И лишь в 12-й раз согласился, да и то – со скептической фразой: «Вы что, правда считаете, что он этого достоин?»

Молодой генерал Василий Сталин стал командиром 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса в составе Группы советский войск в Германии. В 1947 году стал помощником командующего ВВС Московского военного округа, а в 1948 году –командующим ВВС МВО.

Вопреки распространённому мнению, крах карьеры Василия Сталина начался ещё до смерти его всемогущего отца. С должности он был снят в июле 1952 года, после пьяного дебоша, который Василий устроил на Тушинском аэродроме по окончании праздника Воздушного флота. В августе 1952 года он был зачислен слушателем Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова. Но никакого интереса к учёбе не проявлял, на занятия не ходил.